ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья «Обучение игре на фортепиано»

Управление образования Администрации города Иванова
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества № 3


Согласовано
с Методическим советом
МБУ ДО ДДТ № 3
Протокол № 6
от 29.06. 2015 г.
Утверждаю
Директор МБУ ДО ДДТ № 3
_________ М.А. Зверева
Приказ № 56-О/Д
от 30.06. 2015 г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Обучение игре на фортепиано»






Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся: 8-10 лет


Составитель: педагог дополнительного образования
Чернова Наталья Андреевна









Иваново 2015


Содержание


1.Пояснительная записка 3
2.Методическое обеспечение программы .. 6
3.Учебно-тематический план11
4.Содержание тем программы..12
5. Список литературы15
7.Приложение 17




























I. Пояснительная записка

Данная программа имеет личностно-ориентированную направленность, предполагает индивидуальную форму занятий, основные элементы которых направлены на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы личности, мелкой моторики, стимулирования умственной и речевой активности. Важным в работе считаем «энергетический» аспект образовательной среды: создание на уроке атмосферы радости, эмоционального подъёма, удовольствия от общения. Вместе с тем, она имеет элементы художественной направленности, так как в течение ее реализации обучающийсяприобщается к мировой музыкальной культуре, получает возможность самому создавать музыку.

Основное отличие данной программы заключается в индивидуальном подходе к обучающемуся с целью наиболее полно раскрыть его возможности. Программа предполагает большую гибкость построения курса (вариативность) с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
Программа по функциональному назначению является учебно-познавательной, по времени реализации – двухгодичной.

Особенностью программы является принцип построения занятия, который обязательно включает в себя различные виды деятельности (пальчиковые игры, двигательные импровизации, изучение нотной грамоты, чтение нот с листа, формирование исполнительских приемов). В содержание курса введены также упражнения для формирования осанки и мышечного тонуса, игры для развития тактильных ощущений. Большое внимание уделяется импровизации, сочинению, подбору. Предлагаемые программой методы способствуют развитию музыкальных способностей обучающегося и гармонизации его психофизического состояния, побуждают к творческому самовыражению.
Актуальность программы - программа по обучению игре на фортепиано обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на их социализацию жизнедеятельности, адаптацию в современной жизни.

Одним из важнейших результатов реализации данной программы можно считать развитие адаптационных механизмов обучающегося, улучшение навыков социального взаимодействия и общественного поведения, развитие способности творчески самовыражаться.







Цель и задачи программы

Цель: Развитие индивидуальности личности в процессе обучения игре на фортепиано с обучающимися, имеющими ограниченные физические возможности.

Задачи:

Образовательные:
- формировать исполнительские навыки;
- прививать навыки чтения нот с листа, подбора песен по слуху;
- научить обучающихся понимать музыкальное произведение;
- расширить музыкальный кругозор .

Развивающие:
- развивать музыкальный слух, память, чувство ритма;
- развивать творческий потенциал;
- развивать познавательный интерес у обучающихся.

Воспитательные:
- прививать художественный вкус;
- способствовать воспитанию воли и усердия;
- воспитывать самостоятельность обучающегося и раскрыть лучшие
индивидуальные черты его личности.

Особенностью программы является принцип построения занятия, которое обязательно включает в себя различные виды деятельности (пальчиковые игры, двигательные импровизации, изучение нотной грамоты, чтение нот с листа, формирование исполнительских приемов). В содержание курса введены также упражнения для формирования осанки и мышечного тонуса, игры для развития тактильных ощущений. Большое внимание уделяется импровизации, подбору. Предлагаемые программой методы способствуют развитию музыкальных способностей обучающихся и гармонизации их психофизического состояния, побуждают к творческому самовыражению.

Данная программа ориентирована на обучающихся в возрасте от 9 до 11 лет и рассчитана на 2 года обучения.

Особенности обучающихся

Дети с ограниченными возможностями здоровья.



Организация учебного процесса


Количество учебных часов в неделю:
1 год обучения– 2 часа в неделю;
2 год обучения – 2 часа в неделю.
Продолжительность занятий - 45 минут.

Формы учебных занятий - индивидуальные. На занятиях применяются следующие активные формы работы: беседы, активная демонстрация приёмов работы, выполнение заданий по замыслу педагога, диалог, решение проблемных ситуаций, творческие задания, игры с соревновательными элементами, викторины и др.

Условия реализации программы

Занятия проводятся в большом и светлом кабинете на базе школы № 19.

Материально-технические условия:
а) кабинет с хорошей освещенностью температурными условиями;
б) музыкальные инструмент- фортепьяно;
в) магнитофон, кассеты, диски, проигрыватель, пластинки;
г) наглядные пособия - портреты музыкантов, таблицы, схемы,
рисунки, карточки;
д) музыкальный инструмент для домашних занятий;
е) нотная литература;
ж) музыковедческая литература;
подставка для ног и удобный стул.

- Проведение инструктажей (2 раза в год):
- По правилам техники безопасности;
- По правилам пожарной безопасности;
- По антитеррористическим мерам;
- По правилам поведения в коллективе.

