РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение» для учащихся 8 класса


Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа-интернат №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение»
для учащихся 8А класса
2016-2017 учебный год
Разработчик: Несуненко В.И.,
учитель профессионально-трудового обучения
Согласована на заседании МО

Рекомендована педагогическим советом
Протокол № ____ Протокол №
От « » г От « »__ г
Бийск, 2016
Содержание
Паспорт рабочей программы ……………………………….………………………….… 3.
Пояснительная записка ……………………………………………………………….….. 4.
Учебно – тематический план ………………………………………………………….….. 7.
Тематическое планирование …………………………………………………………….... 8.
Планируемые результаты ……………………………………………………………..….. 26.
Формы оценивания ………………………………………………………………….…...... 27.
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса ……..…. 29.
Лист внесения изменений …………………………………………………………….…... 30.
Приложение ……………………………………………………………………………...… 31.
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа специального (коррекционного) среднего образовательного учреждения
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- Категория обучающихся: учащиеся 8 «а» класса КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №1».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 420 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 12 часов в неделю
Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, самостоятельная работа, тест, контрольная работа.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «трудовое обучение» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В. В. Воронковой.
Базисного учебного плана КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №1».
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, естествознания, русского языка, истории и др. предметам.
Программа рассчитана на 420 часов.
Цель: Подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению основных видов столярных работ.
Задачи:
формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;
Основной формой организации учебного процесса по предмету «Профессионально-трудовое обучение» является – урок, фронтальная работа, самостоятельная работа, практическая работа.

Основные технологии:
личностно-ориентированное,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог).
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку или наглядному изображению
Самостоятельная работа
Работа по карточкам
Работа по плакатам
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
Демонстрация натуральных объектов;
ИТК
Дифференцирование, разноуровневое обучение;
Наглядные пособия, раздаточный материал;
Занимательные упражнения;
Декады трудового обучения;
Участие в конкурсах;
Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Межпредметные связи: математика, изобразительное искусство, развитие устной речи на основе изучения и предметов окружающей действительности.
Взаимодействие с узкими специалистами:
логопед (консультации по развитию речи - задания, упражнения);
учитель ЛФК (комплекс упражнений, направленных на снятие локального утомления и конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости);
психолог (консультации по вопросам снятия психоэмоционального напряжения, по основам бесконфликтного взаимодействия);
дефектолог (консультации по проведению коррекционно-развивающей работы на занятиях с учетом индивидуальных особенностях учащихся);
соцпедагог (учет негативных моментов в быту);
врач-педиатр (консультации и рекомендации по заболеваниям детей).
Учебно – тематический план
Содержание курса соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным компонентом, в рабочую программу не внесены изменения.
Рабочая программа составлена на 410 часов в год, 12 часов в неделю (10 часов выпали на праздничные дни 23.02; 08.03; 01.05; 09.05).
№ п/п Название раздела Количество часов
1. Вводное занятие 8ч., п №1
2. Заделка пороков и дефектов древесины 22ч., п №2
3. Пиломатериалы 4ч., п №3
4. Изготовление столярно-мебельного изделия 44ч., п №4
5. Практическое повторение 166ч., п №5
6. Самостоятельная работа 30ч., п №6
7. Изготовление разметочного инструмента 22ч., п №7
8. Токарные работы 20ч., п №8
9. Изготовление строгального инструмента 44ч., п №9
10. Представление о процессе резанья древесины 6ч., п №10
11. Ремонт столярного изделия 22ч., п №12
12. Безопасность труда во время столярных работ 6ч., п №13
13. Крепежные изделия и мебельная фурнитура 10ч., п №14
14. Контрольная работа 6ч., п №15
Итого: 410часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс№ п/п Тема урока Кол-во
часов Тип урока. Элементы
содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид
контроля Изделия по программе
I четверть (100 часов)
1. Вводное занятие (2 ч)
1-2 1.1 Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ. Правила поведения. 2 Урок повторе-ние. Задачи обучения в 8 классе. План работы на четверть. Распределение обязанностей. Первичный инструктаж по охране труда. Основные материалы и инструменты. используемые в столярной мастерской. Знать: правила безопасной работы в мастерской. Ответы на вопросы.
Контроль за действием.
Тестирование по вопросам охраны труда. 2. Заделка пороков и дефектов древесины (22 ч)
3-4 2.1 Дефекты и пороки древесины. 2 Объяснение нового материала. Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Знать: дефекты и пороки древесины.
