Разработка урока по физике в 9 классе на тему Явление электромагнитной индукции

Урок физики в 9 классе по теме : «Явление электромагнитной индукции»
Задачи:
Образовательная: Изучить явление электромагнитной индукции, рассмотреть возникновение индукционного тока в различных случаях ,а также практическую значимость открытия данного явления.
Развивающая. Развитие творческих способностей , научного мышления, понимания взаимосвязи качественных и количественных изменений, экспериментальных умений, умений объяснять физические явления, анализировать и применять полученные знания к решению задач
Воспитательная. Формировать взгляды и убеждения соответствующие диалектико-материалистическому пониманию природы и процессов её познания , уважать другую точку зрения, воспитывать культуру речи обучающихся.
Тип урока: урок-исследование.
Цели:
исследовать явление электромагнитной индукции, ввести понятие «индукционный ток».
формировать умение выполнять эксперименты, выявлять зависимости, выдвигать гипотезы, делать обобщения.
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований.
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач
Методы обучения: Проблемное изложение, эвристический, исследовательский
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, групповая.
План урока:
1.Проверка домашнего задания. Повторение
2. Постановка проблемы.
3.Актуализация знаний, нужных для решения проблемы 4.Исследование явления 5. Обсуждение итогов исследования, решение проблемы,
достижение цели.
6.Рефлексия
7.Завершение урока.

Проверка домашнего задания.
а) От чего зависит магнитный поток, пронизывающий площадь плоского контура,
помещённый в однородное магнитное поле?
б) Как меняется магнитный поток при увеличении в n раз магнитной индукции,
если ни площадь, ни ориентация контура не меняются?
в) при какой ориентации контура по отношению к линиям магнитной индукции магнитный поток, пронизывающий площадь этого контура максимален? Равен нулю?
г) Меняется ли магнитный поток при таком вращении контура, когда линии магнитной индукции то пронизывают его, то скользят по его плоскости?
Кратковременная лабораторная работа.
Оборудование: Магнит постоянный, спиртовка, стальная игла, нитка.

Порядок выполнения: 1. Стальную иглу подвесьте на нити над спиртовкой.
2.Отклоните иглу при помощи магнита.
3.Зажгите спиртовку и нагревайте иглу.
4. Пронаблюдайте, как игла отпадает от магнита и займёт
вертикальное положение. После охлаждения игла вновь может
отклоняться магнитом.
Температура, выше которой сталь теряет свои магнитные
свойства, называется температурой Кюри.
При нагревании выше точки Кюри магнит размагничивается.
В какие виды превращается при этом энергия магнитного поля?





Новый материал:
В 1821 году Майкл Фарадей записал в своём дневнике: «Превратить магнетизм в электричество».Через 10 лет эта задача была им решена.
Фарадей был уверен в единой природе электрических и магнитных явлений.
Электрический ток способен намагнитить кусок железа. Не может ли магнит в свою очередь вызвать появление электрического тока?
Выяснилось,что, только движущийся магнит или меняющееся во времени магнитное поле может возбудить элекрический ток в катушке.

Рассмотрим упрощённые варианты опытов Фарадея:
1)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



2)


Подключим одну катушку к источнику тока  и вставим во вторую, подключенную к гальванометру. При движении катушки, по которой идет ток внутри второй, также возникает индукционный ток, существование которого демонстрирует нам гальванометр.
3)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
При замыкании и размыкании цепи первой катушки  происходит изменение силы тока, а следовательно изменение магнитного поля вокруг нее, и мы также наблюдаем  наличие индукционного тока во второй катушке.
Из опытов видно, что само существование магнитного поля недостаточно. И тогда Фарадея посетило великое прозрение: электрическое поле возбуждается лишь при изменении магнитного поля. Сегодня эффект возникновения электрического поля при изменении магнитного физики называют электромагнитной индукцией.
Явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического тока в проводящем контуре, который либо покоится в переменном во времени магнитном поле, либо движется в постоянном магнитном поле таким образом, что число линий магнитной индукции, пронизывающих контур, меняется.
Фронтальная лабораторная работа
Изучение явления электромагнитной индукции при относительном движении
катушки и постоянного магнита.
Оборудование : Подковообразный постоянный магнит ,миллиамперметр ,катушка на подставке, соединительные провода.
Порядок выполнения:

1) Соберите цепь.
2) Двигайте катушку к одному из полюсов
3) Двигайте катушку от выбранного полюса.
Вывод: Индукционный ток возникает тогда, когда магнит вдвигают в катушку, либо тогда, когда движется катушка, а магнит остаётся неподвижным, т .е .наблюдается относительное движение катушки и магнита.
Далее заполняем таблицу:
Движение магнита
Поведение стрелки миллиамперметра
Движение катушки замкнутого контура
Поведение стрелки миллиамперметра

Движение одним полюсом внутрь катушки

Насаживается на выбранный полюс магнита


Выдвигается из катушки

Снимается с полюса магнита


Вдвигается другим полюсом внутрь катушки

Насаживается на другой полюс магнита


Выдвигается из катушки

Снимается с полюса магнита


Физкультминутка.
Объявляю физкультурную паузу. Обучающиеся встают из за парт и выполняют комплекс
упражнений под мою команду.
Эксперимент.
Расположите в непосредственной близости перед катушкой другую, ориентированную по отношению к первой так, чтобы их оси совпали. Вторую катушку замкните на гальванометр. Далее замкните цепь первой катушки, наблюдая при этом за показаниями гальванометра. Разомкните электрическую цепь, также наблюдая за показаниями гальванометра.
Вывод: Ток возникает во второй катушке в момент замыкания или размыкания цепи.
Вопросы на закрепление
-В чём заключается сущность электромагнитной индукции?
-Опишите эксперименты, в которых обнаруживается явление электромагнитной индукции.
-Какие условия необходимы для существования явления электромагнитной индукции?
Рефлексия.
Какое физическое явление мы сегодня изучили на уроке?
В чём заключается явление электромагнитной индукции?
3) Где в практической жизнедеятельности вы могли наблюдать данное явление?
4) Заинтересовали ли Вас проведенные физические опыты?
5) Какой опыт был для Вас наиболее интересен?
Подведение итогов урока, Выставление оценок . Домашнее задание
§39, нарисовать схему и описать наиболее понравившийся вам способ получения индукционного тока (письменно).








Рисунок 1Рисунок 2415