Спецкурс по химии для 9 (7 или 8) класса Рациональное питание


Спецкурс «Рациональное питание», 9 класс
Пояснительная записка к спецкурсу «Рациональное питание», 9 класс, 17часов.
Недаром над всеми явлениями человеческой жизни
господствует забота о насущном хлебе.
И.П.Павлов.
Надо есть то, что нужно есть, а не то, что есть.
Эйнштейн.
Спецкурс «Рациональное питание» призван познакомить учащихся 9 класса (курс может быть применён и для 7 или 8 класса) с правильным питанием.
Человечество в сутки потребляет более 4 млн. т. пищи, с ростом населения потребление будет возрастать. Человечество испытывало и продолжает испытывать дефицит продуктов питания, особенно не хватает продуктов с высоким содержанием белка. Однако простое увеличение потребления пищи не может решить всех проблем, связанных с питанием. Оно должно быть рациональным, соответствовать основным положением науки о питании, требования которой должны учитываться при разработке стратегии развития пищевой промышленности.
Правильная организация питания требует знаний, хотя бы в самом общем виде, о химическом составе пищевого сырья и готовых продуктах питания, представлений о способах их получения, о превращениях, которые происходят при их получении и при кулинарной обработке продуктов, а также сведений о пищеварительных процессах. Это и есть главное содержание данного спецкурса.
Курс рассчитан на 17 часов учебного времени, он интегрирован и базируется на знаниях и умениях учащихся, полученных на уроках математики, физики, географии, биологии, химии, ОБЖ. Программой курса предусмотрены теоретические и практические занятия.
Кроме мотивационной функции курс органично вписывается и в экологическое, культурологические и здоровьесберегающее направления современного образования.
Основные задачи курса:
пропаганда здорового образа жизни, формирование представлений о продуктах питания, их пищеварительной ценности, пищевых добавках и их влиянии на организм, информировании о способах получения пищевых продуктов, причинах пищевых отравлений, помощь учащимся в осознании необходимости бережного отношения к себе и своему здоровью, расширение и углубление знаний о макро- и микроэлементах, их значении для организма, развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, развитие учебно-коммуникативных умений.
Календарно-тематическое планирование по спецкурсу «Рациональное питание», 9 класс, 17часов.
№ Тема раздела
Кол-во часов Тема занятия Тип занятия Элементы содержания Д/зДата проведения
План нед-месФакт
1 Основные химические вещества пищи.
9ч. Белковые вещества. Лекция Строение и состав белков, классификация, свойства и пищевая ценность белков. Состав и ценность белков. 2-01
2 Ферменты. Комбин. Ферменты – биологические катализаторы. Виды пищеварительных ферментов. 3-01 3 Липиды. Лекция Строение, классификация и пищевая ценность липидов. Превращение липидов при производстве продуктов. Ценность липидов. 4-01 4 Углеводы. Комбин. Строение, классификация, свойства и пищевая ценность углеводов. Свойства и ценность углеводов. 1-02 5 Витамины. Семинар. Сообщения учащихся о различных витаминах, их роли и особенностях. 2-02 6 Макроэлементы. Лекция. Макроэлементы, их значение для организма. Суточная потребность. Макроэлементы 3-02 7 Микроэлементы. Лекция. Микроэлементы, их значение для организма. Суточная потребность. Микроэлементы 4-02 8; 9 Пищевые добавки. Комбин. Консерванты, антиоксиданты, ароматизаторы, подсластители и др. Пищевые добавки. 1; 2-03 10 Пищевая аллергия. 2ч Природные токсиканты и загрязнители. Лекция. Биогенные амины, алкалоиды. Токсичные элементы, микотоксины, пестициды, антибиотики. Действие на организм. Действие на организм. 3-03 11 Пищевая аллергия. Лекция. Особенности пищевой аллергии. Профилактика и лечение пищевой аллергии. 1-04 12 Химия пищеварения.
2ч Приготовление пищи. Комбин. Продукты растительного и животного происхождения. Тепловая обработка продуктов. Виды тепловой обработки. 2-04 13 Химия пищеварения. Комбин. Физические и химические изменения пищи при процессе пищеварения. 3-04 14 Рациональное питание.
4ч. Режим питания. Беседа Поговорим о режиме дня и питании. Нужна ли диета? 4-04 15 Пищевой рацион и меню человека. Лекция. Из чего складывается дневной рацион, как правильно составить меню и посчитать калории. Анализ своего дневного рациона. 1-05 16 Составляем меню. Практич/з. Составляем меню на три дня, с учётом калорийности продуктов. Меню 2-05 17 Итоговое. Комбин. Творческие отчёты. 3-05 Литература:
Лечение без лекарств: домашние средства / Под ред. Н. Ярошенко, Италия, 2001, - 336 с., илл.
Химия: Энциклопедия / Под ред. И.Л. Кнунянц, - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003, - 972 с.
Энциклопедия кулинарного искусства. –М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000,- 496 с., илл.