Формирование познавательной и коммуникативной компетентностей на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности средствами современных образовательных технологий


С.М. Кущенкова
МБОУ «Хорошовская средняя школа имени Героя Советского Союза К.Ф.Фомченкова»Смоленская область, Рославльский район, д. ХорошовоФормирование познавательной и коммуникативной компетентностей на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности средствами современных образовательных технологий.
В статье раскрываются средства формирования ключевых компетентностей школьников на уроках и внеурочной деятельности в условиях базовой сельской школы, их связь с требованиями ФГОС к компетентностям учащихся общеобразовательных учреждений.
Ключевые слова: познавательная и коммуникативная компетентность, современные образовательные технологии (проблемное, игровое, проектное обучение).
В душе каждого ребёнка есть
невидимые струны. Если тронуть
их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский
Я работаю учителем русского языка и литературы в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Хорошовская средняя (полная) общеобразовательная школа».
Тема моего опыта работы «Формирование познавательной и коммуникативной компетентностей на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности средствами современных образовательных технологий».
Новые образовательные стандарты - это переход от освоения обязательного минимума содержания к достижению индивидуального максимума результатов.
Модернизация современного образования перед учителем ставит задачу: содействовать расширению ключевых компетенций школьников и, как следствие этой деятельности, создавать условия для формирования ключевых компетентностей. То есть, в связи с переходом на более высокий уровень образования в дополнение к привычным целям мы должны способствовать развитию у школьников умения самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Это является результатом образовательной деятельности.
Эта способность может быть реализована, как в рамках, так и за рамками школьного образования. Переход к компетентностному обучению в общеобразовательной школе отражает запросы современного общества в интеллектуальном и профессиональном воспроизводстве, учитывает уровень развития современных производственных и образовательных технологий.
По определению Д.Б. Эльконина, «компетентность - это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность». Я считаю познавательную и коммуникативную компетентности необходимыми для современного человека: на сегодняшний день это насущная потребность в непрерывном образовании и умение адаптироваться, успешно существовать в социуме.
Владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его была определена как коммуникативная компетентность рядом исследователей (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский и др.)
Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнёра. Необходимо, чтобы у человека были сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них. Исследователи определили коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определённом круге ситуации межличностных контактов.
А.Б. Добрович рассматривает коммуникативную компетентность как постоянную готовность к контакту. Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей.
За основное определение учебно-познавательной компетенции я взяла определение А.В. Хуторского: «Учебно-познавательная компентенция - это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающая элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а также овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическим методом решения проблем».
Исходя из данного определения, значение учебно-познавательной компетенции можно представить в следующих аспектах:
- во-первых, как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося;
- во-вторых, как фактор, позволяющий решать возникающие познавательные проблемы во всех видах деятельности;
- в-третьих, как фактор, способствующий успешности школьника в учебно-познавательной деятельности.
Так как учебно-познавательная компетенция есть совокупность наперёд заданных требований к образовательной подготовке ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, то мы переходим от понятия « учебно-познавательная компетенция» к понятию « познавательная компетентность».
Познавательная компетенция- личностная характеристика старшеклассника, раскрывающая накопленные знания, умения обучающихся в орган6изации данного вида деятельности, владение способами решения учебно-познавательных задач, опыт самостоятельной познавательной деятельности.
Определила комплекс педагогических условий, направленных на развитие познавательной компетенции старшеклассников:
создание педагогических ситуаций, инициирующих самостоятельность школьников в определении цели, планировании и осознании своих действий;
использование учителем проблемных, продуктивных методов самоконтроля, позволяющих учащимся овладевать способами познавательной деятельности;
активизация учебного процесса в старших классах посредством применения интерактивных форм обучения (ролевые и дидактивные игры).
Данные педагогические условия успешно решаются в урочной и внеурочной деятельности при использовании современных образовательных технологий (проблемного, игрового и проектного обучения).
Проблемное обучение предполагает, что ученик становится на какое-то время автором какой-либо точки зрения на определённую научную проблему. При реализации этой технологии формируются умения высказывать своё мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
Игровое обучение создаёт ситуацию самоутверждения перед обществом, ориентированную на речевую деятельность.
Проектное обучение способствует формированию познавательной активности, учит коллективной деятельности.