Уметь: определять пороки и дефекты древесины. Ответы на вопросы.
Контроль за действием. 5-6 2.2 Дефекты обработки и хранения древесины. 2 Комбини-рованный. Дефекты обработки и хранения. Определение пороков и дефектов древесины. Знать: дефекты обработки и хранения древесины.
Уметь: определять пороки и дефекты древесины при хранении. Ответы на вопросы.
Контроль за действием. 7-8 2.3 Шпатлевание древесины. 2 Комбини-рованный. Назначение и виды шпатлевки. Характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, клеевая, лаковая и др.). Выявление пороков и дефектов древесины, заделываемых шпатлевкой. Приемы заделки пороков древесины шпатлевкой. Подготовка шпатлевки и места для нанесения. Заделка пороков и дефектов древесины шпатлевкой. Зачистка поверхности. Знать: назначение и виды шпатлевки; характеристики разных видов; приемы подготовки шпатлевки и места ее нанесения.
Уметь: определять пороки и дефекты древесины под заделку шпатлевкой; подготавливать шпатлевку к работе; заделывать пороки и дефекты древесины шпатлевкой. Ответы на вопросы.
Контроль за действием. 9-10 2.4 Сверлильный станок. Устройство и назначение. 2 Объяснение нового материала. Сверлильный станок: назначение, конструкция, устройство механизмов. Организация рабочего места для сверления. Устройство для крепления сверла. Уборка и смазка сверлильного станка. Знать: устройство и назначение сверлильного станка; устройство для крепления сверла.
Уметь: организовывать рабочее место при сверлении; убирать и смазывать сверлильный станок. Ответы на вопросы.
Контроль за действием. 11-12 2.5 Многошпиндельный сверлильный станок. Устройство и назначение. 2 Комбини-рованный. Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и свер- лильно-пазовальным станками Знать: особенности конструкции и назначение многошпиндельного сверлильного и сверлильно-пазовального станков.
Уметь: различать виды сверлильных станков. Ответы на вопросы.
Контроль за действием.
Контроль качества. 13-14 2.6 Правила безопасной работы при сверлении. 2 Комбини-рованный. Подготовка сверлильного станка к работе. Правила безопасной работы при сверлении. Знать: правила безопасной работы при сверлении.
Уметь: подготавливать сверлильный станок к работе Контроль за действием.
Контроль качества. 15-16 2.7 Сверление сквозных и глухих отверстий. 2 Практическая
работа. Сверление сквозных и глухих отверстий (на отходах материалов) Знать: правила безопасной работы при сверлении.
Уметь: выполнять сверление отверстий на сверлильном станке. Контроль за действием.
Контроль качества. 17-24 2.8 Выдалбливание гнёзд с предварительным сверлением. 8 Комбини-
рованный Выявление дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением. Изготовление заделки. Технические требования к качеству выполнения операции. Знать: правила безопасной работы при сверлении и долблении; технические требования к качеству выполненной операции.
Уметь: выполнять выдалбливание сквозных и несквозных гнезд ; изготавливать заделку; выполнять вставку заделки на клею. Контроль за действием.
Контроль качества. 3. Пиломатериалы (4 ч)
25-26 3.1 Виды пиломатериалов. 2 Комбини-
рованный. Пиломатериалы: виды (бруски, доски, брусья, обзол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение, получение. Распознавание вида пиломатериалов Знать: виды и назначение пиломатериалов.
Уметь: определять вид пиломатериала на рисунке и по образцу. Ответы на вопросы.
Контроль за действием.
Контроль качества. 27-28 3.2 Получение и хранение пиломатериалов. 2 Комбини-
рованный. Получение и хранение пиломатериалов. Характеристика основных видов пиломатериалов. Хранение пиломатериалов, их обмер и стоимость. Знать: характеристики основных видов пиломатериалов; условия их хранения; получение и хранение пиломатериалов.
Уметь: засчитывать стоимость пиломатериалов. Ответы на вопросы.
Контроль за действием.
Контроль качества. 4. Изготовление столярно-мебельного изделия (22 ч)
29-30 4.1 Виды мебели. 2 Объяснение нового материала Мебель: виды (стул, кресло, стол, тумба, комод, сервант, диван и др.), назначение и комплектование мебели для разных помещений. Знать: виды мебели.
Уметь: определять вид мебели на рисунке и по натуральному образцу. Ответы на вопросы.
