Методическая разработка урока по теме: Явление электромагнитной индукции


Государственное областное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
ЛИПЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Методическая разработка
открытого учебного занятия
по дисциплине «ФИЗИКА»
на тему:
«Явление электромагнитной индукции»
Преподаватель: Саранцева Маргарита Юрьевна
Липецк, 2015 г.Технологическая карта урока
Преподаватель
Саранцева Маргарита Юрьевна
Время проведения
урочное
Регламент проведения
45 минут
Участники занятия
студенты I курса
Тема раздела рабочей программы
Электродинамика
Тема занятия
Явление ЭМИ
Тип занятия
урок изучения нового материала
Технология обучения Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая, репродуктивная
Цели урока учебного занятия:
Образовательные: обеспечить усвоение явления электромагнитной индукции.
Развивающие: развивать у студентов навыки управления своей учебной деятельностью; развитие устной и письменной речи, логического мышления; совершенствование практических навыков при решении задач; умения выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные: способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу; способствовать формированию научного мировоззрения, научить находить прекрасное в результатах трудовой деятельности, показать необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий, уважения к мнению оппонента.
Методические: применение современных технологий, методов и средств обучения при проведении открытого занятия, активизация процесса обучения за счёт создания необходимых условий эффективной познавательной деятельности студентов, обеспечения творческого уровня освоения содержания учебного материала и способов действий.
Учебное занятие строится на следующих принципах:
- общедидактических:
доступность и наглядность в обучении;
сознательность и активность в обучении;
оптимальное сочетание различных методов, форм и средств обучения;
прочность и действенность результатов обучения;
- принципах обучения, демонстрирующих специфику профессионального образования:
соответствие содержания обучения требованиям освоения умений и навыков учебной дисциплины;
связь теории и практики в обучении;
самостоятельность студентов в процессе обучения.
В учебном занятии используются следующие методы обучения и воспитания:
словесные;
наглядно-демонстрационные (интерактивные);
практические;
самостоятельная работа студентов.
Планируемые результаты:
Предметные: знать сущность явления ЭМИ;
Метапредметные:
уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь признавать возможность различных точек зрения;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с задачами урока;
уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
активно использовать информационных средств и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные:
развивать навыки сотрудничества с преподавателем и сверстниками в различных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
формировать уважительное отношение к чужому мнению;
осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль
оценивать свои достижения на уроке.
В учебном занятии применяются следующие методы контроля и проверки общих компетенций студентов:
контроль студентов по ходу изучения теоретического материала;
наблюдение за активностью студентов в решении проблемы и обсуждении полученных результатов;
оценка творческой инициативы и компетентности студентов при выполнении поставленной задачи.
Обеспечение учебного занятия: лабораторное (катушки-мотки, магниты, миллиамперметры), демонстрационное (модель генератора тока, лампочка, соединительные провода, источник питания, две катушки, реостат, ключ), проектор мультимедийный.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов Развиваемые компетенции (показатели выполнения дидактических задач)
Организационный Приветствует обучающихся. Проверяет их готовность к занятию. Приветствуют преподавателя.
Проверяют готовность к уроку (наличие тетради, учебника, задачника, технических средств). Мотивация
деятельности
студентов Дорогие, друзья! В Аргументах и фактах были опубликованы результаты опроса «самые выдающиеся изобретения 20 века» Как вы думаете, что было названо? (появляется на экране) Эл. ток «пронизывает» практическую жизнь человека. Электричество, благодаря чему мы им пользуемся? (на доске, пауза) В 1832 году Фарадей (показываю портрет с помощью проектора) открыл явление электромагнитной индукции за 10 лет работы, причём случайно. Тема урока: (пауза) явление электромагнитной индукции. Какие факты натолкнули Фарадея?
На экран опыт Эрстеда Называют изобретения: телевизор, телефон, компьютер …
Как?