Для успешности работы с указанными технологиями использую групповую работу, работу в парах, коммуникативное взаимодействие в виде дискуссии, диспутов, ролевых игр, нетрадиционных форм уроков, внеурочных занятий, ИКТ -методики, учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей.
Для разработки изучаемой проблемы я обратилась к следующим трудам:
Виноградовой М.Д., Дьяченко В.К., Миртова А.В., описывающих особенности групповой работы;
Брушлинского А.В., Ильиницкой И.А, Хуторского А.В., где речь идёт о преимуществах технологии проблемного обучения;
Аникеевой Н.П., Эльконина Д.Б, в которых даётся понимание технологии игры в обучении и развитии школьников;
Гина А.А., Добровича А.Б., где отражены особенности развития коммуникативных навыков школьников.
Пространственно-предметная среда школы позволяет усовершенствовать и разнообразить современный урок. В моем кабинете есть персональный компьютер, мультимедийное оборудование, помогающее в создании проектов, подготовке компьютерных презентаций уроков, внеучебных занятий, организации проектной деятельности.
Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в разработке комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие коммуникативной компетентности школьников, овладение которой способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению и успешной самореализации.
Новизна моего опыта работы состоит в синтезе указанных педагогических технологий и техник, призванных обеспечить формирование ключевых компетентностей учащихся, а именно познавательной и коммуникативной.
Главной задачей моей педагогической деятельности является полное раскрытие личностных характеристик и природных способностей учащихся, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, необходимым набором ключевых компетентностей, способной адаптироваться к условиям жизни.
Мне всегда был интересен процесс творчества учащихся, ведь уроки литературы и русского языка не могут обойтись без работы со словом, театрализации, реализации учащимися собственных оригинальных идей. Научить мыслить и чувствовать, воспитать душу – вот задача для учителя-словесника.
Свое преподавание стараюсь строить на мотивационной основе при постоянном поиске ответов на вопросы: «Как вызвать (сохранить) у учеников желание писать и говорить на родном языке?», «Как стимулировать интерес учителя и ученика к совместной деятельности?»
Считаю, что урок русского языка должен быть уроком речевого творчества. Поэтому на своих занятиях использую текстовую методику, связный текст, я преследую воспитательную цель, так как в нем взаимодействуют все языковые средства, и убеждена в том, что нетекстовая методика отбрасывает детей назад, а текстовая ведет вперед.
Большое внимание уделяю познавательной активности учащихся, формированию аналитико-синтезирующего мышления, развитию познавательной, информационной, коммуникативной компетентностей, формированию умений учебного труда: приемов наблюдения, самостоятельного действия, работы с учебником, ведения рациональной записи.
С целью воспитательного воздействия практикую групповые формы работы, которые дают возможность каждому ученику почувствовать себя участником общего дела, что позволяет развивать коммуникативные, познавательные компетентности.
С целью повышения качества обучения на занятиях использую постоянный оперативный контроль за прохождением учебного материала в виде обратной связи «ученик – учитель».
В связи с этим определяются задачи моей педагогической деятельности:
1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.
2.Содействовать формированию коммуникативной и познавательной компетентностей.
3. Развивать общеучебные умения и навыки.
4. Организовывать деятельность учащихся, направленную на самореализацию их личности, развитие познавательного интереса.
Технология моей работы отражает решение этих задач в учебном процессе, однако имеющийся в теории и практике опыт создания педагогических технологий, ориентированных на формирование личности школьников, не всегда может быть использован, так как образование на личностном уровне - это смысловое, субъективное восприятие реальности, и никакая предметная деятельность не гарантирует образование "требуемого" смысла.
В 9 классе я веду элективный курс «Мир мужественности, женственности и красоты». Цель курса: посредством искусства, своих знаний, личностного опыта постичь прекрасное, познать и принять себя через своё взаимодействие с окружающим миром и жить по законам Красоты. Для реализации этой цели поставлены задачи:
Принять себя как ценность, проявлять и укреплять веру в себя, в свои силы, ощущать свою уникальность и неповторимость.
Развивать мужественность у мальчиков, женственность у девочек.