Контроль за действием. 31-34 4.2 Ознакомление с производством мебели. 4 Комбини-рованный. Производственный процесс изготовления мебели. Знать: иметь представление о производственном процессе изготовления мебели. Ответы на вопросы.
Контроль за действием. 35-38 4.3 Содержание сборочного чертежа. 4 Комбини-рованный. Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия. Чтение технической документации. Знать: иметь представление о содержании сборочного чертежа.
Уметь: читать техническую документацию. Ответы на вопросы.
Контроль за действием. 39-40 4.4 Чтение технической документации. 2 Объяснение нового материала. Сборочный чертеж ящика. Технический рисунок изделия. Знать: детали изделия, материалы для его изготовления. Уметь: подбирать материалы; выполнять технический рисунок, читать техническую документацию (чертежи). Ответы на вопросы.
Контроль за действием. Мебельный ящик.
41-50 4.5 Изготовление мебельного ящика. 10 Комбини-рованный. Мебельный ящик: назначение, детали, материалы для изготовления. Определение формы ящика. Выполнение чертежа мебельного ящика. Знать: правила безопасной работы при выполнение столярных операций; детали изделия, материалы для его изготовления.
Уметь: подбирать материалы; выполнять технический рисунок, читать техническую документацию (чертежи); изготавливать мебельный ящик. Ответы на вопросы.
Контроль за действием.
Контроль качества. Мебельный ящик.
5. Практическое повторение (42 ч)
51-52 5.1 Последовательность изготовления изделия. 2 Комбини-
рованный. Табурет: назначение, детали, материалы для изготовления. Последовательность изготовления изделия. Сборочный чертеж табурета. Технический рисунок изделия. Правила безопасной работы с инструментами. Знать: правила безопасной работы при изготовлении изделия; технологию изготовления изделия, детали изделия, материалы для его изготовления.
Уметь: составлять план и изготавливать изделие. Контроль за действием. Контроль качества. Табурет.
53-56 5.2 Заготовка и выстрагивание деталей по размерам. 4 Комбини-
рованный. Заготовка деталей: подбор материала, отпиливание. Выстрагивание деталей табурета по размерам. Технические требования к качеству выполнения операции. Знать: правила подбора материала; правила безопасной работы при пилении и строгании.
Уметь: выполнять разметку заготовок деталей (ножек, проножек, царг) с припуском на обработку; отпиливать заготовки. Контроль за действием. Контроль качества. Табурет.
57-60 5.3 Изготовление шипов и выполнение отверстий в деталях табурета. 4 Комбини-
рованный. Изготовление вставных шипов. Технические требования к качеству выполнения операции. Разметка и просверливание отверстий в ножках, царгах и проножках. Знать: приемы изготовления шипов; правила безопасной работы при сверлении.
Уметь: изготавливать вставные шипы; выполнять сверление отверстий в деталях табурета. Контроль за действием. Контроль качества. Табурет.
61-66 5.4 Склеивание рамок и корпуса табурета. 6 Комбини-
рованный. Виды клея для склеивания деталей. Вклеивание вставных шипов. Соединение ножек с царгами и проножками. Проверка прямоу- гольности конструкции. Прессование. Удаление выступившего клея. Знать: правила безопасной работы при склеивании.
Уметь: выполнять склеивание двух боковых рамок и корпуса изделия. Контроль за действием. Контроль качества. Табурет.
67-72 5.5 Изготовление сиденья табурета. 6 Комбини-
рованный. Разметка и опиливание детали сиденья. Технические требования к качеству выполненной операции.
Виды шлифовальной шкурки. Зачистка сиденья и корпуса. Знать: правила безопасной работы при пилении и выборе шлифовальной шкурки.
Уметь: изготавливать сиденье табурета Контроль за действием. Контроль качества. Табурет.
73-78 5.6 Сборка и отделка изделия. 6 Комбини-
рованный. Виды отделки изделия. Подготовка изделия к отделке. Окраска табурета лаком. Правила безопасной работы. Знать: виды отделки изделий; правила безопасной работы при окраске лаком.
Уметь: выполнять отделку изделия. Контроль за действием. Контроль качества Табурет.
79-92 5.7 Изготовление аптечки. 14 Последовательность изготовления аптечки. Знать: правила безопасной работы при изготовлении изделия; технологию изготовления изделия, детали изделия.
Уметь: составлять план и изготавливать изделие. Контроль за действием. Контроль качества. Аптечка.
