Конспект урока изобразительного искусства: Тинга-Тинга.


Конспект открытого урока по изобразительному искусству «Тинга-Тинга» (4класс)
Учитель: Зеленкова Светлана Владимировна.
Орг момент:
Учитель: Посмотрите на экран. Проверьте свою готовность к уроку.
1 слайд
1.гуашь, кисточки, палитра, стаканчик , маркер и….
Учитель: Что ещё нам необходимо?
Учащиеся: Хором: Птица.
Учитель: Покажите ваших птиц гостям.
Дети демонстрируют птиц, выполненных на уроке технологии.
Постановка цели урока:
2 слайд
Учитель: Сегодня мы познакомимся с необычным стилем живописи и «оживим» этих птиц. А что это за стиль, вы сейчас узнаете.
- Готовы? И так, внимание!
3 слайд
Музыка
- Читаем хором.
(ПОВЕСИТЬ ПЛАКАТ)
Учитель:
- Посмотрите на эти картины.
- Ваши первые впечатления, что вы подумали, увидев их?
( Какие краски? Кто изображён? Сюжет – фантазия или реальность? )- Как вы думаете, откуда к нам могло прийти это искусство ? (Подсказка – обратите внимание на животных).
- Проверим!
- Вы готовы оправиться в Африку? Тогда вперёд! Произнесите хором название этого вида живописи?
Ознакомление с новым:
4 слайд
Учитель:
- И так , мы, действительно, в Африке! А конкретно где? В какой стране?
- Прочитайте хором слово ( в Танзании).
- А как вы думаете, что это за человек? Как он связан со стилем тинга-тинга?
- Давайте познакомимся с ним поближе?
5 слайд
- Этого человека зовут Эдуардо Саиди Тингатинга. Он основатель этого направления в живописи. Поэтому этот стиль рисования носит название Тинготинго (по его фамилии).Сам Эдуардо – африканец из племени Макуа. Родился и вырос в Танзании. Живопись тингатинга появилась в Танзании 60-х годах ХХ века. Первые картины рисовались на картоне, а прежде всего – на стенах домов. Изначально все работы были размером примерно 60х60 см, что привело к тому, что в некоторых источниках тингатинга именуется «квадратная живопись».Несмотря на то, что это искусство постоянно развивается и приобретает новые сюжеты, выделяются некие общие черты:
- Кто является главным объектом в этом стиле живописи?
- Как называется это направление в искусстве? (Хотя в современном искусстве ТИНГОТИНГО встречается изображение людей).
- Рассмотрим подробнее картины.
6 слайд
- Какие цвета использовал художник?
- Как расписаны животные?
- Изображение реалистично или плоское, наивное?
7 слайд
-Посмотрите, окрас животных может быть и фантастическим и реальным.
8 слайд
Обобщение сказанного детьми.
- Животные изображены плоско, без объёма. Цвета яркие, насыщенные, напоминают о ярком африканском Солнце. Животные нарядны. Могут быть расписаны одним или несколькими цветами. Многие из них украшены орнаментом.
9 слайд
- Что такое орнамент?
- Какой орнамент преобладает?
- Цвет орнамента.
Обобщение: белые точки и кружочки. Щелчок Хотя иногда орнамент может быть и цветным.
___________________________________________________________________
10 слайд
Наряду с точками могут быть и полоски. (Грива жирафа, хвост птицы)
11 слайд
- Рассмотрим птиц тинготинго. Они тоже яркие, нарядные, украшены орнаментом.
- Точками покрыто всё тело птицы. А может быть и только хвост (узор, похож на узор какой птицы?)
- Есть и полоски (на крыльях, хвосте).
12 слайд
Посмотрите, как украшена эта птица. В ней сочетаются элементы орнамента.
___________________________________________________________________
13 слайд.
- Орнаментом может быть и на отдельных частях птицы (крылья, шея, хвост, лапы).
- Полосы и точки могут объединяться в один узор.