Развивать чувство красоты, чувство прекрасного и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Изучив приоритетные направления развития российского образования, я считаю, что главным условием достижения высокого качества обучения и воспитания является использование в урочной и внеурочной деятельности современных педагогических технологий и их элементов
Объединение технологий и техник в интегрированной образовательной модели дает целостность, неразрывность глубоких знаний за все время обучения предмету, формируя базовые компетентности, коммуникативную и познавательную.
Так, к примеру, игровая технология незаменима на уроках русского языка в 5-7 классах. Рефлексия мгновенная «это – весело, а это – скучно». Эту работу я продолжаю и во внеурочной деятельности: на кружке «Учимся играя» с учащимися 1-5 классов.
Продуктивными видами работы в обучении русскому языку я считаю уроки и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы.
Так в рамках городского мероприятия, посвящённого Году русского языка, учащиеся под моим руководством принимали участие в круглом столе, посвящённом чистоте русского языка. Жюри были отмечены естественность и независимость суждений, наличие своей точки зрения на поднимаемые проблемы.
Технологию проблемного обучения я стараюсь использовать на уроках русского языка и литературы. Постановка проблемы важна, на мой взгляд, в материале любого урока.
Особой формой проблемной ситуации на уроке я считаю создание опорных схем, таблиц, графиков. На уроках русского языка дети учатся составлять схемы, алгоритмы по правилам, во- первых, большой объём правила «пугает», а правило, записанное схематично легче запоминается. Во-вторых, такой приём формирует положительную мотивацию учебной деятельности.
Технологию проектного обучения я использую в работе относительно недавно. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период времени.
Для нашей школы наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты:
- исследовательские, основанные на исследовательском методе проекты успешно реализуются в научно-исследовательской работе учащихся. В работе мне помогает метод формирования научно-исследовательских процедур. Он необходим для развития познавательной активности учащихся, способности аналитического мышления, воспитания культуры научного труда.
В 2010 году учащиеся школы принимали участие в районном заочном конкурсе « Моя малая Родина: природа, культура, этнос» («Фольклор моего села), в 2011 году в районном заочном конкурсе «Моя малая Родина» в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»- творческие проекты основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся. В отличие от исследовательского проекта здесь не обязательна строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников (экспедиция, журнал, газета, передача по радио, видеофильм и т. п.).
Мы подготовили видеофильм «Фольклор моего села», в котором старейшая жительница деревни Колпеница Середина Ольга Титовна (1914 г. р.) исполнила старинные русские народные песни на разную тематику. Правда, проект этот начался давно, в 1997 году, когда в рамках предмета « Литература Смоленщины» при изучении темы « Фольклор» я решила дать детям творческое задание: собирать фольклор в той деревне, где живёшь: Хорошово, Колпеница, Жабино, Гарнево, Петрово. Цель этого проекта: сохранение культурного наследия своей малой Родины, воспитание любви к своей малой Родине и чувства патриотизма. Но вначале это была папка, в которую мы складывали материал, а с появлением в школе видеокамеры, мы решили сделать «живой проект», с которым мы выступали на районе и в области.
С особым энтузиазмом учащиеся работают над творческими проектами, дающими определенную свободу в выборе формы подачи материала.
С 2010 по 2011 год проходил второй этап областной краеведческой акции «Сохраним от забвения», за участие в котором мы получили диплом I степени. Мы собирали информацию об истории села Хорошово и его церквях, на месте которых сейчас остались лишь куски фундамента. Когда-то в деревне Хорошово было две церкви: одна в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник», а другая в честь святой Анны Пророчицы, построенная помещицей Анной Филипповной Мего в 1891 году, которая через год умерла и была похоронена рядом с церковью. В советское время могила была осквернена, памятник исчез. А в 2006 году, разбирая старый бревенчатый дом в селе Гарнево Хорошовского поселения, местные жители обнаружили под фундаментом старинный массивный памятник из мрамора чёрного цвета, принадлежащий помещице Анне Филипповне Мего, о чём свидетельствовала надпись на надгробном камне. В настоящее время памятник перевезли на Хорошовское кладбище и оставили у фундамента холодного храма, хотя, по рассказам Серединой О. Т., Мего была похоронена около фундамента теплого храма. Также недалеко от храмов, на берегу реки, находился древний ключ. Над ним в старину была возведена часовня в честь иконы Божьей Матери. После употребления воды из родника было засвидетельствовано несколько случаев исцеления от глазных болезней. Узнав об этом, мы провели поисковую работу « В поисках источника». Мы нашли ключ. По описаниям он находится недалеко от церкви. Лопатой хорошо ощущается старый деревянный сруб. Может быть, это и есть настоящий источник? К сожалению, наши запросы в городской архив, в городской краеведческий музей, в краеведческий отдел библиотеки, в областной архив, в областную епархию не имели успеха. Поэтому вопрос пока остаётся открытым.