6. Самостоятельная работа №1 (8 ч)
93-100 6.1 Изготовление скамейки. 8 Самостоятельная работа. Последовательность выполнения технологической операции или изготовления изделия. Знать: правила безопасной работы при изготовлении изделия; технологию изготовления изделия, детали изделия.
Уметь: составлять план и изготавливать изделие самостоятельно. Контроль за действием.
Контроль качества. Скамейка.
II четверть (90 часа)
1. Вводное занятие (2 ч)
101-102 1.2 Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ. Правила поведения. 2 Объяснение нового материала. Беседа. План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской. Знать: правила безопасной работы в мастерской. Ответы на вопросы.
Контроль за действием.
охраны труда. 7. Изготовление разметочного инструмента (22 ч)
103-104 7.1 Разметочный инструмент. 2 Объяснение нового материала Разметочные инструменты: угольник столярный, ярунок, рейсмус. Требования к разметочным инструментам. Материалы для изготовления инструментов. Качество
изготовления, точность. Проверка состояния и пригодности к работе имеющихся в мастерской линеек и угольников Знать: требования к разметочным инструментам, материалы для изготовления инструментов, качество и точность изготовления.
Уметь: проверять состояние и пригодность к работе разметочных инструментов Ответы на вопросы.
Контроль за действием.
Контроль качества. 105-114 7.2 Изготовление ярунка. 10 Практическая
работа. Ярунок: назначение, применение. Ориентировка по чертежу изделия. Особенности конструкции. Выполнение технического рисунка изделия с обозначением размеров.
Последовательность изготовления ярунка. Названия операций по изготовлению изделия. Знать: назначение и применение ярунка; названия операций по изготовлению изделия.
Уметь: подбирать материал для изготовления; составлять последовательность изготовления с опорой на образец; изготавливать ярунок; проверять качество его изготовления. Ответы на вопросы.
Контроль за действием. Контроль качества. Ярунок.
115-124 7.3 Изготовление
столярного
угольника 10 Практическая
работа. Столярный угольник: материал, последовательность изготовления. Разметка деталей по чертежу. Выпиливание заготовки. Выстрагивание поверхностей по заданным размерам. Разметка проушины. Сборка угольника «насухо». Склеивание угольника. Проверка угольника контрольными инструментами. Разметка длины пера и колодки. Отпиливание припуска. Зачистка инструмента. Отделка изделия. Оценка качества изделия (сравнение с чертежом и образцом) Знать: требования к угольнику; последовательность изготовления столярного угольника.
Уметь: подбирать материал для изготовления; составлять последовательность изготовления с опорой на образец; изготавливать столярный угольник. Контроль за действием. Контроль качества. Столярный угольник.
8. Токарные работы (20 ч)
125-126 8.1 Токарный станок. Устройство и назначение. 2 Объяснение нового материала. Токарный станок: управление, уход за ним, неисправности. Меры по предупреждению поломок. Знать: правила ухода за токарным станком;меры по предупреждению поломок. Уметь: ухаживать за токарным станком Ответы на вопросы.
Контроль за действием. 127-128 8.2 Правила ТБ при работе на ТСД. 2 Комбини--
рованный. Правила безопасной работы на токарном станке по дереву. Способы закрепления заготовок.
Названия операций по изготовлению изделия. Знать: правила безопасной работы на токарном станке по дереву.
Уметь: выполнять обработку поверхности ручки по заданному размеру. Ответы на вопросы.
Контроль за действием. 129-130 8.3 Скоба и штангенциркуль. 2 Комбини--
рованный. Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров). Приемы разметки скобой. Приемы работы со штангенциркулем. Знать: устройство штангенциркуля; применение скобы и штангенциркуля.
Уметь: использовать приемы работы со скобой и штангенциркулем. Ответы на вопросы.
Контроль за действием. 131-134 8.4 Приемы работы штангенциркулем. 4 Комбини--
рованный. Приемы работы на токарном станке: снятие конуса резцом, выполнение шипов у ножек, сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем. Знать: правила безопасной работы на токарном станке по дереву.
Уметь: выполнять снятие конуса резцом шипы у ножек: сверлить с использованием задней бабки. Контроль за действием. Контроль качества. 135-144 8.5 Изготовление ручки для напильника. 10 Практическая
работа. Ручка для инструмента: материалы для изготовления, форма. Требования к ручкам напильников, стамесок, долот. Чертеж изделия. Знать: требования, предъявляемые к ручкам для напильников, стамесок, долот; материалы для изготовления.
Уметь: ориентироваться в чертеже изделия. Ответы на вопросы.
