Лекция по культурологии по теме: Культура Европы в эпоху Возрождения


План - конспект лекции «Культура Возрождения»
1.Истоки Возрождения
Термин «Возрождение» («Ренессанс») появился в 16 в. дляопределения культурно-исторической эпохи, сменившейсредневековье.
Возрождение - это культурная эпоха в процессе переходасредних веков к новому времени, в течение которой совершилсякультурный переворот.
Основные признаки Возрождения: 1) расцвет культуры; 2)переворот в культуре; 3) переходный культурный этап; 4)восстановление античности.
Эпоха Возрождения совпала с началом капиталистическогопроизводства и обмена.
В формировании ренессансной культуры большую роль cыгралацерковь, оставаясь крупнейшим меценатом и богатейшимзаказчиком.
Культура Ренессанса - это культура свободных городов; ихсамостоятельное развитие создало благоприятные условия дляосвобождения человека от сковывающих рамок средневековыхтрадиций, норм и идеалов.
Родиной Возрождения была Италия.
Хронологические рамки итальянского Возрождения со второйполовины 13 по первую половину 16 вв.
2.Гуманистическое мировоззрение Ренессанса
Эпоха Возрождения создала новое мировоззрение, по-новомуобъясняющее жизнь, место и назначение в ней человека.
Вместо Священного Писания начинается изучение философии древней Греции и Древнего Рима.
Во Флоренции Козимо Медичи создает Платоновскую академию - собрание любителей и знатоков греческой
философии.
Гуманисты выдвинули новый комплекс наук: грамматику, филологию, риторику, историю, педагогику и этику.
Главными проблемами философской мысли эпохи были: насколько ценен человек? Велик он или ничтожен? Какое место 'занимает в мире?
Гуманистическое мировоззрение основывалось на «человеческом» отношении к человеку и пантеизме (философское учение, сближающее понятия «Бог» и «природа»).
Большой вклад в развитие гуманистических философских идей того времени внесли Н. Коперник, М. Фичипо, Дж. Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Парацельс, Дж. Бруно.
3. |Литература и театр эпохи Возрождения
«Поселедним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени» принято считать Данте Алигьери (1265-1321 гг.). Его главное произведение «Божественная комедия»,
Наполненное жизнью, заложило основы нового отношения к миру И человеку.
Божественная комедия» являет собой грандиозную картину мироздания, природы и человеческого бытия.
Данте - создатель общеитальянского литературного языка; его Главное произведение написано не на латыни, а на народном юеканском диалекте.
Гуманистические мотивы в литературе нашли дальнейшее развитие в творчестве Франческа Петрарки (1304-1374 гг.).
Петрарка - основатель классической филологии.
Его самое значительное произведение «Канциониере» написано (Народным итальянским языком и делится на две части: сонеты и канцоны «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры».Эпоха Возрождения подарила миру и законодателя нового жанра- новеллы - Джованни Боккачяо (1313 - 1375 гг.), авторавсемирно известного «Декамерона».
Выразителем идей Возрождения был Франсуа Рабле (1494 - 1553)гг.), автор «Гаргантюа и Пантагрюэля».В этом романе запечатлены главные идеи Возрождений:величественность силы человека и вера в его титаническийспособности.
Огромное влияние на современников оказывали произведениянидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1469-1536 гг.) — «Похвала Глупости», «Руководство христианскомувоину».
С развитием литературы связано развитие театра.
Театр подразделялся на народный и профессиональный Иприобретал светский характер.
Светские драмы на тему древнегреческих мифов писал А.Полициано («Сказание об Орфее»).
Мыслители-гуманисты Л. Ариосто и Н. Макиавелли писаликомедии на темы современной жизни, указывая на человсческиедостоинства и недостатки.
В 16 в. в Италии появилась комедия масок - театр, в которомигра актеров была импровизацией.
В 16 в. появились новые театральные жанры - пастораль ибалет.
Эпоха Ренессанса дала миру величайших драматургов - Лопе деВега (Испания) и Вильяма Шекспира (Англия).
Литература и театр стали основными выразителямигуманистических идей Возрождения.
4. Архитектура Ренессанса
•Новые строительные идеи (единство залитого светом корпусабелокаменность) широко использовали архитекторы 15 а .,известнейшим среди которых был Филиппа Брунеллески (1377-1446 гг.).
Великий зодчий сформировал стиль, присущий всему Ренессансу(купол собора Мария дель Фиоре во Флоренции, капелла Пацциво дворе церкви Сайта Кроче во Флоренции).
Учеником Филиппо Брунеллески был Микелоццо даБартоломео (1396 - 1472 гг.); крупнейшая работа - палаццоМедичи.
Блестящим архитектором раннего Возрождения был ЛеонБаттиста Альберти (1404 - 1472 гг.) - палаццо Ручеллаи воФлоренции.
Большой вклад в развитие архитектуры внес Донато д АнджелоБраманте (1444 - 1514 гг.) - автор архитектурного ансамбляВатикана.
5. Скульптура Ренессанса
Начало расцвета скульптуры Возрождения связано с именемДонателло (1386 - 1466 гг.) - мраморный «Давид», фигурасидящего Иоанна Евангелиста, бронзовая статуяГаттамелаты, «Юдифь и Олоферн».