Высказывают предположения,
которые записывают на доске (электр. поле →магнит. поле;
магнит →магнитное поле, а магнитное поле действует на движущийся заряд;
Неподвижный заряд→электрическое поле, а эл. поле действует на неподвижный заряд
Мыслительные К.Интерес, удивление, осознание необходимости
изучения темы
Информационные К Активность обучающихся при формулировании темы, задач
Как вы представляете себе действия Фарадея? Высказывают предложения «выдвинул гипотезу: магн.поле→эл.поле, через эксперимент …» Речевые, рефлексивные К. Совместное определение задач урока.
«Физика наука о всем том, что чрез опыт понять можно» Ломоносов. Предлагаю открыть техническое консультационное бюро.
Цель: усвоить явления электромагнитной индукции, т.е. «… превратить магнетизм в электричество». К.Решение проблем, коммуникативные. Осознание и принятие задач урока
Студенты делятся на 2 группы: первая - представители бюро, консультирующие по разным вопросам, изучаемым по данной теме (1 вариант). Вторая - клиенты, представители разных фирм (2 вариант), нуждающихся в понимании этого явления. Они задают вопросы служащим, а они квалифицированно на них отвечают.
Включение обучающихся в деловой ритм через «профессиональный» мотив
Речевые , коммуникативные К.
Чтоб ток обнаружить нужен… 1 группа просят у учителя приборы: магнит, провод – катушка, амперметр. Мыслительные К Речевые К
Экспериментируют. 2 группа может ходить между рядами, наблюдают. Познавательная активность всех учащихся, Исследовательская компетентность, практическая коммуникативная
Доложите результаты, постройте теорию. Кому доверит 1 группа? Выбирают или собственный выбор. Мыслительные К.
Изучение нового материала Запись гл. мыслей в тетрадь. Обдумайте в паре, в группе формулировки и проконсультируйте представителей фирм «В цепи возникал ток, но не от источника тока» Рисуют на доске опыт, остальные в тетради.
Условие яв. – перем. магн. поле. Мыслительная и коммуникативная К.
Анализ опыта Обсуждают, если затруднения Мыслительная и коммуникативная К.
Стр.168 учебника «Мы знаем…(2 обзаца)» Подписывают к исходным фактам (подчёркнутое) Информационные К.
Стр. 161 учебника .
Помогаю: «индукция – наведение, возбуждение».
Более половины людей имеют образное мышление, поэтому запишем определение в виде схемы «пер.магнитное поле→вихр. электрическое поле» Читают
(Ток возник не от эл. поля источника тока, как раньше, а от пер. м. поля, поэтому ток назовём индукционным, а эл.поле вихревым)
Дают определение и записывают в тетрадь: Яв. эл. индукции – возбуждение вихревого эл. поля при изменении м.поля
Записывают опр. в виде схемы Информационные К.
Усвоение условия и определения явления
Мыслительная и коммуникативная К.
Закрепление изученного Можно ли добиться выполнения условия явления по-другому с имеющимся на демонстрационном столе оборудованием?
Можно подойти, попытаться. Кто затрудняется, читаем страницу 162 учебника “Опыт можно видоизменить”… до жирного шрифта.
Кто готов изобразить схему, выходит к доске и рисует. Следующий предлагает способ изменения магнитного поля и осуществляет его на демонстрационном столе. Молодцы! .
Пытаются
Рисуют
Называет способ и демонстрирует.
Записывают в тетради “Возникает ток в цепи второй катушки если:
Замыкать, размыкать ключ
Сдвигать ползунок реостата
Двигать катушки.
Вывод: причина изменения магнитного поля не важна.” Решение проблем К.Закрепление через решение практических задач на новый материал
Мыслительная, речевая К.
практическая,
Строение генератора на экране В тетрадь применение- генератор тока, принцип действия…элемент генератора, назначение.
Обсуждают, отвечает 1 гр, или уже 2. Подведение итогов урока Итак, изучили …
Как «добывали» новые знания, приобретали практические умения? Помогаю при затруднении.

Назовите «шаги познания», которые помогли нам исследовать явление. Бросаю мяч ученику.
Члены бюро и представители фирм должны отчитаться о своей работе. Раздаю структурно-логическую схему каждому.
Задаю вопросы, пояснения по схеме:
1-первый шаг по пути научного познания, фамилия учёного, внёсший вклад
2-второй шаг по пути научного познания, фамилия учёного, внёсший вклад
«Рожица»-элемент знаний, который вы сегодня усвоили, назвать
3-след. шаг в познании, фамилия учёного и т. д. «Явление электромагнитной индукции»
Отвечают: «по схеме научного познания»
Ребёнок ловит мяч, называет шаг метода, бросает мяч следующему, которого выбрал сам т. д.
Индивидуально заполняют схему.
Рефлексивная К.Отсутствие «нулевых» результатов
ФизминуткаОперативный контроль
Домашнее задание «5»: Подготовить презентацию с иллюстрациями и анимациями, фрагментами видеофильмов и другие материалы о явлении электромагнитной индукции.
www.krugosvet.ruwww.ru.wikipedia.orghttp://ru.science.wikia.comhttp://slovari.yandex.ruhttp://www.astronet.ruhttp://safety.s-system.ruwww.class-fizika.narod.euhttp://www.xrf.ru/xrays.htmlhttp://elementy.ru/posters/spectrum«4» Составить кроссворд по явлению электромагнитной индукции
«3» § 49, 50 Записывают Информационная К.
Мыслительная К.