Контроль за действием. Контроль качества. Ручка для напильника.
5. Практическое повторение(38 ч)
145-
152 5.8 Изготовление солонки. 8 Практическая
работа. Последовательность изготовления солонки. Правила безопасной работы. Знать: правила безопасной работы на токарном станке по дереву.
Уметь: изготавливать изделие на токарном станке. Контроль за действием. Контроль качества. Солонка.
153-162 5.9Изготовление скамейки. 10 Практическая
работа. Последовательность изготовления скамейки. Правила безопасной работы. Знать: правила безопасной работы ручным столярным инструментом.
Уметь: составлять план и изготавливать скамейку. Контроль за действием. Контроль качества. Скамейка.
163-168 5.10 Сборка скамейки. 6 Практическая
работа. Последовательность сборки скамейки. Правила безопасной работы. Знать: правила безопасной работы во время выполнения сборочных операций..
Уметь: выполнять сборочные технологические операции. Контроль за действием. Контроль качества. Скамейка.
169-176 5.11 Изготовление линейки. 8 Практическая
работа. Последовательность изготовления линейки. Правила безопасной работы. Знать: правила безопасной работы ручным столярным инструментом.
Уметь: составлять план и изготавливать линейку. Контроль за действием. Контроль качества. Линейка.
177-182 5.12 Изготовление рейсмуса. 6 Практическая
работа. Последовательность изготовления рейсмуса. Правила безопасной работы. Знать: правила безопасной работы ручным столярным инструментом.
Уметь: составлять план и изготавливать рейсмус. Контроль за действием. Контроль качества. Рейсмус.
6. Самостоятельная работа №2 (8 ч)
183-190 6.2 Изготовление малки. 8 Самостоятельная работа. Последовательность выполнения технологической операции или изготовления изделия Знать: правила безопасной работы ручным столярным инструментом.
Уметь: выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие Контроль за действием. Контроль качества. Малка.
III четверть (122 часов)
1. Вводное занятие (2 ч)
191-192 1.1 Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ. Правила поведения. 2 Объяснение нового материала. Беседа План работы, на четверть. Повторный инструктаж по охрана труда Знать: правила безопасной работы в мастерской Ответы на вопросы.
Контроль за действием.
Тестирование по вопросам охраны труда.
9. Изготовление строгального инструмента (44 ч)
193-194 9.1 Ручной инструмент для строгания. 2 Объяснение нового материала. Инструменты для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изго-
товления инструментов. Экономические и эстетические требования к инструментам. Назначение разных видов строгального инструмента. Основные части строгальных инструментов. Знать: назначение строгального инструмента, материал для его изготовления; требования,
предъявляемые к строгальным инструментам.
Уметь: настраивать строгальные инструменты. Ответы на вопросы.
Контроль за действием. Контроль качества. . 195-196 9.2 Материал для изготовления. 2 Комбини--
рованный. Основные части шерхебеля. Последовательность изготовления шерхебеля. Инструменты, необходимые для изготовления шерхебеля. Знать: названия деталей и операций по изготовлению шерхебеля; инструменты.
Уметь: составлять последовательность изготовления шерхебеля с опорой на технологическую карту. Ответы на вопросы.
Заполнение технологической
карты. Шерхебель.
197-204 9.3 Изготовление колодки шерхебеля. 8 Комбини-
рованный. Основные части колодки шерхебеля. Подбор материала. Разметка заготовок для колодки. Выпиливание заготовок по длине и ширине. Выстрагивание пласти. Подготовка заготовок к склеиванию. Склеивание заготовок. Выстрагивание колодки по заданному размеру. Знать: части колодки шерхебеля; материал; последовательность изготовления колодки; правила безопасной работы. Уметь: изготавливать колодку Контроль за действием. Контроль качества. Шерхебель.
205-212 9.4 Изготовление гнезда колодки. 8 Комбини--
рованный. Разметка гнезда колодки. Выполнение летка. Обработка торцов гнезда. Выполнение пропилов внутри гнезда. Срезание подрезанного материала. Зачистка поверхностей гнезда. Отпиливание припуска по длине. Обработка торцов. Зачистка колодки. Знать: правила безопасной работы; последовательность разметки и изготовления гнезда.
Уметь: изготавливать гнездо колодки. Контроль за действием. Контроль качества. Шерхебель.
