Урок по литературе Русская сатирическая традиция в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»( 8 класс)


Уроки литературы в 8 классе (4 часа).Д.И. Фонвизин (1744 – 1792 гг.)
Комедия «Недоросль» (1781 год – последняя редакция; 1782 – первая постановка)
Русская сатирическая традиция в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Цели уроков, элементы содержания, виды учебной деятельности, требования к уровню подготовки учащихся, внутрипредметные и межпредметные связи, виды контроля соответствуют требованиям программы и планирования:
Цели уроков:
1).Дать учащимся представление о своеобразии классицистической драмы; показать универсальный конфликт русской классицистической комедии как противостояние идеала и действительности; охарактеризовать тематику, проблематику и художественное своеобразие комедии «Недоросль».
2).Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; активизировать самостоятельную деятельность; закреплять навыки литературоведческого анализа текста.
3).Воспитывать:. интерес к предмету в ходе освоения темы уроков, анализа драматического произведения;
. языковую личность уч-ся, развивающего разные виды компетентности (лингвистической, языковой, речевой, правописной);
. гордость за лучшие страницы русской классики.
Задачи уроков:
1).Познакомить учащихся с личностью Д.И.Фонвизина, «друга свободы», смелого властелина сатиры.
2).Вспомнить содержание комедии, её тему, проблемы, основные образы.
3).Дать характеристику классицистической комедии.
4).Показать, в чём проявилось новаторство Фонвизина.
5).Увидеть актуальность содержания пьесы.
6).использовать элементы проектной деятельности уч-ся.
Типы уроков:
1-ый – урок изучения нового (информационный –актуализации знаний);
прикладной.
2-ой – урок информационно-исследовательский.
Методическая тема учителя предполагает элементы использования инновационных технологий и проектной деятельности учащихся.
Уроки 1,2:
Фонвизин и его время. Творчество (обзор).
Панорама действующих лиц.
Понятие «афиши» в драматургии.
Особенности жанра комедии.
Русские сатирические традиции (журналистика, драматургия).
Коренные проблемы XVIII в. и их отражение в литературе (конкретно – в комедиях Фонвизина).
Работа с текстом (чтение, беседа по содержанию, инсценирование отдельных явлений, защита проектов, записи выводов, результатов исследований).
Дифференцированное домашнее задание.
Наглядность: стенд, включающий страницы:
Портрет Фонвизина Д.И.
Комедия (развитие жанра).
Род литературы.
Драма.
Комедия – жанр драмы.
Афиши, созданные учащимися класса.
ТСО и подготовленные уч-ся кроссворды и афоризмы.

Материалы форума учителей литературы – победителей национального проекта «Образование».
Материалы виртуальной школы Кирилла и Мефодия, 9 класс.
Интерьер для инсценирования первого действия комедии.
Проекты учащихся по основному содержанию уроков.
Презентации по темам уроков.
Доски с материалами (темы уроков, словарь, вопросы и др.).
План занятия:
Организационный момент (формирование групп, раздача материалов с вопросами).
Оформление тетрадей (темы, основное содержание, словарь), рекомендации по ведению записей по ходу уроков.
Слово учителя о Д.И. Фонвизине + презентация учащихся. Беседа по вопросам. Повторение о родах литературы (стенд) и о развитии жанра комедии (ИТ Форум, Ст. Рязановой).
Работа с текстом (афиша).
Инсценирование, чтение по ролям, просмотр кинофрагментов.
Беседа по вопросам.
Презентация по материалам ИТ (виртуальная школа, Фонвизин, слайды).
Дифференцированное домашнее задание к 3,4 урокам по изучению комедии «Недоросль»:
Выписать афоризмы, характеризующие просветительские идеи комедии:
(афоризм – кому принадлежит из действующих лиц, смысл и «крылатость»).
Перечитать финал пьесы.
Как понять слова: «злонравия достойные плоды»?
Подумать над темами:
Простакова: «госпожа бесчеловечная»,
«презлая фурия» или заботливая мать?
Уроки Стародума: каковы они и прошло ли их время?
Что важнее: воспитание или образование?
