Технологическая карта урока «Экономика и ее основные участники»

Паспорт урока обществознания в 7 классе
ФИО учителя, название ОО Майорова Вера Ивановна-ГБОУ СОШ с. Черный Ключ муниципального района Клявлинский

Целевой компонент
Тема урока
«Экономика и ее основные участники»


Образовательная цель
Формирование ценностного отношения к обществоведческим знаниям, развитие интеллектуальных способностей семиклассников через осмысление и решения практических задач по обществознанию.


Планируемые образовательные результаты
По окончании изучения темы ученик:
ЛР: обосновывает свою точку зрения;
дает свою оценку экономическим процессам (на уровне семьи);
сохраняет мотивацию к учебной деятельности, проявляет интерес к новому учебному материалу;
выражает положительное отношение к процессу познания;
развитие познавательного интереса к изучаемым вопросам.
МР:
выявляет особенности и признаки объектов;
приводят примеры в доказательство выдвинутых положений;
прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала.
ПР:
принимает и выполняет учебную задачу;
приобретение умений и навыков в экономических отношениях;
дает определение понятию «экономика», производитель, потребитель;
характеризует основных участников экономики.


Программные требования к образовательным результатам раздела «Человек в экономических отношениях»





Ученик научиться:
- определять, как экономика служит людям, что общего и в чем различия экономических интересов производителей и потребителей, как взаимосвязаны основные участники.
-различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
-раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

Содержательный компонент
Программное содержание
В модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
-характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
-приводить примеры основных видов деятельности человека



Мировоззренческая идея
Знание экономических процессов позволяет рационально вести домашнее хозяйство


Ценностно-смысловые ориентиры
Гражданская идентичность, точность, рациональность, эффективность.


План изучения учебного материала
Что такое экономика?
Натуральное и товарное хозяйство.
Основные участники экономики?



Основные понятия
Экономика, производство, распределение, обмен, потребление, натуральное хозяйство, производительность труда.


Основные законы, закономерности
Экономика и экономическая наука

Организационно-деятельностный компонент
Тип урока
Урок изучение нового материала


Форма урока
Исследование


Образовательная технология
Проблемное обучение


Оснащение урока
Компьютер, интерактивная доска


Мизансцена урока
традиционная


Предварительная подготовка к уроку учащихся



Домашнее задание
Учебник.п.8, задания(с.71-72) – задания направлены на логическую цепочку рассуждений и анализ утверждений






Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
ПОР урока

I. ЭТАП УРОКА. Организационный момент. (3мин)

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.



II. ЭТАП УРОКА. Создание проблемной ситуации. (12мин)

1.Мотивация учебной деятельности. Проводит беседу по обсуждению темы, цели и плана урока
Вводное слово:
Иллюстративный ряд(слайдовый показ):
-продукты питания;
-товары;
-услуги;
-рабочий;
-работник сферы обслуживания;
-работники АПК.
Вводная беседа:
-О чем пойдет речь на уроке?
(производство, товар, продукт, работа)
2.Создание проблемной ситуации:
а) Работник производит продукт (выращивает томаты). Включая полный цикл (от начало производства до реализации продукта), но в тоже время он не может обходиться без продукции других производителей (удобрение, пленка, весы).
Проблема: Развитие домашней экономики как части экономики как система хозяйствования, как их интегрировать, чтобы эффективно работать.
Диалог с учащимися по вопросам;
-Что побуждает человека к деятельности?
-Каковы главные потребности людей?
-какую роль играет труд в жизни общества?
-что создается трудом человека?
-Способна ли экономика удовлетворять все потребности человека?
б)Аналитическая беседа (обсуждение):
-Что вас удивило? Что интересного заметили? На что обратили внимание?
Почему возникли разные мнения, разные решения?
Главный вопрос урока:
Что производить, как производить и для кого производить.
в) Гипотеза: чтобы удовлетворять свои потребности человек должен прилагать усилия ( трудиться).
-На какие вопросы нам необходимо найти ответы на уроке, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые предположения?
Записывает тему и план урока в тетрадь
Размышляют, отвечают на вопросы, делают собственные выводы.
Самостоятельно формирует цели урока после предварительного обсуждения.
Проявить интерес к изучению темы

Формулируют осознанное речевое высказывание в устной форме о значении экономики в жизни человека; дополняют и расширяют имеющееся представление об экономике и экономических отношениях.