Планируемые результаты и способы определения их результативности

Обучающийся, закончивший 1-й год обучения, должен обладать определенным уровнем универсальных учебных действий с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. У обучающегося должны сформироваться следующие качества:

К концу 1 года обучения обучающийся должен уметь: сыграть по нотам мелодию, подобрать к ней несложный аккомпанемент (по слуху или по буквенным обозначениям), самостоятельно выучить несложную музыкальную пьесу, знать основные музыкальные термины, обозначения (темпа и динамики игры, характера исполнения), узнавать произведения, прослушанные на протяжении курса, их авторов.

Обучающийся, закончивший 2-й год обучения, должен обладать определенным уровнем универсальных учебных действий, которые начали развиваться на первом году обучения и получает дальнейшее развитие и совершенствование на 2-ом году.

Выявление результатов учебно-воспитательной работы осуществляется с применением следующих форм контроля: диалога, педагогического наблюдения, проведения самостоятельных работ, устного опроса.



II. Методическое обеспечение образовательной программы

Формы, методы ведения занятий, темп и уровень эмоциональности занятий, язык общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья очень разные. Есть и общее: звучание музыки, пение песен, игра на инструменте, использование фортепиано в качестве пальчикового тренажёра, радостная атмосфера урока, помощь родителей. Начиная работать с ребёнком, мы начинаем работать и с его родителями, которым всегда объясняется цель упражнений и заданий, ожидаемый результат сейчас и в будущем. 
Процесс обучения можно разделить на 3 этапа:
начальный этап. Задача первого этапа - выявить и развить индивидуальные природные возможности, склонности и музыкальные данные обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, дать необходимые теоретические знания и выработать исполнительские навыки. Определить интенсивность, цели и задачи последующего этапа обучения.
этап - основной. На этом этапе обучающиеся совершенствуют полученные ранее практические умения, расширяют музыкальные знания, знакомятся с основными средствами художественной выразительности, с некоторыми музыкальными жанрами и формами. Обучающиеся подводятся к пониманию художественно-образной выразительности музыкального искусства.
3 этап предусматривает значительное углубление знаний о музыкальном искусстве, его особенностях и закономерностях, повышение музыкально- исполнительского мастерства, творческое самовыражение.

Методы обучения

На всех этапах обучения идёт работа над развитием музыкальности, слуха, памяти, ритма.
Музыкальность – отзывчивость на музыку, способность к «переживанию» музыки. Развитие музыкальности происходит под влиянием многообразных и ярких впечатлений.
Интенсивное развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического и тембрового) происходит в процессе обучения игре на фортепиано. Воспитание активного музыкального слуха – внутреннего слуха, умения «слушать себя» – контролировать свою игру, проверяя соответствие реального звучания задуманному – одна из существенных задач обучения.

Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию обучающегося - основной метод воздействия при обучении игре на любом инструменте. Дополнительные способы – словесные пояснения, показ двигательных приемов и т.д.
Большая роль отводится «исполнению» и «показу» педагога. Особенностью этого метода является гибкость и многообразие «показа» в зависимости от конкретных задач данного момента работы с учеником.
В образовательной деятельности применяется разумное сочетание различных методов и приемов обучения в зависимости от индивидуальности ученика (его способностей, характера, уровня развития, мотивации и т.д.).
Индивидуальное занятие – основная форма педагогического процесса. Различны типы занятий: освоения нового материала, закрепления, комбинированные, показательные. Различны и формы обучения: игра, беседа, выполнение практических упражнений, прослушивание и анализ музыкального произведения и др.
На индивидуальных занятиях важна атмосфера доброжелательности, взаимопонимания между педагогом и обучающимся. Обучающийся должен почувствовать, что педагог разговаривает с ним, как с равным, рассуждает сам и серьезно выслушивает его рассуждения. Тогда обучающийся испытывает доверие к педагога и у него появляется чувство ответственности, стремление оправдать это доверие - так создается почва для того, чтобы заинтересовать обучающегося музыкальными занятиями.
Важен и момент индивидуального планирования траектории развития обучающегося. В этом вопросе требуются знания и учёт психологических и личностных особенностей обучающегося, его интересов, репертуарных предпочтений. Для обучающегося составляется индивидуальный план, выбираются те или иные музыкальные произведения, выявляющие достоинства обучающегося, и направленные на преодоление тех или иных недостатков (звуковых, технических, ритмических и т.д.).

Для снятия напряжения и страха у обучающегося используется метод невербальной коммуникации Нордоффа-Роббинса. Обучающийся вовлекается в процесс создания музыки совместно с педагогом через использование музыкального инструмента, даже не зная нот. Совместная игра на инструменте обеспечивает поддержку ребёнка, помогает ему выплеснуть эмоции, сближает ученика и учителя. Часто на занятиях используется ансамблевая игра с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, которым долго бывает недоступна игра двумя руками. Играя мелодии одной рукой или из руки в руку, они слышат гармоническое сопровождение педагога, что доставляет им удовлетворение и организует их во времени.