Автор и беседа с умным человеком: в чем секрет вечно живой комедии?
Придумать посильное и интересное задание и выполнить его.
Фрагменты урока:
1. Слово учителя:
На этом уроке вы узнаете о русской сатирической традиции;
найдёте ответ на вопрос, почему именно в екатерининскую эпоху появились сатирические журналы;
вспомните, что такое русское просвещение;
узнаете, как при помощи художественной литературы и публицистики решались главные государственные проблемы.
2.Слово группе биографов.
.Презентация и её комментарий: обращение к эпиграфам. Слово о Фонвизине Д.И., его роли в русской литературе и культуре, о гражданской позиции, о значении пьесы в наши дни.
3.Слово ученика – историка:
Эпоха Екатерины.
Литература 60-70 гг. XVIII в. связана с традициями европейского Просвещения, манифестами Екатерины II о праве помещиков без суда и следствия отправлять крепостных на каторжные работы, о запрещении крестьянам подавать жалобы на своих господ и усилением социального недовольства, вылившегося в крестьянскую войну под руководством Пугачева.
Коренная проблема – положение крепостного права. Внимание к социальной стороне жизни привело к расцвету сатиры и появлению сатирической журналистики.
Чувствуя политическое напряжение, Екатерина II созывает комиссию по составлению нового Уложения и сама пишет «Наказ» - документ о разработке законов общества.
4.Слово группы биографов.
Комедия «Недоросль».
Выйдя в отставку в 1782 г., Фонвизин завершил свою комедию «Недоросль», вскрыв, по словам Н.В. Гоголя, «раны и болезни общества, тяжелые злоупотребления внутренние».
«Недоросль» - первая общественно-политическая комедия в русской литературе, осудившая «злонравия достойные плоды».
Жанр обусловлен авторской задачей – высмеять невежество, тщеславие; разоблачить систему воспитания; усомниться в праве власти распоряжаться судьбами подданных.
Проблемы комедии – крепостное право, воспитание и образование, форма государственной и помещичьей власти.
Художественный метод соединил элементы классицизма (единство места, времени и действия; деление героев на положительных и отрицательных; гражданский пафос в монологах Правдина и Стародума; дидактизм развязки) с реалистической точностью.Деятельность Д.И. Фонвизина.
Творчество Фонвизина (1744 – 1792) продолжило традиции Кантемира и Сумарокова.
Он родился в семье, где царил дух честности, гуманного отношения к крепостным, высокого понятия о служении Отечеству. В стенах Московского университета началась его литературная деятельность – переводы Вольтера. Любовь к театру зародилась в нем еще с ранних лет.
Первым значительным произведением Фонвизина стала комедия «Бригадир». В ней драматург высмеял дворянина Ивана, не помнящего родства, жеманство и глупость Советницы, грубость и невежество Бригадира, корыстолюбие Советника.
Новым в комедии стал язык – натуральный, остроумный, правдиво и убедительно характеризующий ее героев. Был использован макаронический жаргон – смесь просторечий и французских слов, рождающая комический эффект.
5. Ответы на вопросы:
. Почему новая русская литература началась, по словам В.Г.Белинского, «с сатир - плода осеннего, а не с од - плода весеннего»?
. Почему для А.С.Пушкина Д.И.Фонвизин «из перерусских русский» и «сатиры смелый властелин»?
6.Слово группы теоретиков:
. Повторение теории: роды литературы, классицизм как направление в разных видах искусства, развитие жанра.
7. Индивидуальная справка уч-ся на основе материалов Форума (фрагмент презентации Рязановой): работа с терминами: комедия, акт, явление, ремарка, реплика, конфликт.8. Слово группы лингвистов:
. список действующих лиц;
. роль последовательности;
. «говорящие» фамилии;
. система образов
9. Слово группы режиссёров, постановщиков, актёров:
. инсценирование : д.1,явл. 1,2,5;
. чтение по ролям: д.4, явл.8;
. просмотр фрагментов спектакля ММХАТ им. Островского А. Н.
