Урок литературы в 11 классе Гуманистическая миссия литературы в эпоху сталинизма


15 декабря класс 11
Тема урока: . Гуманистическая миссия русской литературы в эпоху сталинизма. Политическая обстановка «большого террора», Великой Отечественной войны, полная сталинская «коллективизация» общественного сознания и культуры, мартиролог писательских жертв, двойственный, искаженный характер литературного процесса (легальная и запрещенная литература).
Цель урока: дать характеристику эпохи «большого террора», понятие о соцреализме как эстетике советского тоталитаризма, о запрещенной и легальной лит-ре, формировать умение анализировать литературное произведение с точки зрения исторической эпохи, умение обобщать, делать выводы, развивать речь уч-ся.План урока.
№ Элемент урока по структуре ППТ Вид работы Время
1 Пропедевтическая практика Мозговой штурм «Если в нас любовь живет, мы вечные.» 5 мин
2 Ориентация Определение темы «В начале было слово…» Деление на группы 5 мин
3 Презентация Презентация «Сколько было всего…» 10 мин
4 Практика на примерах Стратегия «Карусель» Групповая работа « Все на свете должно превосходить себя, чтобы быть собой»10
5 Управляемая практика «Защита мнений» 7 мин
6 Независимая практика в классе Синквейн5 мин
7 Домашняя самостоятельная практика Чтение литературного произведения 3 мин
Тип урока: Обобщение изученного и подготовка к изучению нового раздела
Оборудование: слайдовая презентация, портреты писателей
№ Вид работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1
2.
3.
4.
5.
1.Мозговой штурм «Если в нас любовь живет, мы вечные.» (пропедевтика)
2. «В начале было слово…»-определение темы урока.(ориентация)
Деление на группы.
3. Презентация-«Сколько было всего…»
4.Работа в группах (стратегия карусель)
« Все на свете должно превосходить себя, чтобы быть собой»
5. Управляемая практика «Защита мнений»
6. СинквейнД\З Домашнее задание: А. Толстой «Петр 1», «Хождение по мукам» 
«Если бога нет, то все дозволено».(Достоевский
Террором ничего поделать нельзя.Террор парализует нервную систему.»
1.Мозговой штурм
-Определите основные темы творчества С.Есенина.
- В чем, по-вашему, заключается несказанная нежность есенинских стихотворений?
-Когда происходит в сознании, в творчестве С.Есенина перелом?
- Что такое сорокоуст?
-О чем пишет Есенин в стихотворениях последних лет?
- Не только в сознании Есенина происходит перелом, приведший его к петле…..Для последующей работы необходимо поделиться на группы.
-
5. Работа в группах Стратегия карусель
1) кризис гуманистической и христианской систем ценностей
2) идеология тоталитарного режима(политическая обстановка Большого террора)( легенда о манкурте)
3) сохранение заветов культурного наследия прошлого- задача литературы.(гуман. миссия литераты)
4) две литературы: придворная, гонимая(легальная и нелегальная).Искаженный характер литературного процесса
Художественная литература минувшего века, отражая новое видение истории, реальности и личности, оберегала преемственную связь современности с культурным наследием прошлого, благодаря которой человечество смогло физически и духовно выжить в тяжелых испытаниях, неоднократно ставивших его на грань гибели. И сегодня для тех, кто занимается литературным творчеством, не утратили своей силы слова, сказанные А. Т. Твардовским в XX ст.: «Нравственные, этические нормы должны быть переняты нами из опыта великих мастеров прошлого... Они жили в иные времена, ставили перед собой иные задачи, обладали иным — по времени — мировоззрением, но степень их самоотверженности и благородного бескорыстия в любимом труде, вдохновенного служения великому искусству до сих пор сохранила для нас значение образца».
6. Итоги урока. Синквейн Миссия литературы. Литература.
Цель нашего сегодняшнего разговора – показать вам, молодым, правду, какой бы жестокой, страшной, тяжелой она ни была, и еще раз напомнить вам мечту Ивана Карамазова об общечеловеческой любви, когда на земле наступит полная гармония. 
7.. Домашнее задание: А. Толстой «Петр 1», «Хождение по мукам» 
совершаются ужасные преступления против человечества, такие как терроризм,
организованное распространение болезней и наркотиков. Дегуманизация захлестывает
культуру, целые армии деятелей массовой культуры обрабатывают людские души.