На занятиях с данной категорией обучающихся применяются личностно – ориентированные технологии.
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Основные принципы технологии:

1. Принцип самоактуализации. У обучающегося с ОВЗ существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных способностей. Важно побудить и поддержать стремление его к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности обучающегося, но и создать условия и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

3. Принцип субъектности. Следует помочь обучающемуся стать подлинным субъектом деятельности, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности.

5. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству обучающийся выявляет и раскрывает свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в игре, участие в соревнованиях и победы способствуют формированию позитивной Я-концепции личности, стимулируют осуществление им дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Отсутствие авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Применение в педагогической деятельности гуманистических личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания. Вера в обучающегося, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению – основные составляющие общения. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация определяет успех обучения и воспитания .

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

- диалогичность;
- деятельностно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития обучающегося;
- предоставление обучающемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Особенности личностно – ориентированного подхода в работе с обучающимся:

1.Организация личностного целеполагания обучающегося.
2. Постоянное и разнообразное мотивирование обучающихся на выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулирование ее осуществления.
3. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования.
4. Продумывание педагогом возможностей для проявления самостоятельности обучающегося. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
5.Организация обмена мыслями, мнениями, оценками.
6.Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого обучающегося. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу занятия, как области применения знаний.
7.Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучающегося. Способствование развития позитивной «Я-концепции».
8. Использование в обучении всех сенсорных систем восприятия: «вижу» - «слышу» - «чувствую».
9. Построение обучения с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность.
10. Расширение спектра личностного выбора обучающегося.
11. Применение рефлексии в разных формах: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение и различные варианты игровой рефлексии.
12. Создание индивидуальной перспективы («траектории развития» личности) ожиданий различных результатов обучения.


Воспитывающая деятельность

Обучающийся – это факел, который необходимо педагогу умело разжечь и постоянно поддерживать огонь желания творить прекрасное в фортепианном, хоровом искусстве и в жизни.
Педагог воспитывает у обучающихся умение ценить красоту, прививает любовь к высокому искусству, учит усидчивости, трудолюбию, стремлению добиваться поставленных целей, воспитывая жизненно важные качества личности.

Большое внимание уделяется и взаимодействию педагога с родителями. Формы работы следующие:

1. Ознакомление родителей с программой, целями и задачами обучения.
2. Консультации по учебно-воспитательной работе.
3. Посещение концертов, театров совместно с обучающимися и родителями с целью накопления слухового опыта с последующим обсуждением увиденного и услышанного.

Развивающая деятельность

Развивающая деятельность направлена на формирование грамотных музыкантов-любителей, имеющих творческий подход к музыке и инструменту, способных реализовать творческие способности и потребности самовыражения. Главное на занятиях - разбудить воображение, создать настроение, заинтересовать понятными и яркими образами, научить понимать, ощущать и переживать музыку различного характера - веселую, грустную, торжественную, танцевальную и т.д. Так создаются условия для естественной концентрации обучающегося и появлению у него так называемой «слуховой наблюдательности». Занятия развивают у обучающихся память, внимание, мышление, интеллект.















III.Индивидуальный план работы с обучающимся с ОВЗ.

1 год обучения

№ п/п

Название разделов,
тем программы
Количество часов



Теория

Практика

Всего

1.
1.1.
1.2.
Вводное занятие:
-Инструктажи;
-Правила поведения в объединении
2
1
1
-
-
-
2
1
1

2.
2.1.
2.2.
Обучение музыкальной грамоте:
-Знакомство с инструментом;
-Изучение нотной грамоты.
2
1
1
4
2
2
6
3
3

3.
3.1.
Постановка руки:
-Развитие правильных двигательных навыков.
2
2
8
8
10
10

4.
4.1.
4.2.
4.3.
Разучивание разнохарактерных пьес:
-Этюды;
-Ансамбли;
-Песни.
3
1
1`
1
18
6
6
6
21
7
7
7


5.
5.1.
5.2.
Развитие музыкальных навыков:
-Виды штрихов;
-Жанры, стили.
2
1
1
6
3
3
8
4
4

6.
Игра в ансамбле.
1
5
6

7.
Подбор по слуху знакомых песен.
2
4
6

8.
Чтение с листа простейших пьес.
1
2
3

9.
Творческие задания: подбор аккомпанемента, мелодии.
1
3
4

10.
10.1
10.2
Слушание музыки:
-Классической;
-Детской.
2
1
1
4
3
1
6
4
2


Итого:
18
54
72 часа












2 год обучения

№ п/п

Название разделов,
тем программы
Количество часов



Теория

Практика

Всего

1.
1.1.
Вводное занятие:
-Инструктажи;
-Правила поведения в объединении.
2
1
1
-
-
-
2
1
1

2.
2.1.

2.2.
Развитие музыкальности и воображения:
-Разучивание пьес разных характеров и жанров;
-Полифония.
2
1

1
26
17

7
28
18

8

3.
3.1.
3.2.
3.3.
Работа над техническими приёмами:
-Этюды;
-Упражнения;
-Украшения, приёмы их использования.
3
2
-
1
27
12
12
3
30
14
12
4

4.
4.1.
4.2.
4.3.
Развитие слуха и ритма:
-Игра в ансамбле;
-Чтение хоровых партитур;
-Чтение с листа.
3
1
1
1
3
1
1
1
6
2
2
2

5.
Творческие задания.
-
2
2

6.
6.1.
6.2.
Слушание музыки:
-Классической;
-Современной.
2
1
1
2
1
1
4
2
2


Итого:
12
60
72 часа




IV. Содержание тем программы.
1 год обучения

№ п/п
Название разделов,
тем программы
Теория
Практика
Примечание

1.
1.1.






