Конспект урока по теме: Д. И. ФОНВИЗИН. КОМЕДИЯ «НЕДОРОСЛЬ» (9 класс)


Урок Д. и. фонвизин.  Комедия «недоросль»
Цели: познакомить учащихся с комедий «Недоросль» и ее автором; дать понятие о сатире в творчестве Фонвизина; отметить черты классицизма в комедии «Недоросль»; дать представление о ее значении в развитии русской реалистической литературы, русского театра; учить анализировать, выделять черты характера героев;
Оформление доски: запись темы урока, эпиграф:Сатира - это " не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, агроза духа, оскорбленного позором общества".В. Г. Белинский./ таблица заполняется по ходу урока/
Проблематика пьесы Черты характера помещиков Сатирические приемы
Критика самодержавно-крапостнической действительности
Трагизм судьбы простого человека
Проблема воспитания и образования молодого поколения
Желание видеть Россию образованной, духовно богатой. 1.Ж адность 2.Деспотизм3.Хамство 4.Грубость5.Лесть, подхалимство6.Корысть7.Невежество8.Консерватизм 1.»Говорящие» фамилии2.Преувеличение отрицательных черт3.Низменность желаний героев4.Ремарки
Вступительное слово.Тема сегодняшнего урока – Фонвизин - "сатиры смелый властелин"...1. Чьи это слова? /Пушкина/.2. Что дало право Пушкину дать такую оценку Фонвизину?Эпиграфом к нашему уроку будут слова В.Г. Белинского:"Сатира - это не " невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества".Этот эпиграф и будет нашей путеводной звездой на протяжении всего урока , мы будем доказывать жизненность, актуальность этих слов.Работа над проблематикой пьесы.^
Проблема №1
Вы помните, что пьеса начинается с эпизода с крепостным Тришкой. Посмотрим её.Инсценировка " Примерка кафтана”.
Как вы думаете, почему Простакова не отдала шить кафтан портному?
2. Какая черта характера проявляется у этой помещицы? /жадность - записываем на доске/Жадность на собственном дитяти. Любить безумно чадо и экономить на нем...Именно эта черта - ее первый проигрыш, который приведет к трагическому финалу.3. Но что же еще хотел сказать Фонвизин этой сценой?/Писатель показывает её уверенность в том , что крепостной человек обязан уметь все,должен исполнять все её прихоти/."Экое скотское рассуждение..."Простакова убеждена, что она живет по правильным законам. Так было и будет, так жили их пращуры, и так должны жить и их дети.4. Какой урок преподносит своему сыну таким обращением к крепостным? Найдите эти обращения.5. Как они характеризуют ее, да и Митрофана, который вслед за ней повторяет то же? /деспотизм, хамство, грубость/.6. А только ли Простаковой присущи эти черты?/Нет, и её брату тоже, и сыну/.Порядки в доме Простаковой страшны: "С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю : то дерусь, то бранюсь, тем и дом держится’’.Скотинин : "Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата".Телесные наказания крепостных людей в усадьбе Простаковых были обыкновенным явлением. Положение крепостных крайне тяжелое: Еремеевна 40 лет верой и правдой служила господам , получая за это "по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день". Униженное положение рабы, ежеминутные оскорбления сделали её верным господским псом, лишило чувства собственного достоинства.7. Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков?1. Говорящие фамилии;2. умышленное преувеличение отрицательных черт. Как называется этот прием? /гипербола/ 3. самохарактеристики;4. желания героев;5. ремарки6.Так какая же главная проблема поставлена уже в 1 действии?1. Критика самодержавно-крепостной действительности.2. Трагизм судьбы простого человека.Этому человеку, крепостному, не очень много уделено внимания, но даже по этим крупицам можно судить, какой гнев, какая боль жили в душе писателя. Фонвизин встал на защиту великого русского талантливого народа, угнетенного деспотами - помещиками.^
Проблема №2
9. Изменил ли приезд Стародума образ жизни семейства Скотининых?/ Да, у Простаковой проявляются новые качестваю Какие?Она льстиво, угоднически разговаривает со Стародумом, корыстьчувствуется во всем. И желая угодить Стародуму, даже не может понять, как смешна она в своем невежестве, тупоумии, в назидательной рассудительности. Ведь живет она по привычным, типичным законам своего времени, где все должно быть как у людей, где все подчинено жажде наживы.- Какая мечта у Скотинина?/ Не случайно Фонвизин подчеркивает в Скотинине свиноподобие и свинолюбие/.- А у Простаковой? /вяжет кошелек, в который собирается припрятать денежки/.- у Митрофана ? /’’Не хочу учиться, хочу жениться", а потом жить так, как живут его родственники/.Да и какие иные желания могут появиться в душе недоросля, если он так воспитан с самого раннего детства?!А воспитание и, конечно, обучение, по мнению любящей матери, он получил отменное.Приоткроем занавес на несколько минут и окажемся свидетелями одного урока.инсценировка "Экзамен Митрофана".10. Какие же черты характера проявляются и у матери, и у сына?11. Угодила ли Простакова Стародуму, показывая."образованность"своего сына, таким образом оголив его тупоумие? Как реагировал Стародум?Какая же проблема ставится?- Радостный ли смех у Фонвизина?Это смех сквозь слезы. Ему, гражданину своего времени, горько и больно смотреть, как гибнет будущее России - молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России.^
Проблема №3
Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей.1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на говорящие Фамилии.2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых?3. Какие же мечты , в отличие от Скотининых , у передовых людей?Милон - "Разум , любезность, просвещенность".Стародум – ‘’Душа и сердце".Правдин -‘’ Правда во всем’’.Создавая сбою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время,когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельнуюжизнь:"Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего ,когда есть ему столько дела , есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. "И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа.^ Вот и еще 1 проблема - желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами.4. Но можно ли сказать, что пьеса закончилась полным посрамлением пороков? Прочтем заключительную сцену.
Да, Простакова очнется, и еще много бед принесут Скотинины России, тормозя её развитие, стараясь задушить все новое и передовое. Но, несмотря на это, ростки нового пробиваются сквозь тьму, невежество, мрак.
3. ЗаключениеМне хочется закончить наш урок словами такого же великого гражданина, как Фонвизин, ученика, продолжателя его традиций А.С. Пушкина:Здравствуй, племя Младое, незнакомое! Не яУвижу твой могучий поздний возраст,Когда перерастешь моих знакомцевИ старую главу их заслонишьОт глаз прохожего. Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда,с приятельской беседы возвращаясь,Веселых и приятных мыслей полон,Пройдет он мимо вас во мраке ночиИ обо мне вспомянет...Хочется, чтобы пьесу "Недоросль" вы восприняли не как произведение далеких времен, а как современно звучащее произведение, которое поможет вам в жизни вести непримиримый бой с еще встречающимися скотининами, митрофанами, с их страшно живучими чертами.Цените это произведение как памятник русской культуры.д/з Сочинение- миниатюра ‘’Сатирическое изображение помещиков.’’1. Актуальна ли пьеса "Недоросль"?2. Чему вас научила комедия?