Календарно-тематическое планирование по литературе на 2016-2017 учебный год . 5 класс к учебнику Меркина Г.С.



Раздел, тема урока.
Кол-во
часов
Дата урока
Характеристика основных видов
деятельности учащихся (на
уровне УУД)
Оборудование





план

факт











1
Введение
Книга твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память).
1


Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д)



Мифология
3





2
Рассказ о мифе и мифологии. Миф своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира
1


Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением Подбор ключевых слов и словосочетаний.


3
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.
1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.


4
Гомер. «Одиссея». («Одиссей на острове циклопов). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
1


Словесное рисование, высказывать и обосновывать свою точку зрения



Из устного народного творчества
8





5
Истоки устного народного творчества, его основные виды . Загадки
1


Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением, знать основные жанры УНТ


6
Пословицы, поговорки
1


Различать пословицы и поговорки


7
Пословицы, поговорки. Кубанов. Кубанские пословицы и поговорки
1





8
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы.
1


Различать сказки волшебные, бытовые и о животных. Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.


9
Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках
1


Высказывать и обосновывать свою точку зрения, определить личностные ориентиры


10
Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок
1


Различать сказки волшебные, бытовые и о животных. Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).


11
Сказки народов России Падчерица
1


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.


12
Вн. чтение. В мире русской народной сказки
1


Пересказывать сказки. Строить свое выступление в соответствии с коммуникативной задачей



Древнерусская литература
3





13
Создание первичных представлений о древнерусской литературе
1


Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением


14
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань' хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (
1


Различные виды пересказа, характеризовать героя древнерусской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение по словарям


15
Вн. чтение. «Домострой».
1


Выразительно читать фрагмент произведения, соотносить содержание произведения с современностью



Басни народов мира
2





16
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица»- Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал. Различные виды чтения, инсценировка


17
Ж.Д.Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. «Лисица и виноград».
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал Различные виды чтения, инсценировка



Русская басня
5





18
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Основные темы басен. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня«Ворон и Лиса»
1


Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением Устные высказывания


19
М.В.Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...»
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал Читать по ролям


20
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал Читать по ролям


21
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк на псарне» «Свинья под Дубом», «Волк и ягненок» Сатирическое и нравоучительное в басне
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал. Читать по ролям, строить устное высказывание


22
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
1


Определять тему, проблемы в произведениях, выразительно читать. Читать по ролям



Из русской литературы 19 века
37






А.С. Пушкин
6





23
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне».
1


Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. Подбирать и обобщать дополнительный Материал


24
Образы природы в стихотворениях поэта. «Зимняя дорога».
1


Называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму)


25
«Сказка о мертвой царевне и о семи бога тырях». «Пушкинская сказка прямая наследница народной».
1


Определять принадлежность произведения определенному жанру, делать выводы об особенностях литературной сказки и её связях с народной сказкой


26
Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...».
1


Определять идею сказки, характеризовать героя по плану


27
Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям.
1


Определять принадлежность произведения определенному жанру, делать выводы об особенностях литературной сказки и её связях с народной сказкой


28
Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Кубанов. Пушкин и Кубань Богатство выразительных средств.

1


Выразительно читать произведение, находить сказочные элементы, аргументировать собственное мнение


29
Поэзия XIX века о родной природе.
1


Видеть красоту родной природы, выразительно читать лирический текст



М. Ю.Лермонтов
5





30
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения.
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал, определять тему и идею произведения


31
Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения
1


Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.) , определять художественное своеобразие произведения


32
Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. Кубанов. Лермонтов на Кубани
1


Познакомиться с произведениями живописи, посвященных историческому событию, словесное рисование


33
Творческая мастерская.
Обучение анализу поэтического текста
1





34
Рифма, ритм и интонация в стихе. Ритм как основа музыкальности лирики. Двусложные и трехсложные размеры стиха
1






Н.В.Гоголъ
3





35
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал


36
Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести.
1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.


37
Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
1


Высказывать и обосновывать свою точку зрения, определять нравственную позицию



И.С.Тургенев
7





38
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовинов в творческой биографии писателя
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал, уметь задавать вопросы к тексту


39
Рассказ «Муму». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные.
1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции. Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).


40
Образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа
1


Относить произведение к жанру рассказа по его признакам.. Различать в произведении автора и рассказчика


41
И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

1


Относить произведение к жанру рассказа по его признакам, говорить о красоте русского языка


42
Стихотворение в прозе «Два богача», «Воробей»
1





43-44
Р/р. Классное сочинение. Отзыв на эпизод или отзыв на стихотворение в прозе.
2


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.



