Конспект урока по русскому языку с методикой преподавания Технология проектирования современного урока обучения грамоте 2 курс


ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»




КОНСПЕКТ УРОКА



Дисциплина: МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания


Отделение – школьное курс – 2 группа – 26


Тема: Технология проектирования современного урока обучения грамоте в начальной школе


Преподаватель: Солопова Татьяна Викторовна
Требования к освоению дисциплины
(Выписка из ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах)
Общие компетенции:
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. В результате освоения дисциплины студенты должны иметь практический опыт -определения цели и задач, -планирования уроков чтения;
Тема:
Требования программы: уметь определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии санитарно- гигиеническими нормами;
Цели:
1. Обучающая: создание условий для активизации практической деятельности, расширения  и закрепления знаний студентов по теме «Технология проектирования современного урока обучения грамоте в начальной школе» - организация проверки знаний, умений и навыков студентов, полученных в ходе изучения  темы « Методика обучения грамоте» (ПК1.1,ОК 2, ОК 4, ОК 6) 2. Развивающая: развитие навыка проектирования урока путем составления технологической карты; - развитие навыка владения ИКТ-технологией (ПК 1.1, ОК 1,ОК 2, ОК.3 ,ОК.4)
3. Воспитательная: овладение навыками сотрудничества, взаимопомощи, отзывчивости. Воспитание в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах, положительной мотивации к изучению дисциплины (ПК 1.1, ОК 1,ОК.2, ОК.6)
Тип урока: урок-практикум
Вид урока: исследовательский
Форма: практическое занятие
Структура урока:
оргмомент (2 мин)
постановка цели и определение задач.(2 мин)
актуализация опорных знаний и умений. Мотивация учебной деятельности. (3 мин)
освоение новых знаний и способов действия (3 мин)
ознакомление с инструкцией; подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования.(10 мин)
самостоятельная работа; составление отчета; обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы (15 мин)
подведение итога урока и оценивание (3 мин)
домашнее задание (2 мин)
  Межпредметные связи: педагогика
Внутрипредметные: требования к урокам обучения грамоте, типология уроков обучения грамоте.
Оборудование: ТСО, презентация, азбука различных УМК, раздаточный материал
Литература 1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ 2. ФГОС СПО от 24октября 2014 г.по специальности 44.02.02Преподавание в начальных классах 3. ФГОС НОО/Министерство образования и науки Рос.Федерации.-М.:Просвещение, 2010. 4. Программа по дисциплине МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания ОП.00. Общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах 5. Львов М.Р., Горецкий В.Г.,Сосновская О.В Методика преподавания русского языка в начальных классах:- М.: Академия, 2015. – с.185-190
Ход урока
Этап урока
Цель этапа
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
Результат

1.Организационный
Психологический настрой,обеспечение рабочей обстановки на уроке
*Провожу  психологический  настрой   на  хорошее  настроение. проведем разминку.
Приветствие “Здравствуйте!” Студенты поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Сообщают о готовности к уроку
Готовы к проведению урока

2. Постановка цели и определение задач.

Работать сегодня вы будете в группах. К занятию каждая группа должна была подобрать высказывания известных людей. Я попрошу вас прочитать их.

- О чем идет речь в данных высказываниях?
- О каком важном критерии работы учеников говорится в каждом высказывании?
- Почему сегодня так много говорится о самостоятельности в работе учеников?
- Что же является основной формой организации обучения?
- Вы правы. Итак, тема нашего занятия – урок, точнее технология проектирования современного урока обучения грамоте.
- Цель нашего занятия – продолжить работу по проектированию технологической карты урока.

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Выготский Л.С.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». К.Д. Ушинский.
Скажи  мне - и  я забуду.
Покажи  мне  – и  я  запомню.
Дай  мне  действовать  самому – и  я  научусь.
Китайская  мудрость
Сформулирована цель, поставлены задачи урока

3.Актуализация опорных знаний и умений.
Мотивация учебной деятельности.
Воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания мотивация на изучение нового. ОК.1, ОК.4, ОК.6
Сегодня в профессиональном стандарте педагога определена обобщенная трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях. Учитель должен владеть методикой проектирования рабочей программы по учебному предмету, технологической карты изучения учебной темы, урока. Проектирование современного урока – это главная составляющая педагогической деятельности учителя.
- Сейчас мы проведем интеллектуальную разминку и вспомним основополагающие понятия, которые необходимы для проектирования урока. Внимание на экран.
На экране высвечиваются понятия: технологическая карта урока, задачи обучения, результаты образования, УУД, технологии, методы, приемы обучения. Студенты раскрывают содержание понятий
Повторен материал прошлых уроков

Методы: репродуктивный, метод учебного сотрудничества
Приемы: беседа, практическая работа.
Форма обучения: фронтальная.
Средства обучения: тетрадь, учебники, раздаточный материал
Задания: в соответствии со стандартом (из учебника)
Уровень: 2 воспроизведение, с переходом на 3 уровень-применение умений и навыков.