1.2.
Вводное занятие:
-Инструктажи;






-Правила поведения в объединении

-Инструктажей:
ТБ, противопо жарной безопас ности. антитерро ристическим мероприятиям.
-Объяснение правил поведения.


Таблицы, схемы и план эвакуации





Правила
поведения

2.


2.1.


2.2.
Обучение музыкальной грамоте:
-Знакомство с инструментом;

-Изучение нотной грамоты.



-Устройство инструмента.

-Понятия: паузы, штрихи, ноты, ритмический рисунок.



-Активное слушание.

-Игра простых пьес правой и левой рукой
Фортепиано,
Доска,
нотные тетради,
учебник.

3.
3.1.
Постановка руки:
-Развитие правильных двигательных навыков.

-Правильная постановка корпуса и обеих рук.

-Игра простейших пьес.
Фортепиано

4.

4.1.
4.2.
Разучивание разнохарактерных пьес:
-Этюды;
-Песни.

-Учить грамотно читать текст пьес.

-Показ педагога, игра воспитанника
Фортепиано,
нотные тетради,
учебник

5.

5.1.






5.2.
Развитие музыкальных навыков:
-Виды штрихов;






-Жанры, стили.


-Виды штрихов: нон-легато, стаккато.




-Понятия: жанр, стиль.


-Игра песенок нон-легато по 2 звука, подключение 1,5 пальцев

-Игра педагога
Фортепиано,
нотные тетради,
учебник

6.
Игра в ансамбле.
-Контроль за исполнением.
-Игра в ансам бле простых
песенок, попевок.
Фортепиано,
нотные сборники

7.
Изучение хоровых партитур
-Голоса в хоровых партитурах
-Игра мелодии 1-го голоса.
Фортепиано

8.
Чтение с листа простейших пьес.
-Правильное и внимательное прочтение нот.
-Игра мелодии с листа.
Фортепиано,
нотные сборники

9.
Творческие задания: подбор аккомпанемента, мелодии.
-Мотивация ребёнка на творчество.
-Работа по подбору мелодии по слуху.
Фортепиано

10.
10.1



10.2
Слушание музыки:
-Классической;



-Детской.
-Знакомство с произведениями композиторов –классиков

-Приобщение к народным традициям.
-Активное слушание.
Записи концертов знаменитых исполнителей.


2 год обучения

№ п/п
Название разделов,
тем программы
Теория
Практика
Примечание

1.
1.1.





1.2.
Вводное занятие:
-Инструктажи;





-Правила поведения в объединении.

-Инструктажей:
ТБ, противопо жарной безопас ности. антитерро ристическим мероприятиям.
-Повторение правил поведения


Таблицы, схемы и план эвакуации



Правила
поведения

2.


2.1.



2.2.
Развитие музыкальности и воображения:
-Разучивание пьес разных характеров и жанров;

-Крупная форма (сонатина, вариация, полифония).



-Знакомство с пьесами разных
жанров, стилей.

-Понятия полифония. Строение сонатины.



-Разучивание пьес разных жанров.

-Показ педагогом изучаемого материала
Фортепиано, ноты

3.


3.1.




3.2.
3.3.


3.4.
Работа над техническими приёмами:
-Изучение мажорных и минорных гамм до 2-х знаков;

-Этюды;
-Упражнения;


-Украшения.



-Строение гамм до 1 знака (знаки альтерации).


-Показ и контроль за исполнением.

-Приёмы и использования украшений.



-Показ педагогом гамм, знаки альтерации.

-Исполнение этюдов и упражнений.

-Овладение воспитанником техническими приёмами.
Фортепиано,
нотные сборники

4.

4.1.
4.2.

4.3.
Развитие слуха и ритма:
-Игра в ансамбле;
-Чтение хоровых партитур;
-Чтение с листа.


- Объяснение педагога и контроль за выполнением.


-Правильное выполнение заданий.
Фортепиано,
нотные сборники

5.
Творческие задания.
-Мотивация ребёнка на творчество.
-Самостоятель ная работа
Фортепиано

6.
6.1.
6.2.
Слушание музыки:
-Классической;
-Современной.
-Знакомство с муз. Произведениями знаменитых композиторов.
-Активное слушание.
Записи концертов знаменитых исполнителей



V.Используемая литература

Нормативные документы

- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ от 29.08.2013 г. № 1008
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей.
СанПиН 2.4.4. 3172-14
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Министерства и науки РФ от 06.10.2009 № 373.
- Устав МБУ ДО ДДТ № 3
- Должностные инструкции педагогического работника
- Положение о дополнительных общеобразовательных программах, порядке их рассмотрения и утверждения в МБУ ДО ДДТ № 3
- Инструкции по охране труда