Н.А.Некрасов
5





45
Н.А.Некрасов . Детские впечатления поэта.
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал, уметь задавать вопросы к тексту


46
«Крестьянские дети». Особенности композиции произведения
1





47
Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия
1





48
Стихотворение «Тройка». Тема, идея
1


Выразительно читать стихотворение, определять тему, идею


49
Р.р. Письменный ответ на вопрос
1






Л.Н.Толстой
5





50
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа
1


Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением Подбирать и обобщать дополнительный материал


51
Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести.
1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции. Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).


52
Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке
1


Высказывать и обосновывать свою точку зрения, характеризовать героя по плану , строить собственное суждение


53
Своеобразие сюжета. Речь персонажей. Отношение писателя к событиям
1


Относить произведение к жанру рассказа по его признакам. Различать в произведении автора и рассказчика.


54
P.p. Письменный ответ на вопрос: «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?»
1


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. Писать сочинение -сравнительную характеристику двух героев.



А.П. Чехов
5





55
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал, задавать вопросы к тексту


56
Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. .
1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции. Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).


57
Жанровое своеобразие рассказа
1





58
Рассказ «Пересолил»: тема; приемы создания характеров и ситуаций;
1


Относить произведение к жанру рассказа по его признакам. Различать в произведении автора и рассказчика.


59
Вн. чтение. Юмористические рассказы АЛ.Чехова
1


Пересказывать сюжет рассказа Строить свое выступление в соответствии с коммуникативной задачей



Из литературы XX века

30ч






И. А.Бунин
4





60
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности.
1


Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. Подбирать и обобщать дополнительный материал


61
Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении.
1


Выразительно читать стихотворение, определять тему, идею, художественные особенности произведения


62
Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей
1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, характеризовать героя по плану


63
Рассказ «Подснежник». Выразительные средства создания образов.
1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, характеризовать героя по плану



Л.Н.Андреев
3





64
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче» Мир города в рассказе
1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.


65
Основная тематика и нравственная проблематика рассказ (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта).
1





66
Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика Значение финала.
1


Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).



А.И.Куприн
3





67
А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе.
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал определять тему, идею, художественные особенности произведения


68
Рассказ «Золотой петух» . Тема, особенности создания образа.
1





69
Р/р. Классное сочинение по теме «Нравственные проблемы в творчестве писателей XX века/по выбору/».
1


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.



А.А.Блок
2





70
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни Блока. Блоковские места. «Летний вечер»
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал


71
Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
1


Выразительно читать стихотворение, определять тему, идею, художественные особенности произведения



С.А Есенин
3





72
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал Называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму)


73
Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...».
1





74
«Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина
1


Выразительно читать стихотворение, определять тему, идею, художественные особенности произведения



А.П.Платонов
3





75
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.


76
«Цветок на земле». Образы главных героев; своеобразие языка.
1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, характеризовать героя по плану


77
Вн.чтение. Тайна заглавия художественного текста
1


Уметь сравнивать произведения по теме, идее, системе образов



П.П.Бажов
3





78
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение).
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал Рассказывать сюжет прочитанного произведения


79
Приемы создания художественного образа
1





80
Р.р. Отзыв об эпизоде.
1






Н.Н. Носов.
2





81
.Н.Н. НОСОВ. Краткие сведения о писателе.
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал


82
Рассказ «Три охотника» : тема, система образов
1





83
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро
1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.


84
Тема, идея рассказа; цельность произведении, взаимосвязь всех элементов повествования
1






Е.И. НОСОВ

2





85
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта.
1


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.


86
Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном
1






Родная природа в произведениях писателей XX века
3





87
Родная природа в произведениях писателей XX века: В.Ф. Боков, Н.М.Рубцов.
1


Выразительно читать стихотворение, определять тему, идею, художественные особенности произведения


88
Родная природа в произведениях писателей XX века:Р.Гамзатов. В.Белов.
1


Выразительно читать стихотворение, определять тему, идею, художественные особенности произведения


89
В.Г.Распутин. «Век живи -век люби»
Кубанов. Кубанские поэты XX века о родной природе

1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции



Зарубежная литература
13






Д. ДЕФО







90
Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок)
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.


91
Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
1


определять в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).



Х.К. АНДЕРСЕН







92
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал


93
Вн.чтение. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.



М. ТВЕН







94
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал


95
Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции. Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).


96
Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.



Ж. РОНИ-СТАРШИЙ







97
Ж. Рони-старший
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы).
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал


98
Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека
1


Высказывать и обосновывать свою точку зрения



ДЖ. ЛОНДОН







99
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления.
1


Подбирать и обобщать дополнительный материал


100
«Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.



А. ЛИНДГРЕН







101
А. ЛИНДГРЕН. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).
1


Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.


102
Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок)
1


Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).













Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс Меркин Г.С. (102 часа)




15