4. Освоение новых знаний и способов действия

Применение на практике полученных знаний проектирования технологической карты (ПК1.1,ОК 2, ОК 4, ОК 6)
- Итак, мы повторили основополагающие понятия, которые необходимы при составлении технологической карты.
- Рассмотрим структуру технологической карты на примере разработанных на прошлом занятии этапов урока обучения грамоте по теме «Согласные звуки [д], [дґ]. Буквы Д,д» по программе «Школа России».
Студент выходит к доске и комментирует:
В технологической карте выделяют следующие структурные блоки:
– блок целеполагания (то, что необходимо сделать, воплотить), который включает указание темы урока, его цели, задач, планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных
– инструментальный блок (какими средствами это достижимо), который содержит указания на тип урока, ресурсы, другие источники информации, используемые на уроке, оборудование.
– организационно-деятельностный блок (план урока, детализированный до действий и операций, представленный в таблице-схеме)
(Приложение № 2)
Ознакомлены с инструкцией, подобран дидактический материал

Методы: диалоговый, метод изучения научной литературы и обобщение полученной информации.
Приемы: беседа, практическая работа.
Форма обучения: фронтальная, групповая
Средства обучения: тетрадь, учебники.
Задания: в соответствии со стандартом (из учебника)
Уровень: 2 воспроизведение, с переходом на 3 уровень-применение умений и навыков.

4. Ознакомление с инструкцией.
Подбор необходимых дидактических материалов,средств обучения и оборудования Самостоятельная работа.
Составление отчета.
Способствовать отработке навыка заполнения технологической карты, организовать самостоятельную работу обучающихся в нестандартной ситуации ОК.3, ОК.2
1)
- Какие этапы урока мы разработали на прошлом занятии? Сейчас вы делитесь на подгруппы и продолжите заполнение технологической карты. Сегодня вы должны разработать следующий этап – освоение новых знаний и способов действия (изучение нового материала).
Вы должны пользоваться программой, учебниками и методическим пособием по составлению технологической карты. По окончанию работы выступает представитель от группы. В каждой подгруппе выберите руководителя, который оценит работу в целом.
2) Проверка опережающего задания.
- Пока группы работают над составлением технологической карты, студенты представят нам свои материалы, которые они подобрали для этапа закрепления нового материала. Потом этот материал вы отдадите в группы, его можно будет использовать при разработке следующего этапа урока.
- Первый студент должен был подготовить дидактические игры, наглядный материал для этапа закрепления. Второй – дифференцированные задания для сильных и слабых учащихся.
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы: организационный момент, этап актуализации знаний.





Обсуждают в парах и определяют
последовательность.






Выступления студентов с презентациями

Обучающиеся применяют самостоятельно полученные знания для заполнения технологической карты урока в нестандартной ситуации

Методы: метод проектов.
Приемы: практическая работа.
Форма обучения: групповая
Средства обучения: тетрадь, раздаточный материал, ИКТ
Задания: в соответствии со стандартом (из учебника)
Уровень: 2 воспроизведение, с переходом на 3 уровень-применение умений и навыков.

5. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы
Приобретение практического опыта в заполнении технологической карты
* Итак, наши группы готовы. Свой материал вы помещаете в папку на рабочем столе и выводите на экран. Один представитель от группы показывает заполненную технологическую карту, рассказывает, как ее заполнили.
- Какая дидактическая задача была поставлена?
- При каких условиях она будет выполнена?
- Какой учебный материал вы будете использовать?
-Какие методы и формы организации познавательной деятельности будут эффективны?
- Важным моментом при проектировании урока являются приемы контроля. Что вы предложите?

Задача будет выполнена при условии использования приемов, усиливающих восприятие – слого-звуковой анализ слов. Необходимо дать полное и точное определение признаков новых звуков – согласный, звонкий, твердый\мягкий. Фиксация на них внимания учащихся. Использование приемов развития мышления – анализ буквы, сравнение ее с другими предметами. Постановка эвристических вопросов – есть ли слова-родственники, почему?
Осуществили анализ и оценку информации
ОК 4.

Методы: метод проектов
Приемы: практическая работа
Форма обучения: урок-презентация
Средства обучения: тетрадь, раздаточный материал, ИКТ
Задания: в соответствии со стандартом (из учебника)
Уровень: 2 воспроизведение, с переходом на 3 уровень-применение умений и навыков.

Подведение итогов и оценивание.
Подвести итоги работы
по теме.
Учить умению
самостоятельно
оценивать
собственные достижения,
выяснению причин
затруднений.
ОК 2.