д.3, явл.8; д.4, явл.4
10. Закрепление изученного:
. итоговый анализ 1 действия: понравилась ли игра одноклассников? Почему? Удалось ли им передать атмосферу поместной жизни? Какова она? Можно ли уже по 1 действию определить законы классицизма? Если да, то какие? Определяет ли драматург «афишей» и событиями 1 действия основные проблемы всей комедии?
. назовите основные проблемы комедии.
Проблема крепостного права в комедии «Недоросль»
С первых сцен комедии создается атмосфера поместной жизни: Простакова бранит Тришку, нигде не учившегося портняжному искусству, но сшившего Митровану кафтан. Ругань и угрозы обращены и к няньке, и к мужу, и к учителям Митрофана. Простакова – абсолютная владычица в этом имении, как Екатерина в России. Параллель очевидна, и явны последствия этой неограниченной власти: развращенность одних и рабское безволие других. Указ о вольности дворянства понимается простаковыми и скотиниными как право высечь слугу, обобрать до нитки своих мужиков, насильно выдать замуж бедную родственницу.
Кульминация любовно-бытового конфликта – сцена «бешенства» Простаковой, когда не удалось хитростно похитить Софью и выдать ее за Митрофана. Скотская сущность героев передана через фамилии, особенности речи, саморазоблачение.
Проблема образования и воспитания в комедии.
Проблема воспитания и образования решена в сценах учения Митрофанушки, диалогах его учителей. Среди них – бывший кучер Вральман, солдат Цыфиркин, семинарист Кутейкин. Митрофан не просто смешон, но и омерзителен в своем отношении к Еремеевне, готовой за него жизнь отдать. Его отречение от матери – следствие ее слепой любви к сыну, потакания его инстинктам и непонимания роли образования.
Он вызывает смех «познаниями» в российской грамматике, нежеланием учиться и охотой жениться. Однако в финальной сцене перед нами жестокий и ничтожный, «не помнящий родства» недоросль, требующий от матери отвязаться, «как навязалась». Горе ее неподдельно, и в этот момент Простакова почти трагическая героиня, что нарушает классицистское требование чистоты жанров, но придает образу жизненную убедительность.. вопросы и задания группы эрудитов: составление опор «Система образов комедии», «Визитные карточки» героев, решение кроссвордов, игра «Отгадай» (афоризмы, их «авторство», значение).12. Выводы:
. Ответ на вопрос: Почему разделилось мнение критиков, литературоведов, биографов относительно принадлежности пьесы классицизму?. Слово ученика-книжника (сжатый пересказ статьи Г.П.Макагоненко и др. и статьи Г.А.Гуковского)
13.Обобщение изученного.
. Слово учителя
Просветительские идеи комедии.
Особую роль играют «высокие» герои, рассуждающие о «государе великом», который «есть государь премудрый», о развращении и лукавстве двора Екатерины и окольных путях карьеристов. Просветительские идеи комедии – в требовании Стародума наказать жестокую помещицу лишением ее прав распоряжаться имением; в мечте, чтобы государь мог «возвысить души своих подданных». Для зрителей XVIII века эти идеи были интересны, а скучные разговоры Правдина и Стародума стали образцами гражданственности и чести.
14. Слово биографов:
Последние годы жизни Фонвизина были омрачены болезнью, превратившей его в инвалида, наполовину парализованного. Собрание сочинений издать при жизни писателя не удалось, хозяйство пришло в запустенье, и семья была практически разорена.
Но вот уже почти 230 лет с нами говорит умный человек, автор; он старается пробудить в нас лучшие человеческие качества.
15. Дифференцированное домашнее задание (см. План занятия).
Использованные материалы:
1. Текст комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
2. Учебник-хрестоматия для 8 класса. Статья, посвящённая жизни и творчеству Д.И.Фонвизина.
3. Материалы Форума учителей-победителей Нац.проекта (работы Г.Н.Рязановой).
4.О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 9 класс. М. Просвещение.2005.
5.И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс.2008.Москва. »ВАКО».
6. Конспекты уроков для учителя литературы. 9-10 классы.Обзорные уроки для полготовки к экзаменам. 19 век.Москва.»ВЛАДОС»2011.
7. Библиотека Кирилла и Мефодия. 9класс. Виртуальная школа.
