ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА ЭТАПЕ ЮВЕНАЛЬНОГО УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА ЭТАПЕ ЮВЕНАЛЬНОГО УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА


Особенностью уголовного судебного производства в отношении несовершеннолетних подсудимых является специальный предмет доказывания и обязательное участие в процессе педагога и психолога. Участие педагога - психолога в ювенальном уголовном судопроизводстве повысит достоверность социально-психологического расследования. Специальные знания педагога-психолога относятся к областям, выходящим за пределы профессиональных знаний судей, помощников судей, государственных обвинителей. Педагог-психолог, обладая специальными знаниями, применяет их для содействия в решении задач судопроизводства и выполняет в ювенальном уголовном процессе вспомогательную функцию. Деятельность психолога в ювенальном уголовном судопроизводстве сочетает психолого-педагогическое, социально-психологическое и социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего на этапе ювенального уголовного судопроизводства. Участие педагога - психолога в ювенальном уголовном судопроизводстве повысит достоверность социально-психологического расследования.
Поскольку участие педагога-психолога в ювенальном уголовном судопроизводстве обусловлено теми же причинами, представляется, что вполне логично распространить понятие «специалист» на педагога-психолога, привлекаемого в рамках ювенального уголовного судопроизводства к проведению отдельных следственных действий либо к участию в судебном заседании. Педагог-психолог обеспечивает психолого-педагогическое, социально-психологическое и социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего подсудимого, потерпевшего и свидетеля на стадии уголовного судопроизводства».
Сформулированное определение понятия «специалист» педагог-психолог более полно отражает признаки, обязательные для наделения лица процессуальным статусом, в связи, с чем следует внести соответствующие изменения и дополнения в ч. 1 ст. 58 УПК РФ. Предлагаем изменить и дополнить статусу специалиста – педагог-психолога в рамках ч.1,2 статьи 251 УК РФ, ч. 1,2,3,4 ст. 280 УПК РФ, ч. 3,4,5 ст. 425 УПК РФ. Предлагаемые дополнения и исправления, расширяющие процессуальный статус педагога-психолога распространяется и на уголовное судопроизводство с участием несовершеннолетних, страдающих психическим расстройством.
Экономия средств регионального бюджета за 6 мес. от потенциального участия педагога-психолога в ювенальном уголовном судопроизводстве Свердловской области может составить 7,26 млн.руб.