213-218 9.5 Изготовление рожка шерхебеля. 6 Комбини-
рованный. Подбор материала. Выпиливание заготовки. Выстрагивание заготовки по заданному размеру. Разметка и обработка контуров. Скругление углов. Зачистка. Выбирание гребня. Зачистка рожка шкуркой. Разметка паза в колодке по гребню рожка. Выбирание паза в колодке. Подгонка рожка к колодке. Знать: последовательность изготовления рожка; правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать рожок. Контроль за действием. Контроль качества. Шерхебель.
219-224 9.6 Изготовление клина шерхебеля. 6 Комбини-рованный. Подбор материала. Выпиливание заготовки для клина. Выстрагивание заготовки по заданному размеру. Разметка и спиливание уклона. Подгонка клина к постели строганием. Разметка рожков. Срезание уклона. Разметка длины клина. Отпиливание. Обработка торцов и пласти. Зачистка клина. Знать: последовательность изготовления клина; правила подбора материала; правила безопасной работы с инструментами.
Уметь: изготавливать клин. Контроль за действием. Контроль качества. Шерхебель.
225-230 9.7 Изготовление ручки шерхебеля. 6 Комбини-рованный. Подбор материала. Выпиливание заготовки для ручки. Выстрагивание заготовки по заданному размеру. Разметка и спиливание уклона. Подгонка ручки к постели строганием. Зачистка ручки. Знать: последовательность изготовления ручки; правила подбора материала; правила безопасной работы с инструментами.
Уметь: изготавливать ручку. Контроль за действием. Контроль качества. Шерхебель.
231-234 9.8 Сборка и отделка шерхебеля. 4 Комбини-
рованный. Фугование подошвы. Зачистка колодки, клина и рожка. Лакирование рожка, клина, колодки. Сборка шерхебеля. Оценка качества готового изделия Знать: операции по сборке и отделке шерхебеля; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять сборку и отделку шерхебеля. Контроль за действием. Контроль качества. Шерхебель.
235-236 9.9 Настройка и проверка шерхебеля 2 Комбини-
рованный. Проведение пробного строгания; настройка шерхебеля. Оценка качества готового изделия. Знать: операции по настройке шерхебеля; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять настройку и поверку шерхебеля. Контроль за действием. Контроль качества. Шерхебель.
10.Представление о процессе резания древесины (6 ч)
237-240 10.1 Элементы резца, заточка. 4 Объяснение нового материала. Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном
резании. Знать: элементы резца.
Уметь: различать углы заточки и резания Ответы на вопросы. 241-242 10.2 Виды резания древесины. 2 Объяснение нового материала. Виды резания древесины (продольное, поперечное, торцовое). Движения резания и подачи Знать: виды резания древесины.
Уметь: определять по типу стружки вид резания. Ответы на вопросы. 4. Изготовление столярно-мебельного изделия (22 ч)
243-244 4.6 Виды столярных соединений. 2 Объяснение нового материала. Виды столярных соединений. Детали изделия. Материалы для изготовления. Чертеж изделия. Организация рабочего места Знать: виды столярных соединений.
Уметь: ориентироваться в чертеже изделия; организовывать рабочее место. Ответы на вопросы.
Контроль за действием. 245-248 4.7 Соединение по кромке на круглых шипах. 4 Комбини-
рованный. Способы соединения деталей и сборочных единиц Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость Знать: правила безопасной работы с инструментами;
способы соединения деталей и сборочных единиц. Иметь представление о зависимости времени выдержки Контроль за действием. Контроль качества. 249-254 4.8 Изготовление щита для стола М 1:5. 6 Практическая работа. Последовательность разметки и изготовления щита. Подбор материала для изделия. Изготовление щитового стола. Знать: правила безопасной работы с инструментами;
названия операций по изготовлению щита.
Уметь: составлять последовательность изготовления щита. Контроль за действием. Контроль качества. Стол М 1:5.
255-260 4.9 Изготовление ножек. 6 Практическая работа. Последовательность разметки и изготовления ножек. Знать: правила безопасной работы с инструментами;
названия операций по изготовлению ножек.
Уметь: размечать и изготавливать ножки для стола. Контроль за действием. Контроль качества. Стол М 1:5.
261-264 4.10 Сборка и отделка стола. 4 Практическая работа. Выполнение сборочных операций и покрытие изделия лаком. Анализ выполненной работы Знать: правила безопасной работы при сборке, зачистке и отделке стола.
Уметь: анализировать выполненную работу; оценивать качество готового изделия. Контроль за действием. Контроль качества. Стол М 1:5.