Для педагога:
1.Нормативно-правовые, законодательные, локальные акты учреждения
2.Алексеев А. Воспитание музыканта-исполнителя. Сов. Музыка. № 21 1980.
3.Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М, Музыка 1990.
4.Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л., Музыка. 1973.
5.Бекина С., Орлова Т. Учите детей петь. Просвещение. 1986.
6.Бекина С., Орлова Т., Соковнина Е. Музыка и движение. М., Просвещение 1984.
7.Достал Я. Ребенок за роялем Прага 1977.
8Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе.
9.Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.
10.Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. Л. 1964.
11.Максимов С. Хоровое пение в школе. Учпедгиз. 1961.
12.Нейгауз Г. Искусство фортепианной игры. Музыка. 1961.
13.Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. Музыка 1974.
14.Савшинский С. Детская фортепианная педагогика.
15.Светозарова Н. Обучение педализации в ДМШ. Музыка 1965.
16.Тимакин Е. Воспитание пианиста. Сов. Композитор. 1989.
17.Шмит-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л. Музыка. 1985ю


Для обучающихся
Артоболевская А. . Первая встреча с музыкой. М., Музыка 1990.
Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л., Музыка. 1973.
Кленов А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Музыка ACT 1998.
Лихачев Д. Письма о добром и прекрасном М., Детская литература. М., 1985,
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов.
Для родителей.
Азаров Ю. Искусство воспитывать Музыка 111985.
Белованова М. Мир вашего ребенка. Феникс. 2004.
Выгодский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. Музыка. 1991.
Кабалевский Д. Главное любить музыку. Советская музыка. № 6. 1965.
Лихачев Д. Письма о добром и прекрасном М., Детская литература. М., 1985,
Шпацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1986.






VI. Приложение

План воспитания и социализации обучающихся

Воспитывающая деятельность в объединении проводится как в групповых, так и в индивидуальных формах организации работы. Воспитательные мероприятия проходят в формах праздников, конкурсов, выставок, участия в фестивалях, посещения выставок, музеев. Организация праздников с привлечением родителей – прекрасная форма развития дружеских отношений между детьми и взрослыми.
Воспитание нравственных и эстетических основ у обучающихся проводится через привитие вечных ценностей, через восприятие, понимание и осознание ценностей, выраженных в произведениях искусства, через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками русского народа.
Обучающиеся с ОВЗ принимают активное участие в реализации сквозных программ, разработанных в ДДТ № 3: «Особые дети», «Это волнует всех», «Талант», «Через творчество и духовность к воспитанию души».

В воспитывающей деятельности применяются методы: формирования сознания, организации деятельности, стимулирования деятельности обучающегося.

Воспитательная работа направлена на формирование у обучающихся духовно-нравственных качеств личности, чувства патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к окружающему миру, уважения к русским традициям. В процессе обучения и развития формируются у обучающихся такие значимые качества личности, как усидчивость, терпение, аккуратность, целеустремлённость. Мероприятия по безопасному образу жизни способствуют формированию ценностного отношения к своему здоровью.
















План методической работы

№ пп
Название мероприятия
Срок исполнения
Ответственный


Участие в педагогических советах МБУ ДО ДДТ № 3.
ежемесячно

Педагог
Чернова Н.А.


Участие в работе методического объединения музыкального отдела МБУ ДО ДДТ № 3.
ежемесячно

Педагог
Чернова Н.А.


Посещение мастер – классов педагогов дополнительного образования г. Иваново и Ивановской области.
в течение учебного года
Педагог
Чернова Н.А.


Обмен опытом работы с педагогами дополнительного образования МБУ ДО ДДТ № 3 и г. Иваново.
в течение учебного года
Педагог
Чернова Н.А.



План работы с родителями

№ пп
Название мероприятия
Срок исполнения
Ответственный


Классный час для родителей.
сентябрь
Педагог
Чернова Н.А.


Индивидуальные беседы с родителями о психологических особенностях обучающихся.

по мере необходи-мости
Педагог
Чернова Н.А.


Открытое занятие для родителей.
март
Педагог
Чернова Н.А.


Подведение итогов работы за учебный год.
май
Педагог
Чернова Н.А.


План мероприятий
по безопасности участников образовательного процесса

№ пп
Название мероприятия
Срок исполнения
Ответственный


Проведение мероприятий по охране труда:
вводный и первичный инструктаж обучающихся по мерам безопасности на занятиях;
инструктаж воспитанников по мерам безопасности в зимний период;
повторный инструктаж обучающихся по мерам безопасности на занятиях;


сентябрь

ноябрь

январь



Педагог
Чернова Н.А.


Проведение мероприятий по правилам дорожного движения


сентябрь
в течение года


Педагог
Чернова Н.А.
обучающиеся


Проведение здоровьесберегающих мероприятий:
физкультминутки во время занятий;
беседа с элементами игры на тему «Травмы. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газами».