Д.И. Фонвизин (1744 – 1792 гг.)
Комедия «Недоросль» (1781 год – последняя редакция; 1782 – первая постановка)
Русская сатирическая традиция в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Уроки литературы в 8 классе (4 часа).
Цели уроков, элементы содержания, виды учебной деятельности, требования к уровню подготовки учащихся, внутрипредметные и межпредметные связи, виды контроля соответствуют требованиям программы и планирования:
Цели уроков:
1).Дать учащимся представление о своеобразии классицистической драмы; показать универсальный конфликт русской классицистической комедии как противостояние идеала и действительности; охарактеризовать тематику, проблематику и художественное своеобразие комедии «Недоросль».
2).Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; активизировать самостоятельную деятельность; закреплять навыки литературоведческого анализа текста.
3).Воспитывать:. интерес к предмету в ходе освоения темы уроков, анализа драматического произведения;
. языковую личность уч-ся, развивающего разные виды компетентности (лингвистической, языковой, речевой, правописной);
. гордость за лучшие страницы русской классики.
Задачи уроков:
1).Познакомить учащихся с личностью Д.И.Фонвизина, «друга свободы», смелого властелина сатиры.
2).Вспомнить содержание комедии, её тему, проблемы, основные образы.
3).Дать характеристику классицистической комедии.
4).Показать, в чём проявилось новаторство Фонвизина.
5).Увидеть актуальность содержания пьесы.
6).использовать элементы проектной деятельности уч-ся.
Типы уроков:
1-ый – урок изучения нового (информационный –актуализации знаний);
прикладной.
2-ой – урок информационно-исследовательский.
Методическая тема учителя предполагает элементы использования инновационных технологий и проектной деятельности учащихся.
Уроки 1,2:
Фонвизин и его время. Творчество (обзор).
Панорама действующих лиц.
Понятие «афиши» в драматургии.
Особенности жанра комедии.
Русские сатирические традиции (журналистика, драматургия).
Коренные проблемы XVIII в. и их отражение в литературе (конкретно – в комедиях Фонвизина).
Работа с текстом (чтение, беседа по содержанию, инсценирование отдельных явлений, защита проектов, записи выводов, результатов исследований).
Дифференцированное домашнее задание.
Наглядность: стенд, включающий страницы:
Портрет Фонвизина Д.И.
Комедия (развитие жанра).
Род литературы.
Драма.
Комедия – жанр драмы.
Афиши, созданные учащимися класса.
ТСО и подготовленные уч-ся кроссворды и афоризмы.

Материалы форума учителей литературы – победителей национального проекта «Образование».
Материалы виртуальной школы Кирилла и Мефодия, 9 класс.
Интерьер для инсценирования первого действия комедии.
Проекты учащихся по основному содержанию уроков.
Презентации по темам уроков.
Доски с материалами (темы уроков, словарь, вопросы и др.).
План занятия:
Организационный момент (формирование групп, раздача материалов с вопросами).
Оформление тетрадей (темы, основное содержание, словарь), рекомендации по ведению записей по ходу уроков.
Слово учителя о Д.И. Фонвизине + презентация учащихся. Беседа по вопросам. Повторение о родах литературы (стенд) и о развитии жанра комедии (ИТ Форум, Ст. Рязановой).
Работа с текстом (афиша).
Инсценирование, чтение по ролям, просмотр кинофрагментов.
Беседа по вопросам.
Презентация по материалам ИТ (виртуальная школа, Фонвизин, слайды).
Дифференцированное домашнее задание к 3,4 урокам по изучению комедии «Недоросль»:
Выписать афоризмы, характеризующие просветительские идеи комедии:
(афоризм – кому принадлежит из действующих лиц, смысл и «крылатость»).
Перечитать финал пьесы.
Как понять слова: «злонравия достойные плоды»?
Подумать над темами:
Простакова: «госпожа бесчеловечная»,
«презлая фурия» или заботливая мать?
Уроки Стародума: каковы они и прошло ли их время?
Что важнее: воспитание или образование?
Автор и беседа с умным человеком: в чем секрет вечно живой комедии?
