Технологическая карта урока окружающего мира Живые участники круговорота веществ

Щенникова Л.Ю.
МОБУ «СОШ № 54» г.Оренбург
Учитель начальных классов

Технологическая карта урока
Тема раздела ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ

№ п/п
Параметр
Описание


Учебный предмет, класс
Окружающий мир, 3 класс


Тема занятия/урока
Живые участники круговорота веществ


Цель (цели) занятия/урока

Ознакомление с основными «профессиями» живых организмов и их взаимной зависимостью.





Ожидаемый учебный результат
Предметные результаты
Универсальные учебные действия




1.Уметь объяснять значение круговорота веществ в при роде и в жизни человека.
2.Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
3.Научатся приводить примеры живых организмов разных профессий.






Познавательные УУД
1.Развиваемумения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2.Представлять информацию в виде схемы.
3.Выявлять сущность, особенности объектов.
4.На основе анализа объектов делать выводы.
5.Обобщать и классифицировать по признакам.
6.Ориентироваться на развороте учебника.
7.Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Оборудование и материалы
Для педагога
Для учащихся




иллюстрации с организмами разных «профессий», плакат «Живые участники круговорота веществ» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса», проектор, доска.




учебник «Окружающий мир» (Часть 1 «Обитатели Земли») авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова и др. (ОС «Школа 2100»), текст проверочной работы, карточки

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока
Цель - результат
Содержание
(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Оценка и контроль

Мотивация.
(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности, возможность сочетать с проверкой домашнего задания и т.д.)
эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка
с.30
– Нам сегодня предстоит подумать над очень важным проектом. Так как мы с вами живём в веке освоения космического пространства, то не за горами длительные путешествия к другим звёздным системам, вот давайте и подумаем над тем, чем оснастить космический корабль, чтобы путешествие было комфортным. Итак, что необходимо в первую очередь и почему?
– Каким образом можно обеспечить космонавтов этими веществами во время длительного путешествия?


– Какой в связи с этим у вас возникает вопрос?
– Откройте учебники на с. 30, давайте ответим на вопросы.
– Какими знаниями мы уже обладаем и каких нам не хватает, чтобы ответить на вопрос урока? (Ответы целесообразно зафиксировать на доске.)
– Давайте составим план урока.



– Что мы сейчас с вами делали?














Необходимы питательные вещества, вода, воздух.




Этими веществами их могут обеспечить живые организмы, например, растения можно выращивать во время путешествия, а потом их использовать в пищу.

Почему нужны живые организмы разных «профессий»?















Составляется план на основе вопросов, написанных на доске.


Планировали нашу деятельность.




















































– Какое умение формировали?

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д.)
Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями
создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока
презентация

– Мусорщики, едоки, кормильцы в экосистеме существуют сами по себе и независимо друг от друга? А как?


– Чем они связаны? Как нам проверить наше предположение?

– Давайте проведём исследование для определения роли живых организмов. Работать будем в группах.





Нет. Они существуют совместно.


Они связаны друг с другом, помогают друг другу. Прочитать в литературе.


Открытие нового (знания, способа действия)
Работа по учебнику Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ
Обсуждение (возможно в парах, группах ) Формулирование вариантов выводов. Обобщение
Формулирование вариантов выводов. Обобщение

Работа в учебнике.
Задание для первой группы:
– Что делают кормильцы? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 31. Как можно назвать их профессию, если они производят органические вещества? На что расходуются произведённые вещества?

Задание для второй группы:
– Что делают едоки? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 31–32. Как можно назвать их профессию, если они получают вещества, поедая растения или животных? Что происходит с веществами?

Задание для третьей группы:
– Что делают мусорщики? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 32.
– Как производители, потребители и разрушители связаны? Давайте проверим по учебнику на с. 33.




– Продолжи: чтобы было, если бы исчезли?
– Можем ли мы ответить на проблемный вопрос? Как? Используйте рисунок на с. 33.
Работа в группах


Кормильцы – растения, поглощают из почвы воду и соли, а из воздуха – углекислый газ. На свету производят сложные вещества. Эти вещества служат пищей и растениям, и другим организмам, поэтому они выполняют роль производителей. Органические вещества растения используют для роста и постройки своего тела. Ещё они выделяют кислород.

Едоки – животные, получают вещества, поедая растения и животных. Поэтому они выполняют роль потребителей. Они возвращают растениям углекислый газ.


Мусорщики – разные живые организмы, питаются только умершими


Производители создают для всех питательные вещества и кислород, потребители возвращают растениям углекислый газ, разрушители превращают умершие организмы в вещества, которые используют растения.

Производители, потребители и разрушители вместе поддерживают жизнь на Земле, т.к. их связывает круговорот веществ.

















































– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным
Самостоятельная работа
Творческие задания
Диагностические задания на осознание и понимание нового
Включение будущего нового материала

Диагностические задания на осознание и понимание нового.


Включение будущего нового материала.


1. Работа в учебнике.
– Ответьте на вопросы на с. 33.
– Выполни любые два задания из рабочей тетради.






Возможные ответы на задания проверочной работы № 3:
1) Необходимый уровень.
Вариант 1. Ошибочная фраза: Все вещества находятся в почве и не участвуют в круговороте. Повышенный уровень. Стрелка от берёзы к гусенице, от неё к синице, от всех этих организмов стрелки идут к мёртвым организмам, от мёртвых организмов к микробам, от последних – к питательным веществам почвы, а от них – к берёзе. Если бы исчезли растения, не смогли бы жить все остальные живые организмы. Если бы исчезли микробы, никто не разрушал бы мёртвых растений и животных. Максимальный уровень. Около пшеницы подпись «производители» или «кормильцы»; около кузнечика – «потребители» или «едоки»; около микробов – «разрушители» или «мусорщики». В качестве контроля в расположении стрелок можно посмотреть на рисунок в задании 3 в варианте 2. От производителей отходят стрелки «кислород» к потребителям и микробам (последнее не обязательно должно быть в ответах), стрелки «органические вещества» – к потребителям, а далее к разрушителям. Стрелка «углекислый газ» отходит от потребителей и разрушителей и направлена к производителям (последнее не обязательно должно быть в ответах). Стрелка «минеральные вещества» идёт от микробов к растениям.
Вариант 2. 1) Необходимый уровень. Наиболее верное и правильное определение круговорота – цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом. Повышенный уровень. Стрелка от ели к белке, от неё к ястребу, от всех этих организмов стрелки идут к мёртвым организмам, от мёртвых организмов к микробам, от последних – к питательным веществам почвы, а от них – к ели. Если бы исчезли растения, не смогли бы жить все остальные живые организмы. Если бы исчезли птицы, гусеницы, никто не поедал бы размножившиеся растения. Максимальный уровень. В левом верхнем

Выполнение заданий по выбору.








2.Написание проверочной работы № 3






Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.




















Взаимопроверка

Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Задание на дом.



Составление обобщающей схемы.

Чтение текста темы 7. Выполнение заданий из рабочей тетради на выбор из предложенных учителем.

– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?

– Почему живые организмы не могут жить друг без друга?

Оценки за урок



Самооценка










13 PAGE 141015






15