План-конспект открытого занятия на тему:Метод прикрытия звука посредством активной работы нижней челюсти. (Французский метод).


Дата проведения: 18.12.2015 г.
Время проведения: 16.20 ч.
Место проведения: МБУДО ЦРТД и Ю ст. Петровская
Направленность: художественнаяТема занятия: Метод прикрытия звука посредством активной работы нижней челюсти. (Французский метод).
Тип занятия:
- формирование новых знаний.
Цель:
- дать правильное представление о прикрытии и округлении звука.
Задачи:
Обучающая:
- Обучение пению прикрытым и округленным звуком.
Развивающие:
- развить подвижность, выносливость , тембр, силу, полетность голоса.
Воспитывающие:
- воспитание сосредоточенности, побуждение детей к активной деятельности, воспитание эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование для педагога:- Наглядные пособия- текстовые и видео-материалы;
- Технические средства- фортепиано, акустическая система, переносной персональный компьютер.
Оборудование для учащихся:
- Тетрадь, ручка, карандаш.
План занятия:
Организационный момент (2 мин)
Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (10мин)
Выполнение задания (25 мин)
Подведение итогов (3 мин)
Этап занятия Содержание занятия Примечания
1.Организационный момент (2 мин)
2.Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (10 мин)
3.Выполнение задания (25 мин)
4.Подведение итогов (3 мин)
Используемая литература
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с прикрытием и округлением звука. Но сначала мы проверим готовность к нашему занятию. Все ли сегодня на месте. Сегодня мы с вами узнаем для чего же нужна нижняя челюсть в прикрытии и округлении звука и в каком вокале такой метод используется!
И так мы с вами уже слегка знакомы с понятием «прикрытия» и «округления» звука. Мы знаем с вами, что «прикрытие» и «округление» звука является самым сложным, ответственным и самым решающим в успехе обучения пению. Именно от правильного округления и прикрытия зависит развитие не только верхнего участка диапазона голоса, но и всех других его качеств: тембра, силы, полетности, подвижности, выносливости, долговечности и т. д.
Мы с вами уже знаем, что для прикрытия звука нужно подобрать гласную, ну или ее сочетание с согласной, наиболее удобной для вашего голоса, но как же все таки научится «прикрывать» или «округлять» звук? И какую роль во всем этом играет нижняя челюсть?!
Вначале ознакомимся с общими положениями, методикой и упражнениями, используемыми нами для освоения техники округления и прикрытия звука.
Прикрытие звука можно осуществлять несколькими способами:
1) посредством произвольного увеличения или перераспределения пространства в глубинной части рта и глотки: приемом зевка, полузевка, поднятием мягкого нёба, изменением направления посыла звука и в некоторых случаях изменением положения гортани;
2) посредством притемнения звучания гласных, приближения открыто звучащих гласных к более округлым и прикрытым: А к О, О к У, И к
Ы, Е к Э и др.;
3) посредством пения сонорных, звонких согласных (М, Н, 3, Р, JI), резонативных гласных И,Е, а также гласных, непроизвольно увеличивающих пространство в глубинной части рта и глотки. Это гласные О, У, Э.
Особенно высокий эффект достигается при пении упражнений, попевок на слоги, состоящих из сонорных согласных и резонативных гласных типа И, Е, У, а также йотированных гласных и звонких согласных типа ЗИ-Е-Я, НИ-Я-COJIb.
Приведем некоторые из таких упражнений и попевок:

Для закрепление посмотрим видеоролик на данную тему. Внимание на экран!
Ну а теперь рассмотрим подробнее вопрос на тему прикрытия звука. Внимание на экран!
На примере этого видеоролика мы с вами увидели, что же собой представляет прикрытие звука, или прикрытие гласных. А теперь рассмотрим, что же представляет из себя
метод прикрытия звука посредством активной работы нижней челюсти при неподвижной верхней (французский метод). Некоторые певцы поют красивым прикрытым звуком посредством сознательного регулирования работы рта, когда верхняя челюсть остается почти неподвижной (звук направляется как бы «в усы»), а нижняя при этом активно работает. Данный метод условно называется «французским». Потому, как такая манера формирования звука больше свойственна французским певцам и продиктована фонетикой их языка. То есть если в пении русских вокалистов при произношении звука активно работают все круговые мышцы рта и лица, то многие французские певцы формируют звук преимущественно за счет максимальных движений нижней челюсти. Хотя в результате такого способа звукообразования несколько маловыразительной становится мимика поющего, зато звук хорошо прикрывается независимо от языкового происхождения учащегося. Механизм такого принципа звукообразования в том, что при неподвижной верхней челюсти и прилегающих к ней губ и лицевых мышц как правило, небная занавеска опускается и звук устремляется к носовым полостям, ноздрям. Возникает легкая назализация звука. Но при подходе к высоким звукам назализацию следует уменьшать и больше активизировать грудное резонирование. В результате получаются красивые сочные верха, звучащие в высокой позиции. Если же назализацию попытаться удержать на высоких нотах, то верхние звуки станут тяжелеть и со временем могут вовсе исчезнуть.
Итак, мы сегодня с вами повторили и более глубоко разобрали вопрос о прикрытии и округлении звука, а так же изучили метод прикрытия звука посредством активной работы нижней челюсти. Выяснили, что для этого нужно и где в основном этот метод используется. Выяснили, что «прикрытие» и «округление» неотъемлемая часть постановки правильного звукоизвлечения и именно благодаря ей, наш голос может звучать настолько сильно, красиво, ярко, на сколько мы сами этого захотим, благодаря этим методикам. А на сегодня все. До свидания!
Соколов В., Попов В., Абелян А. Школа хорового пения. М., 1973.
Сикур П. И. Воспою Тебе. Основы вокальной техники и исполнительства для вокалистов, руководителей хоров, профессионалов и любителей светского и церковного пения. — М.: Русскш Хронографъ1991, 2006. — 408 с.
Тарасова К. К постановке детского певческого голоса – Музыкальный руководитель, №3 2005.
Научные основы постановки голоса. Изд.6-е.- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,2013-120 с. (Музыка: искусство, наука, мастерство.)
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества
станицы Петровской муниципального образования Славянский район
План–конспект открытого занятия
по теме: Метод прикрытия звука посредством активной работы нижней челюсти. (Французский метод).
Педагог дополнительного образования:
Кузнецов Алексей Иванович
ст. Петровская
2015 год