Придумать посильное и интересное задание и выполнить его.
Фрагменты урока:
1. Слово учителя:
На этом уроке вы узнаете о русской сатирической традиции;
найдёте ответ на вопрос, почему именно в екатерининскую эпоху появились сатирические журналы;
вспомните, что такое русское просвещение;
узнаете, как при помощи художественной литературы и публицистики решались главные государственные проблемы.
2.Слово группе биографов.
.Презентация и её комментарий: обращение к эпиграфам. Слово о Фонвизине Д.И., его роли в русской литературе и культуре, о гражданской позиции, о значении пьесы в наши дни.
3.Слово ученика – историка:
Эпоха Екатерины.
Литература 60-70 гг. XVIII в. связана с традициями европейского Просвещения, манифестами Екатерины II о праве помещиков без суда и следствия отправлять крепостных на каторжные работы, о запрещении крестьянам подавать жалобы на своих господ и усилением социального недовольства, вылившегося в крестьянскую войну под руководством Пугачева.
Коренная проблема – положение крепостного права. Внимание к социальной стороне жизни привело к расцвету сатиры и появлению сатирической журналистики.
Чувствуя политическое напряжение, Екатерина II созывает комиссию по составлению нового Уложения и сама пишет «Наказ» - документ о разработке законов общества.
4.Слово группы биографов.
Комедия «Недоросль».
Выйдя в отставку в 1782 г., Фонвизин завершил свою комедию «Недоросль», вскрыв, по словам Н.В. Гоголя, «раны и болезни общества, тяжелые злоупотребления внутренние».
«Недоросль» - первая общественно-политическая комедия в русской литературе, осудившая «злонравия достойные плоды».
Жанр обусловлен авторской задачей – высмеять невежество, тщеславие; разоблачить систему воспитания; усомниться в праве власти распоряжаться судьбами подданных.
Проблемы комедии – крепостное право, воспитание и образование, форма государственной и помещичьей власти.
Художественный метод соединил элементы классицизма (единство места, времени и действия; деление героев на положительных и отрицательных; гражданский пафос в монологах Правдина и Стародума; дидактизм развязки) с реалистической точностью.Деятельность Д.И. Фонвизина.
Творчество Фонвизина (1744 – 1792) продолжило традиции Кантемира и Сумарокова.
Он родился в семье, где царил дух честности, гуманного отношения к крепостным, высокого понятия о служении Отечеству. В стенах Московского университета началась его литературная деятельность – переводы Вольтера. Любовь к театру зародилась в нем еще с ранних лет.
Первым значительным произведением Фонвизина стала комедия «Бригадир». В ней драматург высмеял дворянина Ивана, не помнящего родства, жеманство и глупость Советницы, грубость и невежество Бригадира, корыстолюбие Советника.
Новым в комедии стал язык – натуральный, остроумный, правдиво и убедительно характеризующий ее героев. Был использован макаронический жаргон – смесь просторечий и французских слов, рождающая комический эффект.
5. Ответы на вопросы:
. Почему новая русская литература началась, по словам В.Г.Белинского, «с сатир - плода осеннего, а не с од - плода весеннего»?
. Почему для А.С.Пушкина Д.И.Фонвизин «из перерусских русский» и «сатиры смелый властелин»?
6.Слово группы теоретиков:
. Повторение теории: роды литературы, классицизм как направление в разных видах искусства, развитие жанра.
7. Индивидуальная справка уч-ся на основе материалов Форума (фрагмент презентации Рязановой): работа с терминами: комедия, акт, явление, ремарка, реплика, конфликт.8. Слово группы лингвистов:
. список действующих лиц;
. роль последовательности;
. «говорящие» фамилии;
. система образов
9. Слово группы режиссёров, постановщиков, актёров:
. инсценирование : д.1,явл. 1,2,5;
. чтение по ролям: д.4, явл.8;
. просмотр фрагментов спектакля ММХАТ им. Островского А. Н.