ежедневно
октябрь
в течение года
октябрь

Педагог
Чернова Н.А.
обучающиеся



Проведение мероприятий по противопожарной тематике:
вводный и первичный инструктаж обучающихся по пожарной безопасности;
повторный инструктаж обучающихся по пожарной безопасности;
просмотр фильма по противопожарной тематике;



сентябрь

январь

в течение года




Педагог
Чернова Н.А.
обучающиеся


Проведение мероприятий по противодействию терроризму, действиям в экстремальных ситуациях


апрель
Педагог
Чернова Н.А.
обучающиеся


План мероприятий
по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся

№ п/п
Название мероприятия
Срок исполнения
Ответственный


Проведение мероприятий с участием защитников Отечества.
февраль
Педагог
Чернова Н.А.


Тематические занятия «С чего начинается Родина?». «Нам не нужна война».
март
Педагог
Чернова Н.А.



Репертуар
1 год обучения:

1. Этюды: А.Гедике сочинение 36; К.Черни Избранные фортепианные этюды, под редакцией Г.Гермера тетрадь №1; Л.Шитте соч. 108 и 160.
2. Полифония: А.Гедике соч. 36 «60 лёгких пьес для начинающих» тетр. №1.
Л.Моцарт «Менуэт».
3. Пьесы: А.Гедике А. соч. 36 тетр. №1 «Танец, Сарабанда, Колыбельная».
А.Гречанинов соч. 98 «Детский альбом»: « В разлуке», « Мазурка».
4.С.Майкапар соч. 33 «Вальс», соч. 28 « В садике»; Н.Любарский «Курочка»;
5. Д.Кабалевский «Ёжик», соч.39 «Маленькая полька»; В.Витлин «Дед Мороз»;
6. Ансамбли: В.Калинников «Тень - тень»; Д.Кабалевский «Про Петю»;
русская нар.песня «Здравствуй, гостья - зима»; в обр. Н.Римского-Корсакова; 7.«Чешская народная песня» в обр. В.Неедлы; А Филиппенко «На мостике» в обр. С.Кузнецовой; М.Иорданский « Песенка про чибиса».

2 год обучения:

1. Этюды: Гедике А. соч. 58; Л.Шитте соч.1 и 108; А.Лемуан соч.37;
Е.Гнесина Е. «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники»; К.Черни «Избранные фортепианные этюды» под редакцией Г.Гермера тетр №1.
2. Полифония: И.С.Бах «Менуэт» Соль мажор, «Волынка» Ре мажор, «Полонез» Соль минор, «Менуэт» Ре минор; Г.Гендель «Сарабанда»;
А.Корелли «Сарабанда».
3. Пьесы: В.Моцарт «Аллегро»; Р.Шуман соч.68 «Альбом для юношества» «Марш» и «Первая утрата»; П.Чайковский соч. 39 «Детский альбом» «Болезнь куклы», «Старинная французская песня»; Б.Дварионас «Прелюдия»; Ж.Металлиди «Воробьишкам холодно»; Ю.Щуровский «Петух-драчун»; Ф.Рыбицкий «Кот и мышь»; Д.Шостакович «Шарманка».
4. С.Майкапар соч.28 « Маленький командир», «Мотылёк».
Чайковский П. соч. 39 «Детский альбом» Болезнь куклы, Старинная французская песня.
5. Ансамбли: Глинка М. «Жаворонок», «Ходит ветер у ворот»; Л.Бетховен «Марш» из музыки к пьесе «Афинские развалины»; В.Моцарт «Отрывок из 1 части симфонии соль минор; «Украинский народный танец» в обработке М.Мильмана; С.Прокофьев «Отрывок из симфонической сказки «Петя и Волк».























Игровые приемы
"Дождь и гроза"
Учитель и ученик сидят за инструментом, учитель - слева. Игра сопровождается текстовым комментарием учителя. При повторном исполнении задания дети часто вызываются вести сюжет самостоятельно.
- Светит солнце. (Преподаватель играет мажорное трезвучие, звук как бы повисает в воздухе.)
- Вдруг набегает тучка. (Мажор сменяется минором.)
- Из тучки начинает капать легкий грибной дождь. (Ученик легкими движениями, вразброс, в медленном темпе, тихо извлекает звуки в верхнем регистре. Можно чередовать черные и белые клавиши.)
- Дождь усиливается. (Удары становятся более частыми, громкость звука нарастает. Преподаватель использует в аккомпанементе более сложные и красочные аккорды - септаккорды.)
- Вдруг пошел град. (Звуковой регистр понижается, сила звука все более усиливается.)
- Гром! (Удар несколькими пальцами сразу или кулачком по клавишам в низком регистре.)
- Дождь постепенно стихает и заканчивается. (Игровые приемы повторяются в обратной последовательности.)
- На небе появляется радуга. (Преподаватель заканчивает "картину" красивыми аккордами.)
Подобным образом можно озвучить картину ночного неба с луной и звездами, метеоритами и космическими спутниками земли, летнего луга с пчелами, бабочками и жуками, подводного царства и др.
Во время выполнения задания преподаватель не только исполняет гармонический фон, диктует содержание и подсказывает возможные способы игры, его задача более глубокая: а) следить за положением корпуса и правильной осанкой ребенка во время исполнения, особенно в крайних регистрах фортепиано; б) следить за равномерной нагрузкой на обе руки, так как ребенок всегда старается работать более послушной, то есть более здоровой рукой; в) максимально задействовать в работе все пальцы рук, а не только те, которыми ребенок привык манипулировать.
Другой вид творческого задания, родственный первому, можно назвать "Рассказываем сказку". Устный пересказ известного сюжета либо сочиненного по ходу урока чередуется с его озвучиванием. Такой вид работы весьма полезен для детей с нарушениями речевых функций для дополнительной тренировки артикуляционного аппарата, а также для формирования навыка связного пересказа. Преподаватель и ученик могут разделить между собой персонажей, а также всю "постановку" сюжета ученик может взять на себя. Преподаватель при этом выступает в роли "звукорежиссера", показывая или подсказывая, как легче и точнее изобразить того или иного персонажа, диалог или происходящее действие.
На занятиях также применяются пальчиковые игры из арсенала логопедов и дефектологов, гимнастические упражнения для рук, кистей и пальцев, используемые на занятиях ЛФК. Они призваны не только помочь овладению определенным видом движения, но и обогатить двигательный опыт на уроке, задействовать иные группы мышц, поскольку игра на фортепиано сопряжена с ограниченным пространственным положением тела и рук при тонкокоординированных движениях пальцев.
Задачи моторного развития детей на уроках фортепиано индивидуализируются в зависимости от степени поражения двигательных функций и направлены на следующее:
- максимальную разработку двигательных способностей пальцев рук;
- выработку точных и координированных движений рук и пальцев;
- ускорение моторных реакций;
- уменьшение контрактур суставов рук и пальцев;
- развитие бимануальной координации как временной, так и пространственной.