5. Практическое повторение (34 ч)
265-270 5.13 Изготовление угольника. 6 Практическая работа Последовательность изготовления угольника. Правила безопасной работы. Знать: технологию изготовления угольника; правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать угольник; оценивать его качество. Контроль за действием. Контроль качества. Угольник.
271-278 5.14 Изготовление колодки для наждачной бумаги. 8 Последовательность изготовления колодки для наждачной бумаги. Правила безопасной работы. Знать: технологию изготовления колодки для наждачной бумаги; правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать колодку для наждачной бумаги; оценивать его качество Контроль за действием. Контроль качества. Колодка для наждачной бумаги.
279-298 5.15 Изготовление витрины. 20 Последовательность изготовления витрины. Правила безопасной работы. Знать: технологию изготовления витрины; правила безопасной работы.
Уметь: изготавливать витрину; оценивать его качество. Контроль за действием. Контроль качества. Витрина.
6. Самостоятельная работа №3 (14 ч)
299-312 6.3 Изготовление ручки для рубанка. 14 Самостоятельная работа. Последовательность изготовление ручки для рубанка. Знать: правила безопасной работы.
Уметь: выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие Контроль за действием. Контроль качества. Ручка для рубанка.
IV четверть (98 часов)
Вводное занятие (2 ч)
313-314 1.4 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 2 Объяснение нового материала. Беседа. План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской Знать: правила безопасной работы в мастерской и ручным столярным инструментом. Ответы на вопросы. 11. Ремонт столярного изделия (22 ч) 315-316 11.1 Особенности ремонта. Правила ТБ при ремонте мебели. 2 Объяснение нового материала Виды ремонта мебели (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой стороны, использование вставок, замена деталей). Технические требования к качеству ремонта Знать: причины износа и виды ремонта мебели.
Уметь: выявлять повреждения на мебели; планировать ремонт мебели (стула, стола, шкафа). Ответы на вопросы.
Контроль за действием. Ремонт мебели.
317-322 11.2 Ремонт узлов соединения склеиванием. 6 Комбини-
рованный. Последовательность работы при ремонте ремонте узлов соединения склеиванием. Знать: последовательность и правила безопасной работы во время ремонта.
Уметь: составлять план работы при ремонте узлов соединения склеиванием. Ответы на вопросы.
Контроль за действием.
Контроль качества. Ремонт мебели.
323-330 11.3 Ремонт с заменой деталей. 8 Комбини-
рованный. Разборка изделия частично или полностью. Очистка соединения от старого клея. Ремонт или замена (не подлежащих восстановлению) деталей. Склеивание элементов. Знать: последовательность работы при ремонте изделия; правила безопасной работы. Уметь: выполнять ремонт столярного изделия. Контроль за действием. Контроль качества. Ремонт мебели.
331-336 11.4 Ремонт деталей мебели. 6 Комбини-
рованный. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Подгонка узлов. Установка фурнитуры. Зачистка поверхности. Окраска изделия лаком. Технические требования к качеству работ. Знать: последовательность работы при ремонте изделия и правила безопасной работы.
Уметь: оценивать качество выполнения ремонта столярного изделия. Контроль за действием. Контроль качества. Ремонт мебели.
12. Безопасность труда во время столярных работ (6 ч)
337-340 12.1 Безопасность труда во время столярных работ 4 Объяснение нового материала. Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травматизма (неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с электричеством). Меры предохранения от травм. Знать: причины травматизма и меры по его предупреждению. Уметь: определять возможные причины травматизма при работе с каким-либо инструментом или на каком-либо станке. Ответы на вопросы.
Контроль за действием. 341-342 12.2 Предупреждение пожаров 2 Урок-
повто-
рение. Возможность быстрого возгорания древесных материалов, мате- риалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей. Предупреждение пожаров. Первичные средства пожаротушения. Действия при пожаре. Знать: возможные причины пожаров; правила пользования первичными средствами пожаротушения; правила и пути эвакуации.
Уметь: пользоваться первичными средствами пожаротушения; правильно действовать при возникновении пожара. Ответы на вопросы.
Контроль за действием. 13. Крепежные изделия и мебельная фурнитура (10 ч)
343-344 13.1 Виды гвоздей, шурупов, винтов и болтов. 2 Объяснение нового материала Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), их использование.. Шурупы, виды, назначение. Распознавание видов шурупов. Знать: виды гвоздей, шурупов, винтов, болтов и сфера их применения.