Произведения Донателло выражали основные идеи эпохи:гуманизм, стремление к совершенствованию, проявление яркойиндивидуальности.
Величайшим скульптором Высокого Возрождения былМикелапджело Буопарроти (1475 - 1564 гг.) - «Мадонна улестницы», «Битва кентавров», «Пьета», «Мадонна Таддеи»,«Мадонна Пшпти», «Давид».
•Все произведения Микеланджело Буонарроти титанические посвоему характеру, их свобода безмерна и уникальна.
6. Живопись итальянского Возрождения
Живопись Ренессанса является основным доказательством широты, совершенства и гуманистичное™ взглядов эпохи.
Крупнейшие мастера Проторенессанса, заложившие основные направления в живописи: Пьетро Каваллини, Ченни ди Пеппо.
Одним из ярчайших художников раннего Возрождения был Джотто ди Бондоне (1266 - 1337 гг.); все его произведения - 28 фресок в церкви Сан Франческо, «Оплакивание Христа», «Взятие под стражу» - своеобразное учебное пособие для художников.
В творчестве таких художников как Мазаччо, Фра Филиппо Липни, Доменико Венециано, Беноццо Гоццоли, Пъетро дела Франческа, Пизанчелло, Якопо Беллини, появилось стремление к новым жанрам, к светским сюжетам и тенденциями происходило изучение влияния света, светотени на восприятие зрителя, объединение религиозных и мирских взглядов в единые| человеческие воззрения.
Особое место в искусстве итальянского Возрождения занимает творчество Сандро Боттичелли (1445-1510гг.), который шел своим уникальным путем; все его произведения отличаются задумчивостью, мягкостью, пластичностью, богатым внутреним содержанием и высокой духовностью («Святой Себастьян" «Мадонна», «Весна», «Рождение Венеры»}. Высокое Возрождение дало миру великого живописца Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.); его картины поражают ясное пространственного решения, ощущением спокойствия, единством замысла и общего настроения («Мадонна с цвет! «Поклонение волхвов», «Мадонна в гроте», «Мадонна Ли «Тайная вечеря», «Джоконда»).
' К периоду Высокого Возрождения принадлежит творчесо Рафаэля Санти (1483-1570гг.), которое рассматривают , пример светской, стремительной, радостной живс («Мадонна Коннестабиле», «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница», «Мадонна под балдахином).
Живопись северного Ренессанса
• На искусство северного Ренессанса серьезное влияние оказало средневековое мировоззрение, поэтому в нем было больше религиозного чувства и символики, оно более архаично, условно по форме, связано с готикой и менее знакомо с античностью.
Яркими представителями культуры Возрождения в Нидерландах стали братьяХуберт (1370-1426гг.) и Ян (1390-1441гг.)ван Эйк.
» Вместо живого и динамичного характера портретной живо итальянского Возрождения, ван Эйки выдвинули созерцательность как качество, определяющее место человека в мире, помогающее постичь красоту его бесконечного многообразия («Мадонна канцлера Роленна», «Человек гвоздикой», «Человек в тюрбане»}.Верщиной нидерландского Ренессанса стало творчество Питера Крейгеля Старшего (между 1525 и 1530 - 1569гг.); с его именем связывается окончательное формирование пейзажа в нидерландской живописи как самостоятельного жанра («Зимний пейзаж», «Охотники на снегу»).
у
Превосходны по силе выразительности его трагические картины - «Вифлеемское избиение младенцев» и «Слепые». Своеобразным субъективным мироощущением отличается творчество Хиеронимуса Босха (1460-1516гг.) - «Сады Земных наслаждений», «Несение креста».
Крупнейшим представителем немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер (J.471-1528гг.), в творчестве которого слились искания многих немецких мастеров («Всадник, смерть и дьявол», «Св. Иеролим», «Меланхолия»).
Великими немецкими живописцами этого времени были Ганс Гольбейн Младший) Альбрехт Альтдорфер, Лукас Кранах. Музыка Ренессанса.
Развитие и совершенствование различных музыкальных стилей эпохи заложило фундамент для более глубокого осмысления, творческого подхода к музыкальной культуре.
Было изобретено нотопечатание.
Произошло тесное объединение музыки и текста, получили право на существование речитатив и инструментальная музыка.
Импровизация и музицирование выделились в отдельный род духовной, культурной деятельности людей разных слоев и достатка.
Новое мироощущение отразилось в изменении фактуры произведений, число голосов увеличилось до четырех, шести и более.
Были достигнуты успехи в конструировании музыкальных инструментов (клавикорд, клавесин, виола, скрипка).
Расширилась и углубилась музыкально-теоретическая мысль.
9. Значение культуры Возрождения
В эпоху Возрождения были заложены основные гуманистическивзгляды, развитие которых актуально для всего человечества и в наши дни.
Возрождение открыло собой эру совершенного нового человека,истории европейской цивилизации.
В области науки произошел значительный скачок в развитии характеризующийся гуманистическими идеями, новым взглядов на человека и его возможности.
•Именно эта эпоха дала человечеству огромное количестввсесторонних, титанических, загадочных личностей – Петрарку,Шекспира, Джотто, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана,Микеланджело, для понимания творчества и личности которыхнеобходимы столетия.