Я убеждена, что для формирования базовых компетентностей урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке.
Внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создает ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.
Несколько лет подряд мои ученики штурмуют вершины «Риторического олимпа», в 2009 году учащаяся 11 класса Павлючкова Марина заняла 2 место среди школ района.
Под моим руководством учащиеся школы принимают участие в районном фестивале «Радуга» в номинации художественное чтение.
Мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим психологическим барьером между учителем и учеником, учеником и предметным материалом. Внеклассные мероприятия по литературе помогают успешно решать задачи современного образования, способствуют формированию духовно богатой, всесторонне развитой личности.
Несколько лет я веду кружок «Театр - студия в современной школе». Школьный театр - особый мир в пространстве образовательного учреждения. Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности. Школьный театр способствует решению целого ряда учебных задач: обучению живой разговорной речи; приобретению известной свободы в обращении; он приучает выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников. Школьный театр - это театр пользы и дела и только попутно с этим- театр удовольствия и развлечения. Работа театра – студии проходит под девизом: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце мудрым будет». Театрализованные представления на районном фестивали «Радуга» отмечены грамотами.
Формирование познавательной и коммуникативной компетентностей – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя с 5 по 11 класс. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетентностях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации.
В результате моей деятельности по теме: «Формирование познавательной и коммуникативной компетентностей на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности средствами современных образовательных технологий», я пришла к качественным конечным результатам.
Доля обучающихся, получивших положительные отметки по результатам внешнего мониторинга за 2010 год составляет – 83,3%.
Доля обучающихся, получивших отметки «4» и «5» по результатам внешнего мониторинга составляет – 50%.
Доля обучающихся, получивших положительные отметки по результатам внутришкольного контроля соответствует оптимальному уровню.
Доля обучающихся, получивших отметки «4» и»5» по результатам внутришкольного контроля соответствует оптимальному уровню.
Доля обучающихся, получивших положительные отметки по итогам учебного года по русскому языку составляет -100%, по литературе - 93,75%.
Качество знаний по итогам года соответствует допустимому и оптимальному уровню.
Наблюдается позитивная динамика результатов ЕГЭ по школе (среднего балла) по русскому языку: 2007-2008г.- 47 баллов; 2009-2010г.- 63,4 балла; 2011-2012г.- 65 баллов.
В 2009-2010 учебном году средний балл ЕГЭ по русскому языку в школе был выше среднего балла по России на 16,4 .
На государственной (итоговой) аттестации в 2010, 2012 годах 100% выпускников 9 класса, получили отметки «4» и «5».
40% выпускников 11 класса награждены золотой медалью «За особые успехи в учении».
Проведенное тестирование по оценке коммуникативной компетентности и сформированности компетентностей решения проблем показало, что большинство учащихся школы перешли из 5, 6 уровней на 8 уровень.
Учащиеся школы ежегодно принимают участие в международном конкурсе-игре «Русский медвежонок».
Использование совокупности современных образовательных технологий и техник в урочной и внеурочной деятельности даёт возможность сказать, что задачи формирования познавательной и коммуникативной компетентностей школьников мною решаются. Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы. Учащиеся показывают стабильно высокие знания, подтверждённые итоговой аттестацией.
Мои ученики – творческие, увлеченные, активные и целеустремленные личности, они коммуникабельны, общительны, умеют вести диалог, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, не ущемляя интересов оппонента. Они готовы к непрерывному познанию и творчеству.
Литература
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: 1987
2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983
3. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1977
4. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. Пособие для учителя.- М.: Вита-Пресс, 1999.- 88 с.
5. Добрович А.Б. Систематика общения.- М.: Просвещение,1996
6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.- М.: Просвещение,1991
7. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
8. Миртов А.В. Сочинение в школе. Уроки коллективного творчества.\\ Литература в школе. 1996, № 6
9. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. – 383 с. (Серия «Педагогическая мастерская»)
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: 1979