- Итак, вы подробно спроектировали этап освоения новых знаний и способов действия. Какой этап будет следующим?
- Подошло время оценить работу групп. Послушаем руководителей.
Параметры оценки:
- активность;
-самостоятельность поиска материалов, суждений;
- объем, точность, уровень понимания знаний;
- уровень сопричастности в работе;
- умение излагать, информировать, анализировать, доказывать. (Приложение № 2)
Заключительное слово преподавателя.
- Наше занятие подошло к концу. Хочу отметить, что все студенты старались развивать свои профессиональные компетенции. Надеюсь, что навыки самостоятельного проектирования технологической карты урока, полученные на занятии, вы примените в своей будущей профессиональной деятельности.
Оценивают работу по алгоритму (Приложение № 2)
Подвели итоги
работы на уроке. Учились оценивать результаты деятельности по определенным критериям


Домашнее задание
Задать домашнее задание.
Научить порядку выполнения домашнего задания.
ОК.2
Вам необходимо проанализировать различные программы начальной школы, учебники и ответить на вопрос: «Как изучаются новые звуки и буквы в основной период обучения грамоте по программам «Начальная школа XXI века» и «Система развивающего обучения Л.В.Занкова». Какова последовательность изучения материала и есть ли принципиальные отличия от программы «Школа России»?
Записывают домашнее задание
Учились порядку выполнения домашнего задания












Приложение № 1
Содержание понятий

Технологическая карта урока это графическое  отображение  сценария  урока, план проведения  урока, в котором  заложены   методы   индивидуальной  работы  и   возможности  вариативного  развития  урока.  В технологической  карте  может быть  четко  отражено  взаимодействие  учителя  и  ученика на уроке, планирование  деятельности на каждом этапе  урока.
Задачи обучения (познавательная, развивающая, воспитательная).
Заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.
Результаты образования:
- личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению,
- предметные - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания,
-метапредметные - освоенные обучающимися универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия:
- личностные – это реализация у школьников задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...»,
- регулятивные - умения самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку,
- познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала, самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.. представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты,
- коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Технологии, методы, приемы обучения.
Педагогическая технология – это научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий: технологии групповой работы, проблемного обучения, мозгового штурма, ситуации успеха, личностного роста, кейстехнологии, информационно-коммуникационные технологии, рефлексивные технологии.
Методы – это способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижение образовательных целей.
Словесные:
- рассказ педагога,
 - беседа,
 -чтение художественной литературы.
Наглядные:
 - наблюдение
 - демонстрация, рассматривание картины, репродукции.
Практические:
- упражнение,
 - опыты и экспериментирование,
моделирование.
Игровые:
 - дидактические игры,
 - воображаемая ситуация в развернутом виде.

 Приёмы обучения – это элементы методов, составная часть методов. Практическая реализация метода достигается с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат. 





Приложение № 2
Структура технологической карты
Тема урока:
Согласные звуки [д], [дґ]. Буквы Д,д.

Цель урока:
Познакомить с буквами Д,д, обозначаемыми ими звуками, учить характеризовать звуки по алгоритму, учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.

Задачи урока:
1. Знакомить с буквами Д,д, обозначаемыми ими звуками, учить характеризовать звуки по алгоритму, учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.
2.Развивать фонематический слух, способность логически мыслить, высказывать свои мысли, делать выводы, навык правильного плавного осознанного чтения.
3. Воспитывать любовь к живой природе, уважительное отношение к людям разных профессий, уважительное отношение к чужому мнению, желание читать.

Планируемый результат:
1.Предметные: знать буквы Д,д, обозначаемые ими звуки, уметь различать на слух звуки[д], [дґ], находить их на слого-звуковых схемах, видеть букву д в тексте, читать слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой.
2. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда, читать текст, составлять рассказ на заданную тему, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.
3.Личностные: рассказывать о личном опыте создания чего-либо своими руками, давать характеристику профессии, осознавать смысл пословицы «Терпенье и труд все перетрут».


– инструментальный блок (какими средствами это достижимо), который содержит указания на тип урока, ресурсы, другие источники информации, используемые на уроке, оборудование.
Тип урока:
Изучение нового материала

Основное содержание темы, понятия и термины:
Звуки, буквы, парные согласные, родственные слова, профессия, водолаз

Межпредметные связи
Письмо, окружающий мир, технология

Ресурсы
Основные В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин «Азбука»
1 кл., 1 ч., с. 104-105,
Дополнительные: ИКТ презентация к уроку, сигнальные карточки у учащихся, алгоритм характеристики звуков.


– организационно-деятельностный блок (план урока, детализированный до действий и операций, представленный в таблице-схеме)
Этап урока
Дидакти-ческая задача
Содержа-ние учебного материала
Методы обуче-ния
Формы организации познава-тельной деятельности
Деятель-ность учителя
Деятельность учащихся
Приемы контроля







Осуществляемые действия
Форми-руемые умения

















Приложение № 3
Оценочный лист
1 группа

№ п\п
Ф.И. студента
Параметры
Оценка



активность
самостоятельность поиска материалов, суждений
объем, точность, уровень понимания
уровень сопричастности в работе
умение излагать, информировать, анализировать доказывать


1.








2.








3.








4.








5.










15