Во все времена выдающиеся писатели были совестью народа, чувствовали
ответственность за нравственность нации. И современных условиях очень актуальна
тема нашего урока «Гуманистическая миссия русской литературы в эпоху
сталинизма». Хотелось бы из наследия великих русских писателей выделить одну
общую идею – идею гуманизма, сохранения в человеке человеческого начала, права
его на индивидуальность и неповторимость.
При изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы говорили о
социальной пагубности, античеловеческой направленности теорий и концепций,
утверждающих разобщенность людей, доказывающих право сД/З Наизусть 3 стих-я, поэма «Анна Снегина» 2.Деление на группы. Учащиеся должны собрать фразу известных деятелей искусства и литературы, разрезанную на части.
1 группа- «Если мир рухнет, первая трещина пройдет по сердцу поэта»
2 группа «Всякий сатирик в СССР посягает на советский строй»
3 группа «Настоящая литература там, где ее делают еретики, безумцы, отшельники, мечтатели, бунтари»

4 группа «Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: ее прошлое.(Е.Замятин)
2.Определение темы урока по собранным высказывания.
Назначение литературы, роль (миссия)литературы в эпоху строительства социализма( эпоху сталинизма)
3. Презентация «Сколько было всего…»
Чтение стихитворения Н.Тряпкина «Сколько было всего
Сколько было всего: и литавры, и бубны, и трубы!И со всех верхотур грохотали вовсю рупора, И с каких-то подмостков кричали какие-то губы, Только я их не слышал: повсюду кричали «ура».Это были авралы, и штурмы, и встречные планы, Громовое «Даёшь!» и такое бессменное «Есть!». А потом лихачи уходили туда – в котлованы И вовсю воровали – и тачки, и цемент, и жесть...Эту горькую соль и теперь мы никак не проварим, Этих жутких картин и теперь мы не можем избыть,И летят в никуда, и сгорают в незримом пожаре И леса, и хлеба, и густая пчелиная сыть...Замолчите кругом, и литавры, и бубны, и трубы! Не гремите, витии! Заткнитесь вверху, рупора! Ибо вижу над миром беззвучно кричащие губы. Я хочу их услышать. Пора.
(абсурдность эпохи)
-Ваши мысли по поводу услышанного Какой образ предстает перед нами в этом стихотворении?
(Парадокс эпохи строительства социализма: массовый энтузиазм и отсутствие профессионализма, революционная романтика и низкий уровень культуры, вера в светлое будущее и преклонение перед идолом, трудовые подвиги стахановцев и политические процессы.)
-Просмотр слайдов и прослушивание «Марша энтузиастов»
-Скажите, с чем ассоциируется у вас мелодия и слова песни.
4. « Все на свете должно превосходить себя, чтобы быть собой» -Определяем задания для групповой работы из этих же высказываний
-кризис христианской и гуманистической систем ценностей (полная сталинская «коллективизация» общественного сознания и культуры)
-идеология тоталитарного режима(политическая обстановка Большого террора)
-сохранение заветов культурного наследия прошлого- задача литературы.(гуман. миссия литераты)
-две литературы: придворная, гонимая(легальная и нелегальная).Искаженный характер литературного процесса
(На фоне кризиса гуманистической и христианской систем ценностей сформировалась идеология тоталитаризма, которая обслуживала диктаторские режимы, установившиеся в 20—30-е годы в СССР и ряде европейских стран. Она замахнулась на важнейшие духовные заветы упомянутых традиций: веру в Бога, права личности, ценность человеческой жизни, принципы нравственности и человечности. Эта идеология освящала собой массовые репрессии невинных людей, уничтожение политических свобод, захват территорий чужих государств. Для ее насаждения была выработана особая культура, полностью подчиненная государственно-политическим потребностям тоталитарного режима и жестко регламентировавшая творчество художников всех видов искусств. В рамках такой культуры творческая мысль задыхалась и оттеснялась на обочину конвейерной штамповки идеологически «правильных» и ориентированных на массовое потребление произведений».