д.3, явл.8; д.4, явл.4
10. Закрепление изученного:
. итоговый анализ 1 действия: понравилась ли игра одноклассников? Почему? Удалось ли им передать атмосферу поместной жизни? Какова она? Можно ли уже по 1 действию определить законы классицизма? Если да, то какие? Определяет ли драматург «афишей» и событиями 1 действия основные проблемы всей комедии?
. назовите основные проблемы комедии.
Проблема крепостного права в комедии «Недоросль»
С первых сцен комедии создается атмосфера поместной жизни: Простакова бранит Тришку, нигде не учившегося портняжному искусству, но сшившего Митровану кафтан. Ругань и угрозы обращены и к няньке, и к мужу, и к учителям Митрофана. Простакова – абсолютная владычица в этом имении, как Екатерина в России. Параллель очевидна, и явны последствия этой неограниченной власти: развращенность одних и рабское безволие других. Указ о вольности дворянства понимается простаковыми и скотиниными как право высечь слугу, обобрать до нитки своих мужиков, насильно выдать замуж бедную родственницу.
Кульминация любовно-бытового конфликта – сцена «бешенства» Простаковой, когда не удалось хитростно похитить Софью и выдать ее за Митрофана. Скотская сущность героев передана через фамилии, особенности речи, саморазоблачение.
Проблема образования и воспитания в комедии.
Проблема воспитания и образования решена в сценах учения Митрофанушки, диалогах его учителей. Среди них – бывший кучер Вральман, солдат Цыфиркин, семинарист Кутейкин. Митрофан не просто смешон, но и омерзителен в своем отношении к Еремеевне, готовой за него жизнь отдать. Его отречение от матери – следствие ее слепой любви к сыну, потакания его инстинктам и непонимания роли образования.
Он вызывает смех «познаниями» в российской грамматике, нежеланием учиться и охотой жениться. Однако в финальной сцене перед нами жестокий и ничтожный, «не помнящий родства» недоросль, требующий от матери отвязаться, «как навязалась». Горе ее неподдельно, и в этот момент Простакова почти трагическая героиня, что нарушает классицистское требование чистоты жанров, но придает образу жизненную убедительность.. вопросы и задания группы эрудитов: составление опор «Система образов комедии», «Визитные карточки» героев, решение кроссвордов, игра «Отгадай» (афоризмы, их «авторство», значение).12. Выводы:
. Ответ на вопрос: Почему разделилось мнение критиков, литературоведов, биографов относительно принадлежности пьесы классицизму?. Слово ученика-книжника (сжатый пересказ статьи Г.П.Макагоненко и др. и статьи Г.А.Гуковского)
13.Обобщение изученного.
. Слово учителя
Просветительские идеи комедии.
Особую роль играют «высокие» герои, рассуждающие о «государе великом», который «есть государь премудрый», о развращении и лукавстве двора Екатерины и окольных путях карьеристов. Просветительские идеи комедии – в требовании Стародума наказать жестокую помещицу лишением ее прав распоряжаться имением; в мечте, чтобы государь мог «возвысить души своих подданных». Для зрителей XVIII века эти идеи были интересны, а скучные разговоры Правдина и Стародума стали образцами гражданственности и чести.
14. Слово биографов:
Последние годы жизни Фонвизина были омрачены болезнью, превратившей его в инвалида, наполовину парализованного. Собрание сочинений издать при жизни писателя не удалось, хозяйство пришло в запустенье, и семья была практически разорена.
Но вот уже почти 230 лет с нами говорит умный человек, автор; он старается пробудить в нас лучшие человеческие качества.
15. Дифференцированное домашнее задание (см. План занятия).
Использованные материалы:
1. Текст комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
2. Учебник-хрестоматия для 8 класса. Статья, посвящённая жизни и творчеству Д.И.Фонвизина.
3. Материалы Форума учителей-победителей Нац.проекта (работы Г.Н.Рязановой).
4.О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 9 класс. М. Просвещение.2005.
5.И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс.2008.Москва. »ВАКО».
6. Конспекты уроков для учителя литературы. 9-10 классы.Обзорные уроки для полготовки к экзаменам. 19 век.Москва.»ВЛАДОС»2011.
7. Библиотека Кирилла и Мефодия. 9класс. Виртуальная школа.