Уметь: определять вид гвоздя,
шурупа, винта. Ответы на вопросы.
Контроль за действием.
Контроль качества. 345-348 13.2 Петли для навески дверей, их установка. 4 Комбини-
рованный. Виды петель для навески дверей, их установка. Разметка под петли. Знать: Виды петель для навески дверей, их установка; правила безопасной работы при их установки.
Уметь: выполнять разметку и устанавливать петли для дверей. Ответы на вопросы.
Контроль за действием.
Контроль качества. 349-352 13.3 Ручки, замки, задвижки, их установка. 4 Комбини-
рованный. Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры. Знать: виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры. Уметь: распознавать виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры. Ответы на вопросы.
Контроль за действием.
Контроль качества. 5. Практическое повторение (52 ч)
353-364 5.16 Ремонт стульев. 12 Практическая работа. Последовательность выполнения ремонта стульев. Оценка качества готового ремонта. Знать: правила по технике безопасности во время ремонта
стульев.
Уметь: составить план на ремонт; уметь выполнить ремонт стульев. Контроль за действием. Контроль качества. 365-376 5.17 Ремонт столов, парт. 12 Практическая работа. Последовательность выполнения ремонта столов. Оценка качества готового ремонта. Знать: правила по технике безопасности во время ремонта
столов, парт.
Уметь: составить план на ремонт; уметь выполнить ремонт столов, парт.
Контроль за действием. Контроль качества. 377-386 5.18 Ремонт шкафов. 10 Практическая работа. Последовательность выполнения ремонта шкафов. Оценка качества готового ремонта. Знать: правила по технике безопасности во время ремонта
шкафов.
Уметь: составить план на ремонт; уметь выполнить ремонт шкафов.
Контроль за действием. Контроль качества. 387-404 5.4 Ремонт верстаков. 18 Практическая работа. Последовательность выполнения ремонта верстаков. Оценка качества готового ремонта. Знать: правила по технике безопасности во время ремонта
верстаков.
Уметь: составить план на ремонт; уметь выполнить ремонт верстаков.
Контроль за действием. Контроль качества. 14. Контрольная работа №1 (6 ч)
405-410 14.1 Изготовления подноса. 6 Контрольная работа. Последовательность изготовления изделия. Анализ выполненной работы Знать: правила техники безопасности при работе ручным столярным инструментом; технологию изготовления изделия.
Уметь: самостоятельно изготавливать изделие. Контроль за действием. Контроль качества. Поднос.
Планируемые результаты:
Учащиеся 8 класса должны
Знать:
дефекты и пороки древесины;
пиломатериалы: виды, назначение, характеристику основных пород;
разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность;
устройство, назначение, приёмы работы и правила техники безопасности при работе на токарном станке по дереву;
технологию изготовления сборочных единиц;
безопасность труда во время выполнения столярных работ;
экономические и эстетические требования к инструментам.
Уметь:
работать на токарном станке по дереву;
изготовлять разметочный инструмент;
распознавать виды пиломатериалов;
изготавливать табурет, скамейку, рубанок;
составлять план выполнения работ;
самостоятельно работать с рисунком и чертежом;
проверять качество выполненных работ.
Формы оценивания:
Учитель должен подходить к оценочному балу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Психофизические и умственные возможности учащихся.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объеме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям и работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ и анализа их качества в каждой четверти после проведения практического повторения.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Основная:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010, с. 191.
Дополнительная:
Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении Мирский С. Л. - Москва «Просвещение», 1990. с 120.
Методика профессионально - трудового обучения Мирский С. Л. -Москва «Просвещение», 1988. с220.
Трудовое обучение. 5-9 классы. Слесарное дело. Столярное дело: развернутое тематическое планирование/ авт.-сост. О.В.Павлова.-Волгоград: Учитель, 2010. с 243.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы сборник 2 Мирский СЛ., Журавлев Б. А., Иноземцева Л. С, Ковалева Е. А., Васенков Г. В.. Под редакцией Воронковой В. В. -Москва «Владос» - 2001. с 187.
«Столярное дело» Журавлев Б. А. - Москва «Просвещение», 1992. с 88.
Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда С. Л. Мирский - Москва «Просвещение», 1992. с 170.
Лист внесения изменений и дополнений
Дата урока по плану Дата проведения урока по факту Содержание корректировки (тема урока) Обоснование проведения корректировки Реквизиты документа (дата и № приказа) Подпись заместителя директора по УР