14 слайд
- Посмотрите, например, как здесь ярко раскрашены и украшены орнаментом птицы.
15 слайд
- Фигуры животных так же украшены контуром.
- Какого цвета контур?
- Все ли фигуры обведены по контуру?
16 слайд
- Контуром может быть обведена как вся фигура, так и только часть.
- Здесь контур и красный, и чёрный.
17 слайд
- Подведём итог – тинготинго – наивное искусство. Оно похоже на детские рисунки.
По написанному.
Актуализация знаний
18 слайд
- Сегодня мы создадим панно в стиле Тингатинга.
- Что такое панно?
- Из каких материалов его делают?
- Основа нашего панно на доске. Какие техники изобразительного искусства мы уже в нём использовали? (Растяжка, силуэт, пуантилизм).
Приступим.
Составление плана работы
19 слайд
- Определим этапы работы.
- С чего начнём? (План на доске)
Выполнение работы. Практическая часть.
20 слайд
- Положите птицу белой стороной вверх.
При раскрашивании птицы можно учитывать линии, которые есть на ней.
21 слайд и 22 слайд.
Можно использовать 1 или несколько цветов.
На доске
-Например, вот так. Вы сами решаете какой цвет и сочетание цветов.
- Подойдите к доске. Рассмотрим орнамент поближе.
(Рассматривается орнамент, контур. Маркером – детали)Повторяются основные моменты)
Физминутка: Если ты хочешь нарисовать птицу, ты должен стать птицей.
(Хоцусика Хоркусай) великий японский художник. Подняли крылья, взмахнули и полетели на места.
Слайды – 23 – 38 ( 5 мин 22 сек) Играет музыка – рисуем фон
Слайд 39 – 54 (5 мин ) – без музыки (Сохнет фон – отдохнём)
Физминутка (Пока сохнет фон)
Игра на внимание и знание птиц
Птица - не птица
Веселая игра на внимание и знание птиц. Взрослый читает стишки. Задача детей - внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите, что неправильно. 
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи... Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны,галки, макароны. Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи. Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы. Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни и воробьи. Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы. Прилетели птицы: голуби, синицы, палки и стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке!Слайды 55 - 66 (4мин 9 сек) - музыка (Рисуем орнамент и контур)

Слайды 67 – 88 (4 мин 20 сек)
Вывешиваем работы на панно.
Рефлексия.
Слайд 89
Оживим наше панно. Полетели! (Шелчок)
- Какие стили, жанры, направления собрало наше панно? (Пуантилизм, силуэт, аппликация, растяжка, тингатинга)
- Очень красивые птицы у вас получились.
Помните пословицу? Красна птица пеньем , а человек – уменьем (ученьем)
Блиц опрос
С каким направлением в живописи мы сегодня познакомились?
Почему этот стиль так называется?
Где он зародился?
Отличительные особенности этого жанра?
Какие животные чаще всего изображаются на картинах ТИНГОТИНГО?
Как вы думаете, иллюстрацией к какому жанру произведения могло бы стать наше панно или любая картина в стиле ТИНГАТАНГА?
Слайд 90
Создатели мультфильма ТИНГАТИНГА с вами согласны. Постмотрите отрывок из мультфильма «ТИНГАТИНГА – страна африканских мифов». Это серия ярких мультфильмов по сказкам КИПЛИНГА и не только. Мультфильм нарисован в стиле живописи ТИНГАИАНГА.
Рефлексия
- Понравился вам это направление в живописи?
- Чем?
- Какое настроение несёт эта живопись? (Вы де птицы)
Если эта живопись окрылили вас, вдохновила, наполнила сердце радостью – поднимите крылья вверх.
Если ваш полёт ровный, стабильный, но что то не получилось – в стороны.
Если что-то огорчило вас – вниз.
Повернитесь к гостям – посмотрите на их улыбки, вы и им крылья приделали (окрылили их) Это самый важный итог урока. Молодцы.
Самооценка – пальцами.
Бонус
Мульфильм.