Конспект урока по биологии Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова (9 класс)


Тема урока: Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова (9 класс)
Учитель: Подчеколдина Светлана Валерьевна
Цель: создание условий для формирования у учащихся представления о селекции как науке.
Задачи:
● Образовательная: познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий; выявить роль работ Н. И. Вавилова для селекции. Изучить сущность и значение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.
● Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.
● Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы, патриотизм (на примере роли Н. И. Вавилова в мировой науке).
Тип урока: изучение нового материала
Метод проведения: беседа, объяснение, практическая работа, исследовательская работа, игра.
Оборудование и материалы к уроку
Для учителя: электронная папка с разработкой урока.
Для учащихся: тетради, ручки, учебники, задания для работы в группах.
ХОД УРОКА
Организация класса. Приветствие, проверка посещаемости.
Актуализация знаний.
Слайды 1-9. Начнем сегодняшний урок с решения кроссворда.
1. Способность организмов передавать потомкам свои признаки и свойства.
2. Способность организмов изменять свои признаки и свойства.
3. Организм, имеющий более двух наборов хромосом.
4. Совокупность всех генов организма.
5. Потомок растения или животного, образовавшееся путём бесполого размножения.
6. Внезапное изменение генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды.
7. Совокупность всех признаков организма.
8. Процесс получение потомства от скрещения разных сортов и пород.
С какой наукой связаны все понятия?
Генетика является теоретической основой для одной из важных наук. Для того, чтобы определить ее название, вам нужно найти ключевое слово в кроссворде.

Сообщение темы, цели, мотивации учебной деятельности.
Слайд. 10. И, так, сегодня на уроке мы начинаем знакомство с основами селекции. Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока.

Слайд 11 (перейти по ссылке). Для того чтобы понять о чем наш урок, я предлагаю просмотреть фрагмент из известного фильма.
Какое действие является ключевым в этом отрывке? (предполагаемые ответы учащихся: подготовка к трапезе, перечисление блюд)
Какой продукт из перечисленных не являлся типичным для Руси? (икра баклажанная)
Как вы думаете, почему? (Действительно, баклажаны не выращивались в России).

Слайд 12. Проблемный вопрос: А многие ли продукты растительного происхождения, которые мы употребляем в пищу имеют российские корни?
Что нам нужно сделать для того, чтобы ответить на проблемный вопрос? (Мнения учащихся)

Слайд 13. Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос, нам необходимо сегодня на уроке познакомиться с понятием селекции, рассмотреть вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции, определить центры происхождения культурных растений.
Начнем с выполнения первой задачи и определим понятие селекции.

Слайд 14. Откройте учебник на с. 122-123 и ответьте на вопросы:
1. Что изучает селекция?
2. Как связаны селекция и генетика?
Запишите определение:
Селекция – наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.

Слайд 15. Из истории селекции. С древнейших времен человек обращал внимание на то, что от одних растений можно получить больший урожай, чем от других; одни животные дают больше шерсти, молока или мяса. Человек начал искусственно отбирать для разведения растения и животных с нужными ему признаками. Именно искусственный отбор послужил основой для селекции. До 16—17 веков отбор происходил бессознательно: то есть человек, например, отбирал для посева лучшие, самые крупные семена пшеницы, не задумываясь о том, что он изменяет растения в нужном ему направлении.
Только в последнее столетие человек, еще не зная законов генетики, стал использовать отбор сознательно или целенаправленно, скрещивая те растения и животных, которые удовлетворяли его в наибольшей степени.

Слайд 16. Основоположником селекции в России является Николай Иванович Вавилов. Будущий ученый появился на свет в Москве 25 ноября в 1887 году в семье общественного деятеля и купца второй гильдии Ивана Ильича Вавилова. Иван Ильич был выходцем из крестьян, родом из Волоколамской губернии. Александра Михайловна Постникова – мать ученого – была дочерью художника-резчика. Вавиловых было рождено семеро детей, трое из которых, однако, скончались еще в детстве.

