Презентация по технологии на тему Представление о себе и выборе профессии Тема №1 спецкурса Твоя профессиональная карьера (9 класс)


Путь к самопознанию.Представление о себе и выборе профессии. Тема №1 Спецкурс по технологии «Твоя профессиональная карьера» 9 класс Авдуевская Марина Анатольевна, учитель технологии МБОУ СОШ №20города Мурманска «Познай самого себя» -эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Процесс открытия себя, постижения себя и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека, ищущего смысл жизни. Кто я? Каков я? Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным «Я»? В поисках ответа мы сравниваем себя с другими людьми: родителями, друзьями, знакомыми, героями литературных произведений. Это сопоставление позволяет увидеть всё многообразие характеров, взглядов, проявлений чувств, интересов и других особенностей человека, помогает выделить то особенное, что отличает одного человека от другого. Первая встреча возраст пол внешнийоблик состояние здоровья Близкое знакомство в какой семье вырос где учится с кем дружит чем увлекается сравнительные признаки Длительное общение и личные контакты позволяют увидеть особенности характера, темперамента, чувств, уровень интеллекта и способностей другого человека. Параллельно с этим происходит процесс самопознания. Процесс самопознания – узнавание, выделение собственного «Я» путём сравнения увиденных в другом человеке качеств со своими. Познавая других людей, вы познаёте самого себя Личность – это особые качества человека, которые являются результатом его развития; это индивидуальность человека в её социальных связях и отношениях. Под личностью понимается человек, активно познающий окружающий и свой внутренний мир, имеющий более или менее правильное представление о самом себе, своих достоинствах и недостатках, индивидуальных особенностях. Быть личностью – значит создать образ «Я» по собственному сценарию Каков я? Что скрывается за собственным «Я»? Путь к познанию лежит через понимание и оценку:своих интересов и способностей,особенностей памяти и мышления,своеобразие речи, внимания и воображения. Характеристики личности описывают:внутренний мир человека,качества его души,особенности поведения. Взаимодействие с людьми:заставляет осмысливать свойства характера и темперамента,побуждает обращать внимание на чувства и волевые качества. Психология - наука о душе(по-гречески «псюхе» - дыхание, душа; «логос» - наука)Душа (психика) – это внутренний мир личности, который рождается в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Психология – наука, изучающая факты, закономерности, механизмы возникновения, становления, развития психических процессов и явлений, а также принципы функционирования и проявления способностей человеческой психики. Методы исследования психологических свойств личности. Самонаблюдение – наблюдение за собой со стороны, контролируя, анализируя и оценивая свои действия. Эксперимент – сознательное вмешательство исследователя в деятельность человека с целью создания специальных условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт. Тесты – экспериментальные методы выявления психологических свойств (в переводе с англ. – «испытание, проверка, проба»). «Я – концепция» Кто я? Какой я? Что и как я делаю?Почему так поступаю? познавательныйобраз эмоциональныйобраз поведенческийобраз Что такое собственное «Я»? компоненты«Я –концепции» настоящее«Я» динамическое«Я» фантастическое«Я» идеальное«Я» представляемое«Я» каким я вижу себя в настоящий момент какимя стремлюсь стать каким я хотел бы быть каким я должен быть маска, скрывающая подлинные переживания «Я»реальное «Я»динамическое «Я»фантастическое «Я»идеальное «Я» реальное – отправная точка всех планов человека в профессиональное будущее Вопросы для закрепления и повторения материала: Поразмышляйте, с чего начинается процесс самопознания человека.Что объединяет и что отличает понятия «индивид» и «личность»?Что изучает психология? Каковы основные методы психологии?Что такое «Я – концепция» и каковы её основные составляющие?Какая существует связь между самопознанием и профессиональным планом? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАЗадания для самостоятельной работы: Попытайтесь оценить себя на основе собственных наблюдений, используя следующий приём: на листе бумаги напишите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Кто я?».Cоставьте свой автопортрет: «Мой образ «Я» и профессия».Проведите самоанализ личности. Выполните задания №1 и №2 бланка «Методики самооценки личности». Задание №1.1. Начертите шкалу от 1 до 102. Представьте условно, что приведённая шкала отражает общее отношение человека к себе (где 1- отсутствие или минимальная выраженность, а 10 – максимальная выраженность уважения, доверия, интереса к себе).3. Заштрихуйте ячейки под цифрами от 1 до 10 на шкале, как вы лично относитесь к себе как к ценности. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ Задание №2.Инструкция:Используя список слов, обозначающих отдельные качества личности, составьте ряд "ИДЕАЛ" из 20 качеств личности. Распределите по следующему принципу - от наиболее незначимых для вас качеств до самых ценных. 2. Из выбранных 20 качеств ряда "ИДЕАЛ" составьте ряд "Я". Вначале поставьте качества, наименее характерные для вас, а потом наиболее характерные. 20 . . . . 5 4 3 2 1 МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ Список слов:аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринуждённость, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, упрямство, уступчивость, чёрствость, честность, чуткость, эгоизм.