Подготовка к сочинению по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет».


Тема урока: Подготовка к сочинению по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКАЯ СОШ Щёлковского муниципального района Московской области Лидия Николаевна Белая п. Биокомбината, 2015г . Цели урока:проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову. Темы сочинений 1.Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».2.«...что это было; любовь или сумасшествие?» (По рассказу «Гранатовый браслет»)3.Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна4.Талант любви в произведениях А. И. Куприна. 5.Символическое звучание деталей в прозе А. И. Куприна.



Этапы работы над сочинением Обдумывание темы сочинения; определить основную идею сочинения;определить жанр сочинение;подбери материал (цитаты, высказывание, примеры из других произведений);составить план сочинения ;обдумать вступление к основной части;продумайте ход размышления основной части;проанализируйте заключение;переписать в чистовик.




Примерные результаты анализа выбранной темы сочинения.А)«Я выбираю первую тему. Главное слово в ней, на которое я могу опереться в своей работе над сочинением, — «мысли»: мои мысли о героях и их чувствах. Свое сочинение я буду писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения —А.И. Куприн, так как считаю, что, обращаясь к конкретному человеку, легче высказывать свои мысли».Б)«Я выбрал вторую тему:«... что это было: любовь или сумасшествие ?». Она более конкретная, чем первая тема. Это сочинение- рассуждение, поэтому в нем должен быть тезис, т. е. мысль, которую надо доказать, следовательно, необходимы доказательства и вывод. Главное слово в ней или «любовь», или «сумасшествие», в зависимости от того, что буду доказывать».


Формулировка идеи сочинения. А)«Чувства бедного телеграфиста Георгия Желткова к Вере Шейной — это любовь, а не сумасшествие».Б)«Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желткова»:«Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».В)«Я считаю, что Желтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере — это не сумасшествие, это любовь, и попытаюсь доказать свое мнение».Г) «Ваша история, уважаемый Александр Иванович, поможет читателям отличить истинную любовь от влюбленности».


Выбор и обоснование эпиграфаА)«В качестве эпиграфа к сочинению я решил взять слова В.Шекспира:Нам говорит согласье струн в квартете,Что одинокий путь подобен смерти.Почему я выбрал именно этот эпиграф? Считаю, что данные слова перекликаются с описанной в рассказе трагичной судьбой Желткова».


Выбор и обоснование эпиграфаБ) Эпиграф — строки из стихотворения Ф.Тютчева:Любовь, любовь, — гласит преданье,Союз души с душой родной.Их единенье, сочетаньеИ роковое их слиянье,И поединок роковой.И чем одно из них нежнее ,В борьбе неравной двух сердец,Тем неизбежней и вернее,Любя, страдая, страстно млея,Оно изноет наконец.




Выбор и обоснование эпиграфаВ)«Мне показалось, — говорил князь, — что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже понял, что передо мною мертвый человек» (А. И. Куприн)Г) «Мне понравились слова Омара Хайяма:Словно солнце горит, не сгорая, любовь.Словно птица небесного рая — любовь.Но еще нелюбовь — соловьиные стоны,Не стонать, от любви умирая, — любовь!Именно эти строки, по-моему, как нельзя лучше передают смысл рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Они очень точно определяют образ телеграфиста Желткова и его чувства к княгине Вере, вот поэтому я беру их как эпиграф к своему сочинению».



Составление плана сочинения А.План — это каркас сочинения. Без него невозможно. выразить свои мысли последовательно и логично.А)I.Вступление. В нем я буду обращаться к писателю со словами приветствия, поскольку свое сочинение я пишу в эпистолярном жанре.II.Основная часть. Я назвал ее так: «Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»:а)генерал Аносов о любви;б)обретенные чувства;в)любовь и письма Желткова;г)бездушные люди;д)последнее письмо;е)соната номер два.III.Заключение. М. Горький о любви. Значение рассказа «Гранатовый браслет».




Составление плана сочинения Б. «Свое сочинение я буду писать по такому плану:I.Вступление. «Тема любви в творчестве писателей и поэтов».II.Основная часть: «Что это было: любовь или сумасшествие?». Главная мысль заключается в следующих словах: «Я считаю, чтоЖелтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере — это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожуписьма Желткова к Вере.Основная часть состоит из пунктов:а)глубина чувств Желткова;б)последнее письмо Желткова;в)отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова.III.Заключение. Значение рассказа «Гранатовый браслет».



I.Вступление. Значение темы любви в жизни современного человека.II.Основная часть. Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»: 1.Генерал Аносов о любви. 2. Обретенные чувства. 3.Любовь и письма Желткова. 4.Бездушные люди. 5. Последнее письмо. 6.Соната номер два. III. Значение рассказа «Гранатовый браслет» в моей жизни. Составление плана сочинения В.





Выбор вступления.Вступление — первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.1.Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которую создавалось произведение, или описывается история его создания).2.Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения).3.Биографическое (важные сведения из биографии писателя).4.Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы).5.Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).


Примеры вступлений:1.«Листая отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривина. В ней он рассказывает о том, как однажды «Былинка полюбила Солнце... Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара — Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию. «Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная».Какая красивая сказка... — подумал я.—А ведь она мне напоминает какое-то произведение. И вдруг в моей памяти всплыли имена:телеграфист Желтков и княгиня Вера... Былинка — Желтков и Солнце — Вера». (Это лирическое вступление.)
Примеры вступлений: 2.«Многоуважаемый Александр Иванович! Пишет Вам почитательница Вашего творчества. Обращаюсь к Вам со словами благодарности и почтения за прекрасные Ваши творения. Особый интерес вызвал у меня Ваш рассказ «Гранатовый браслет». Это произведение произвело на меня огромное впечатление: перечитываю его третий раз».(Это вступление лирическое.)
Примеры вступлений: 3.«Любовь — излюбленная тема писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству. Тонкоописывает любовь В.Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», М.А.Булгаков — в романе «Мастер и Маргарита». Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет» А.И.Куприн». (Это вступление сравнительное)
Обдумывание вариантов заключения. 1.«В заключение можно написать о значении творчества Куприна, привести высказывания о писателе и егопроизведении, высказать свое мнение по поводу прочитанного рассказа».2.«Пройдут годы, но идеал любви как проявление высшей духовной силы человека будет по-прежнему жить в сознании Куприна и воплощаться в новых его произведениях».3.«Этот рассказ рассчитан на утонченного читателя, который может глубоко понять душу героев Куприна».

Работа над сочинением.Определите и прокомментируй ключевые слова в формулировке темы сочинения;сформируйте главный тезис своего сочинения и запишите в черновик;запиши цитаты, раскрывающие ваше мнение;вспомните произведение других авторов русской литературы, поднимающих проблему любви;используйте это в исследование в качестве доказательства собственного мнения, запишите их;соблюдая структуру сочинения, напишите полный текст творческой работы.
ИСТОЧНИКИ1.А.И.Куприн.Сочинения в двух томах. Том1.М., «Художественная литература»,1981.2. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века.11класс. I полугодие.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: «Вако»,2007.3.Фото и иллюстрации images.yandex.ru