Слайд 17. Николай Иванович начальное свое образование получил в коммерческом училище, а после стал студентом Московского сельскохозяйственного института, который благополучно закончил в 1911-ом году. После окончания учебы ему предложили остаться работать на кафедре частного земледелия. В 1917-ом году Вавилов стал профессором Саратовского университета, а уже в 1921-ом – он стал заведующим Отделом прикладной ботаники в Петрограде. Этот отдел был сначала, в 1924-ом, реорганизован в Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, а позже – в 1930-ом – стал Всесоюзным Институтом Растениеводства. Вавилов возглавлял его вплоть до августа 1940-го года. Он описал абсолютно все культурные растения Заволжья и Поволжья, опираясь на исследования, проведенные в 1919-1920 годах и тщательнейшим образом изложенные в книге «Полевые культуры Юго-Востока», изданной в 1922-ом году.

Слайд 18. В поисках исходного материала для получения новых гибридов растений, Вавилов организовал в 20 – 30-е годы 20 века десятки экспедиций по всему миру, во время которых было собрано более 1500 видов культурных растений и огромное количество их сортов.

Слайд 19. Анализируя собранный материал, Вавилов установил 8 центров древнего земледелия, где люди стали выращивать дикие виды растений.
Откройте учебник на с. 124 и рассмотрите рис. 56. Если взглянуть на карту центров происхождения культурных растений (слайд), то можно заметить, что все эти центры совпадают с местами существования великих цивилизаций древности – Древнего Египта, Китая, Японии, Древней Греции, Рима, государств майя и ацтеков. Сколько центров происхождения культурных растений выделил Вавилов? Их названия, а так же растения, которые впервые были окультурены в данных центрах, вы найдете в учебнике.

Слайд 20. Это поможет вам выполнить следующее задание (работа в группах).

Задание (раздать группам). Определите родину продуктов из следующего меню:
2856865353377500-610235353377500-54673532067500285686532067500
2856865500062500-6102355000625002856865171132500-546735171132500
Слайд 21. Анализ огромного количества культурных растений и их дикорастущих предков, позволил Н.И. Вавилову сформулировать закон, устанавливающий параллелизм в наследственной изменчивости организмов и имеющий большое значение как для теоретической генетики, так и для практической селекции. Задание. Проанализируйте таблицу. Определите наиболее близкородственные роды.

Слайд 22. Это обобщение, получившее название закона гомологических рядов наследственной изменчивости, звучит таким образом:
«Генетически близкие роды и виды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других родственных видов и родов».

Слайд 23. Этот закон позволяет предсказать существование диких растений с признаками, ценными для селекционной работы. Например, до недавнего времени были известны лишь многосемянные сорта сахарной свеклы, у которых 3-5 семян срастаются в одно соплодие – клубочек. При прорастании таких соплодий лишние проростки приходилось удалять в ручную. Однако у дикорастущих видов свеклы были обнаружены растения с односемянными плодами. Тогда, согласно закону Н.И. Вавилова, стали искать мутантные плоды с одним семенем у культурных видов свеклы. В результате обследования огромного числа растений удалось найти отдельные односемянные экземпляры. На их основе были получены нынешние сорта сахарной свеклы с одним семенем. Исходно закон касался изменчивости у растений, однако Н.И. Вавилов указывал на применимость его к животным.

Слайд 24. В 1926-ом году Вавилов был удостоен премии имени Ленина за научно-исследовательские работы в области иммунитета, открытие закона гомологических рядов и происхождения культурных растений. За свои исследования в Афганистане Николай Иванович получил золотую медаль имени Пржевальского, а за работы в семеноводстве и селекции – Большую золотую медаль Всесоюзной выставки сельского хозяйства в 1940-ом. Но компания, направленная против генетики и развязанная не кем-нибудь, а учеником Вавилова – Лысенко Т.Д., которая была целиком поддержана идеологами партии, в итоге привела к тому, что в 1940-ом году вся ученая деятельность Вавилова была жестоко прекращена. Ученого арестовали по обвинению во вредительстве, и в итоге величайший ученый скончался от голода в тюрьме города Саратова в 1943-ем году.

Слайд 25. Индивидуальная могила Н.И.Вавилова отсутствует, известно лишь место общего захоронения c другими заключёнными на Саратовском кладбище.

Закрепление:
Слайд 26. Определите маршрут вашего путешествия по карте центров происхождения культурных растений для приготовления борща. Просмотр видео «Приготовление вегетарианского борща».

Рефлексия.
Слайд 27. Продолжите фразы:
сегодня я узнал…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
Домашнее задание:
Слайд 28. §3.13, ответить на вопросы.
Мини-проект (по желанию): Составьте меню праздничного стола из продуктов, растительное сырье для которых имеет только один центр происхождения. Оформите с иллюстрациями на формате А4.