Упр. №1 «Сильный пальчик»

В этом упражнении обучающийся «рассказывает пальчиком другому человеку о своем отношении к определенным событиям и слушает, как это будет воспринято (преподавателем, мамой или товарищем). Это упражнение, как нельзя лучше укрепляет силу пальца, делая его устойчивым, где вся сила тяжести плеча ложится на него и в то же время ребенку разрабатываем каждый пальчик отдельно от другого т.к. у детей с ОВЗ, как правило, пальчики более сжаты, чем у здоровых детей. И еще это ведет к развитию мелкой моторики, а значит, улучшаем и развиваем речь, а это взаимосвязано.

 Упр. № 2 «Семья»
Упражнение на разгибательное движение пальцев без помощи пальцев другой руки. Работает только одна рука, сжатая в начале в кулачок. Пальчики поочередно, начиная с большого, показываются, но до конца не выпрямляются и слегка кланяются. На последней строчке кланяются вместе одновременно. Обратить внимание на то, чтобы пальцы не находились в напряженном состоянии! Этот пальчик-дедушка, этот пальчик-бабушка, этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я! Вот и вся моя семья!
Основным содержанием уроков в начальный период будет – игра, т.е. игра с целью музыкального развития, и работа и ученика с музыкальными звуками. Важно с первого урока вызвать у обучающегося не только интерес к звуку, но и желание «выразить « звуками что-то определенное. Как этого добиться? Обязательно прибегать к образным примерам - игрушкам , картинкам, мячикам (различного размера),специальные колючки , раздражающие кончики пальцев, для детей с ДЦП, на большом подносе песок, возбуждающий фантазию ребенка, когда ученик рисует пальцем по песку, и параллельно раздражаем нервные окончания пальчиков. Ребенок хорошо представляет разницу между снежинкой и каплей дождя, птичкой или медведем, а особенно важно интонация преподавателя, взгляд его в этот момент, когда представишь ребенку такую задачу и знакомишь его с миром музыки.
Занятие должно строиться так, чтобы у обучающегося вызвать желание
«добыть» нужный звук для обозначения картинки или задачи, поставленной перед ним. То, что ученик добьется сам, становится прочным достоянием. Когда ребенка учишь слышать звуки и свойства звука. Н-р: сила, длительность, высота, тембр, в играх используется умение детей различать предметы по форме, размеру, весу, цвету. Н-р: Играю ребенку на инструменте различные музыкальные отрывки , предлагаю ему нарисовать то , что он слышит, либо изобразить по возможности движениями( развиваем фантазию, учим общению с посторонними т.к. ребенок у которого ДЦП, ограничен в общении, как правило главный партнер по общению становится –МАМА.

Упражнение № 3 «Что я вижу»
Предлагается обучающемуся внимательно посмотреть на все предметы , которые его окружают, а затем повторить. Обязательно похвалить.
 
Упражнение № 4 «Что я делаю». 

Обучающийся закрывает глаза, а в это время в руку кладется ему любой предмет: палочку, мячик, что-то мягкое или шершавое, резинку и т, д. Задается вопрос «Что это?» Как правило, обучающийся отвечает правильно. Что происходит у обучающегося во время этого упражнения? Развивается работа кисти и пальцев (их чувствительность и мелкую моторику) т.к. у таких детей она менее подвижна, идет огромная работа. Пальцы на ощупь трогают предмет и поступает команда в мозг - что такое. Развивается общий кругозор обучающегося и образное мышление.