Тяжелейшим испытанием для подлинной культуры стала Вторая культурной мысли приобрел огромную популярность тезис немецкого философа Т. В. Адорно о том, что после открывшейся правды о фашистском лагере массового уничтожения в Освенциме невозможно сочинять стихи. Через несколько месяцев после победы над гитлеровской Германией, когда не оправившиеся от войны страны все еще лежали в руинах, американские летчики апробировали свежеизобретенную атомную бомбу на жителях японских городов Хиросима и Нагасаки, тем самым продемонстрировав, что нравственные уроки Второй мировой войны так и не получили должного осмысления. Это событие, по сути, отметило собой начало эпохи «холодной войны», продлившейся вплоть до начала 90-х годов XX в.
В условиях катастроф и катаклизмов перед человечеством с особой остротой встала задача сохранения заветов культурного наследия прошлого. Эту задачу взяли на себя искусство и литература XX в. Осмысляя в своих произведениях кровавые трагедии, которые разыгрывались на территории стран, попавших в ловушку тоталитарных режимов, художники давали им оценку с высоты великих достижений культуры минувших столетий. Так, в одном из знаменитых стихотворений русской поэтессы А. А. Ахматовой, пережившей ужасы сталинского террора, воскресала, наполняясь новыми смыслами, тема памятника стихотворцу, введенная в античную литературу Горацием и получившая мощное продолжение в русской литературе благодаря Пушкину. Рядом с величественными и гордыми монументами знаменитых предшественников А. А. Ахматова возвела свой памятник, изображающий окаменевшую от горя женщину, как и миллионы жен и матерей, стоящую перед тюремными воротами с передачей для родных, павших жертвами сталинских репрессий. Этот памятник символизирует не бессмертие поэзии, но память о плаче всех Ярославн эпохи сталинизма, выразительницей которого и осознавала себя русская поэтесса:
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
С точки зрения гуманистических ценностей, немец Э. М. Ремарк и американец Э. М. Хемингуэй, юность которых была обожжена огнем Первой мировой войны, в опубликованных в конце 20-х годов романах показали, сколь лживыми были лозунги правительств, толкавших свои народы на мировую бойню во имя корыстных целей, и сколь вопиюще противоречили военные будни гуманистическим идеалам, проповедуемым многовековой культурной традицией. Материал с сайта http://iEssay.ruИное художественное осмысление получила в литературе Вторая мировая война, имевшая своей причиной имперские амбиции гитлеровской Германии. Народы, пострадавшие от немецких захватчиков, воспринимали ее как борьбу против зла, грозившего искоренить человеческое в человеке. Поэтому и в литературе этих народов тема войны приобретала глубокое патриотическое и гуманистическое звучание. Особенно ярко данная тенденция проявилась в литературе СССР, принявшего на себя историческую миссию главного противника нацистской Германии. Величие победы народов Советского Союза, дорогая цена, которой она была оплачена, суровая правда военной жизни, стремление сохранить человечность в условиях жестокого кровопролития — всё это нашло отражение в произведениях лучших представителей советской литературы, к числу которых принадлежали А. Т. Твардовский, К. М. Симонов, Ю. В. Друнина, В. В. Быков и др. Позицию активной защиты гуманизма отстаивали и лучшие немецкие писатели. Среди них были те, кто, подобно Т. Манну находясь в эмиграции, с болью наблюдал, как Гитлер втягивает свой и другие народы в новую катастрофу, и те, кто, подобно Г. Беллю пройдя через службу в гитлеровской армии, испытывал искреннюю потребность в покаянии и искуплении исторической вины своей страны. Мастеров слова, находившихся по разные стороны фронтовой линии и даже по разные стороны Атлантического океана, объединял пафос осуждения насилия и отстаивания гуманистических основ человеческой жизни, выработанных в лоне культурной традиции.
Этим пафосом была пронизана и художественная литература первых послевоенных десятилетий. Правда, в Советском Союзе, ни после победы над Германией, ни после смерти Сталина так и не освободившемся от оков тоталитаризма, писателям было намного труднее удерживать подлинные, не извращенные официальной идеологией гуманистические позиции. Однако и здесь, особенно в период так называемой «хрущевской оттепели», звучали голоса литераторов, призывавшие покаяться в трагических ошибках прошлого, обратиться к ценностям частной человеческой жизни — любви, семейному уюту, внутренней свободе, личному счастью. Эти тенденции, развиваемые в творчестве писателей и поэтов последующих поколений, сыграли огромную роль в процессе внутреннего расшатывания основ тоталитарного государства, который в конце XX в. увенчался крахом СССР.
Таким образом,
.

..\Дид.МАт. 11 кл\Есенин.pptx