III. ЭТАП УРОКА. Изучение нового материала (15мин)

План:
1. Что такое экономика?
2.Натуральное и товарное хозяйство.
3.Основные участники экономики?
Показ презентации:
«Экономика и ее основные участники» (электронное приложение к учебнику).
Работа с понятиями.
- познакомиться с определением понятия экономика (Приложение1, словарь с.96)
-выполнить практическое задание (Приложение2)
-дать свои варианты определения термина экономика.
Беседа по вопросам;
Что вы понимаете под термином экономика? Зачем необходимо экономить? Почему автор предлагает
·различные определения? Какое из этих определений можно считать наиболее полным?
Работа в тетради:
направленное на применение полученных знаний(Приложение3)
Проблема: Развитие домашней экономики как части экономики как системы хозяйствования , как их интегрировать, чтобы эффективно работать. Гипотеза. Чтобы удовлетворять свои потребности человек должен приложить усилия(трудиться)-( поиск фактов)-натуральное и товарное хозяйство-( вывод) экономика-система хозяйствования, включающая отрасли материального и нематериального производства-(новое знание) экономическая деятельность(производство, распределение, обмен, потребление)


Средства: учебные тексты стр., схемы и таблицы, презентация.
Обобщение:
1.Что такое экономика?
2.Натуральное ведение хозяйство.
3.Товарное ведение хозяйства.
4.Основные участники экономики.






Просматривают презентацию, делают записи в тетради.
Выполняют практическое задание, находят и записывают определение терминов.










Выполняют задания в рабочей тетради используя текст учебника стр.71-72


















Экономика- это система хозяйствования, включающая отрасли материального и нематериального производства. Основной проблемой экономики как системы хозяйствования и экономической науки является поиск путей эффективного хозяйствования и оптимальных механизмов использования ограниченных ресурсов.
Натуральное ведение хозяйства - когда все что нужно для потребления производиться работником для себя.
3. Товарное ведение хозяйства - это такое ведение хозяйства, когда продукт производится для продажи и становится товаром в результате купли-продажи.
4.Участники экономики: производитель и потребитель.

Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об основных участниках экономики;
Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения;


Осуществляют поиск необходимой информации.

IV. ЭТАП УРОКА. Применение новых знаний (7мин)

Практические методы:
упражнения на применение новых знаний (Приложение4)
Обобщение: составление алгоритма действий на основе полученных новых знаний. Продукт-товар (услуги);
Производство- распределение-обмен-потребление.





Выполняют задания, формулируют осознанное речевое высказывание в устной форме о значении экономики в жизни человека.
Самостоятельно осуществляют поиск нужной информации, ориентируются в учебнике и рабочей тетради

V. ЭТАП УРОКА. Подведение итогов урока (3мин)

Повторительно-обобщающая беседа по вопросам.
-Как экономика служит людям?
-Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?
-каким образом взаимосвязана деятельность основных участников экономики?
-И главный наш вопрос урока:
Что производить?
Как производить?
И для кого производить?
Рефлексия: раздаточный материал на партах(продукты, предметы), отметьте любым знаком то, что считаете нужным.








Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.



Отвечают на вопросы:
1.Товары и услуги для удовлетворения потребностей населения.
2.На фабриках, заводах, предприятиях с новейшим оборудованием.
3.Для потребителей. Так как производитель он и потребитель.
Самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.











Что такое экономика? Приложение 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Наука, изучающая национальные хозяйства в целом, условия и элементы производства Сфера производительной деятельности человека, обеспечивающая его жизнь ЭКОНОМИКА

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Экономика- искусство ведения домашнего хозяйства (в широком смысле) -это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления (в узком смысле) Производство Распределение Обмен Потребление Выпечка хлеба Доставка хлеба в магазин Продавец продает хлеб, покупатель платит деньги Употребление хлеба за обедом Деньги- двигатель экономики ! Потребности- двигатель торговли! Сферы (виды)производства


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Впервые заговорили об экономике как о науке: Ксенофонт, Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Именно они впервые выделили два основных участника экономического процесса: производителя и потребителя.

Записываем в тетрадь.
Нашли понятия в учебнике или в словаре (стр.94)- вслух прочитали.
Потребитель. Кто это? ( это тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей).
Приложение 3











Приложение 4
1. Существуют различные значения понятия «Экономика». Примером экономики в значении «хозяйство» является:
1) продажа загородной недвижимости
2) изучение спроса на моющие средства
3) исследование рынка сотовой связи
4) расчет изменения спроса на сельскохозяйственную технику

Ответ:
Рисунок 10Наука , изучающая национальные хозяйства в целом, условия и элементы производств"Наука , изучающая национальные хозяйства в целом, условия и элементы производ..."А @ Рисунок 13ТОВАР УСЛУГА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ "ТОВАР УСЛУГА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ "Рисунок 3Участники экономики:15Заголовок 3,Обычный 2gђ Заголовок 415