Презентация Диагностика одаренных детей


«Выявления одаренных детей в условиях общеобразовательных учреждениях» В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает, работа с одаренными детьми является крайне необходимой. Очень важно, принимая новый класс, новых учеников, ставить перед собой цель: поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, создать условия для исследования, развить интерес к предмету. Из поставленной цели и вытекают соответствующие задачи: -Выявление одаренных детей;- Переход к новому содержанию образования;- Осуществление индивидуализации, дифференциации обучения, использование личностно-ориентированного подхода развития ученика;- Развитие способностей обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности;- Повышение педагогического мастерства;- Создание системы работы с одаренными детьми; Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того как организована работа с этой категорией учащихся. Многие дети одарены от природы, но, тем не менее, необходима четкая организация обучающей деятельности, целенаправленная и систематическая работа. Как выявить и организовать работу с одарёнными детьми? Прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми мы должны знать: Что такое одарённость? Кто такой одарённый ребёнок? Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких необычных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Возрастные предпосылки способностей Тем не менее надо помнить, что выражение «одаренные дети» весьма условно, потому что рано проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого результата, остаться нереализованными. А у других детей выдающиеся способности могут обнаружиться позднее. Пример тому Альберт Эйнштейн, который являлся ярким примером «антивундеркиндного» типа, так как начал поздно говорить, в школе был далеко не из лучших, считался «тугодумом». Поэтому от педагога и психолога требуется понимание одаренных учащихся, умение найти удачный индивидуальный подход к ним, который способствовал бы раскрытию дарований. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа: I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я старайтесь проявить интерес к своему предмету. II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты. III этап – заключительный. На этом этапе проводить работу с узким кругом учащихся, которые проявили творческие способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня. Диагностика одаренностиОдаренность - сложное и многомерное явление. Именно поэтому ее невозможно определить какой-либо единственной методикой. Диагностика одаренности должна носить комплексный и разносторонний характер, то есть основываться на использовании нескольких методов, которые направлены на выявление разных сторон одаренности. К методам первичной диагностики относятся:Различные шкалы, опросники, самоопросники, информация о продуктах деятельности, наблюдения, проводимые по определенной схеме. В основу методов первичной диагностики положено широкое описание особенностей одаренных детей во всех сферах: эмоциональной, познавательной, поведенческой, мотивационной. Например, ниже приведенные вопросы, помогут учителю выделить возможных одаренных учащихся в условиях повседневной школьной жизни Подобный вопросник может помочь учителям упорядочить свои впечатления и оценить определенные поведенческие проявления, характерные для одаренных учащихся. Задает много вопросов? Демонстрирует широкий диапазон развивающихся интересов? Обладает массой разнообразных сведений? Хочет знать, почему или как что-то происходит или стало таким? Необычно сильно огорчается при несправедливости? Проявляет озабоченность в связи с социальными или политическими проблемами? Часто выдвигает лучшее объяснение, почему не надо делать то, что Вы хотите, чтобы он сделал? Испытывает замешательство перед задачей механической отработки правописания, навыков математических действий, каллиграфии? Критикует идеи других? Проявляет признаки нетерпения и разочарования, если выполненная работа далека от "совершенства"? Скучает и часто ничем не занимается? Делает только часть задания и начинает работать в новом направлении? Все еще занимается тем, что весь класс закончил делать? Кажется непоседой, часто вскакивает со своего места? Погружается в мечты? Схватывает очень легко? Любит решать загадки и проблемы? Имеет свое мнение, как что-то следует сделать? Много говорит? Любит метафоры и абстрактные идеи? Нравится обсуждать проблемы? Выявление одаренности должно быть многогранно и охватывать всех участников образовательного процесса – педагогов, детей и их родителейСледующие методики: «Интеллектуальный портрет». Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь им систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, характеризуют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком. Методика для родителей: «Карта одаренности». Эта методика создана автором на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введен «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Упражнение «Мои сильные стороны». У каждого из нас есть достоинства, то что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Упражнение. В своих тетрадях напишите три небольших рассказа (по несколько предложений) на темы:— «Я-реальный (какой я по моему мнению)»,— «Я глазами других (какой я по мнению окружающих)»,— «Я-идеальный (каким я хотел бы быть)».На выполнение дается 10 минут.Научно-исследовательская деятельность, олимпиады, конкурсы Мозговой шторм- Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. Разделить детей на две группы. Одна группа - "генераторы идей", другая группа - "проницательные аналитики", или "эксперты".2. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.3. Поставить обеим группам задачу.4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями.Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон.6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения. Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет...)Как обеспечить 100 %-ную посещаемость школы?- Вождю племени надо определить, кого больше: мужчин или женщин? Считать он умеет только до 10, а в племени более 100 человек.Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.)Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног? Условие мозгового шторма- противоречие 1: если новые идеи жестко критиковать, то они приобретут "прочность", улучшатся, но при этом у "генераторов идей" пропадет всякая охота генерировать новые идеи, а генерировать их надо;- противоречие 2: если новые идеи не критиковать и не обсуждать, то это не отбивает охоты генерировать новые идеи, но принимать сырые идеи к исполнению без критики неразумно.Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению. Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается, но поощрительные замечания, особенно развитие идей коллег и составление их комбинаций - приветствуются. ВыводВ заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». Спасибо за внимание!