Упражнение № 5 « Знакомство с инструментом»
Педагог спрашивает «Все ли клавиши одного цвета? (черные и белые) . Считаем их параллельно говорим о цифрах, о буквах и сразу называем название звуков: до, ре, ми, и т.д. Каждую ноту одеваем в определенную одежду. Даем ей характеристику и рисуем. Даем помимо основного названия другие имена н-р: до-главная дежурная, ре- ответственная по территории, ми- т.к. она живет на 1 этаже –ответственная по подъезду и т. д. Какое-то время обучающийся привыкает к тому названию нот, представляет их уже, как какие-то образы и они ему становятся ближе к пониманию.

Упражнение № 6 «Внимательное ушко»

В этой игре мы будем поочередно играть на инструменте. Начинает педагог, считаем вместе с обучающимся вслух пока звучит звук, затем начинает обучающийся свой звук и считает вслух. Мой звук звучит дольше. Почему? Затем начинаем одновременно, только педагог на две октавы ниже, и мой звук будет звучать дольше, ребенок – удивлен. Почему? Мой звук дольше, хотя это свойство механики фортепиано. Ученик этого не знает, он ищет такой же звук, в это время мы даем образную характеристику звуку, опять развиваем образное мышление ребенка, его фантазию, память и мелкую моторику, что нам и необходимо.
Эти первые уроки несут в себе много полезного и нужного для создания ансамбля педагог + ученик. Строятся взаимоотношения их. И обязательно искренность отношений. В этих играх , которые я предлагаю ,я заставляю ребенка думать, фантазировать, вступать в диалог и умение общаться не только с близкими людьми. В играх дети в непринужденной обстановке охватывают скучный материал быстрее, чем обычная подача нового материала, закрепляют его и усваиваю. Сложный и интересный донотный период, но в работе с детьми не совсем обычными ,он необходим. А самое главное в это время , а продлиться оно может и 3 и 4 месяца , ребенок привыкает ко мне, к моим играм- занятиям, и они становятся ему необходимы.

Упражнение№7 « Ступеньки»
Рисуем моторный звукоряд или лесенку из картона. Ставим на нижнюю ступеньку (зверька или птичку) – картинки, предлагаю ученику сыграть клавишу « до» первой октавы 3-им пальцем (номера пальцев, мы уже знаем). Сказать и показать, где находится – до. Перед глазами ребенка лесенка и игрушки. Педагог начинает переставлять игрушки вверх со ступеньки на ступеньку. Ребенок повторяет пальчиком движение игрушки. Если в тот момент его пальчики пропустили клавишу аккуратно поставить на место пальчик и продолжить занятие, обьяснить ученику, что мы рисуем картинку, как движется игрушка по лесенке, так и пальчик за ней.

Упражнение№8 « Лесенка скакалка»
Взять картинку с птичкой, так же сначала по ступенькам вверх и вниз, а затем прыжок с 3 ступеньки на 5 и т. д. Ученик повторяет это на инструменте , а педагог на лесенке. Таким образом развиваем внимание, слух, изображаем на инструменте птичку. Такие игры нужно проводить и наоборот, т.е. поменяться ролями. Ученик задает мне задания , а я делаю. Стараюсь по позволению себе ошибиться, а ребенок слышит ошибку и исправляет меня. (Развиваем внимание, слух, учимся быстро реагировать и исправлять ошибки). Дети, имеющие заболевание ДЦП более медлительные чем здоровые их сверстники. Думают дольше, в движениях более ограничены, а здесь в играх, обучающийся собирается, старается и самое главное у него это получается. 
Упражнение или игра № 9 «Разноцветные кружочки»

Берем специально лист цветного картона, делаем кружочки разного цвета н-р: красные и розовые, синие и голубые. Объясняем ребенку правила игры. Называем сначала имена из двух слогов (Таня, Маша - называем правильно ставя ударения и не правильно. Ребенок удивлен - эффект не понятия достигнут. Тут Вы должны объяснить ученику про сильную и слабую доли. Показать это на инструменте, громко нажимая сильную долю и мягко тихо слабую. Таким образом называя имена сначала из 2-ух слогов, а затем 3 и больше – ученик на картоне сильную долю обозначает ярким кружочком , слабую бледным. Игра должна повторяться несколько уроков т.к. развитие ритма, пульса – это задача сложная и необходимая на протяжении всех лет обучения в школе.
Можно предложить игру наоборот. Вы играете слово, не называя его, ребенок под сыгранное подбирает подходящее слово с нужным ударением. Научить различать доли безударные. Придумать слово из 3-х слогов: Марина, Сережа и т.д. Педагог играет разные доли , а ребенок слушает и записывает чередование долей. Затем произношу имена, ученик слушает и выкладывает кружочки на доске = ребенок учится воспринимать чередование музыкальных звуков ,аналогичные тому , что называются «затакт».
После того, как кружочки выложены на картоне , предложить ученику сыграть их на инструменте , не важно от какой ноты , но обязательно сначала 3 пальцем правой и левой руками. Какое – то время мы работаем 3 пальцем обеих рук, рисуем между пальцами колечки , а только потом, спустя какое-то время ( в каждом конкретном случае это индивидуально), подключаем все пальчики.









13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815