Рабочая программа по русскому языку (9 класс) (2 часа в неделю)

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей № 470
Калининского района Санкт-Петербурга


Рассмотрено на заседании «Согласовано УТВЕРЖДАЮ «
методического объединения учителей заместитель директора директор ГБОУ лицей № 470 О.Л.Винокурова
русского языка и литературы по УВР Воронова М.Н.
руководитель МО Грищенко Ю.А. ____________________ ________________________________
Протокол № _____________ _________от _____________________ 2013г.
от_________________________ 2013г. «_______»___________

Руководитель МО__________________
Ю.А.Грищенко

Принята на педагогическом совете
Протокол №1 от ___________2011г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 9 А, Б, В классов

Программа рассчитана на ___3______ час/нед.
____102______ учебных часов



Учитель Казакова Тамара Владимировна
Квалификационная категория высшая














2013 – 2014 учебный год


Пояснительная записка
Учитывая требования Государственного стандарта (ФГОС), была составлена Программа по русскому языку в 5-9 классах. Данная Программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы. При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Важнейшая цель обучения русскому языку в 59 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета. Одно из приоритетных направлений в обучении русскому языку – усиление речевой направленности, формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования средств в разных условиях общения.
Компетентностный подход в преподавании русского языка – это направленность на взаимосвязанное формирование и развитие:
коммуникативной;
языковой и лингвистической;
культуроведческой компетенций.
Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:
целесообразно шире использовать работу с текстом;
отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
регулярно проводить многоаспектный анализ текста.
Таким образом, содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства
связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.

Структура курса разработана с учётом основных закономерностей усвоения русского языка и отечественных традиций в изучении данного школьного предмета: 57 классы
имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 89 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. На всех этапах обучения в соответствующих данной программе учебниках реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом: введение понятия и осмысление лингвистической сути понятия, овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала, формулирование теоретических выводов и углубление знаний.

Основная особенность курса русского языка в 9 классе заключается в том, что он завершает систематическое изучение предмета, в конце года подводятся итоги, проводится государственная итоговая аттестация (ГИА) учащихся.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, офици-
ально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выра-
зительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание данной программы направлено на достижение указанных результатов обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
О ЯЗЫКЕ
Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

РЕЧЬ
Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
С т и л и р е ч и. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения.
Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Д е л о в ы е б у м а г и: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.

Язык. Правописание. Культура речи
Обобщение изученного в 58 классах.
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные.
Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский.

СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.
Запятая между частями сложносочинённого предложения.
Интонация сложносочинённого предложения.
Культура речи. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых предложений.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Интонация сложноподчинённого предложения.
Выдающиеся лингвисты: С.И. Абакумов, Л.Ю. Максимов, А. А. Потебня.

Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок, связанных с построением сложных союзных предложений.
Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчинённого и простого предложений. Наблюдение за использованием сложноподчинённых предложений разного вида в разных типах речи.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём. Период. Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи.
Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи).
Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
Повторение изученного, итоговая контрольная работа (тест).

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ. 9 КЛАСС
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Восприятие высказывания. При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочёты), исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.

Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Воспроизведение текста. Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).

Создание текста. Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы, как правило морально-этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учётом замысла стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи).
Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.
Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Создавать высказывания научного стиля: готовить развёрнутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов, кружко-
вых занятий. Совершенствование написанного. Находить и исправлять недочёты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности, завершённости текста (отсутствие в нём начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые недочёты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими УУД:

· п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфографическим словарём;

· по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться
лексическими словарями разных видов;

· по морфемике и словообразованию: владеть приёмом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным
словарями; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;

· п о м о р ф о л о г и и: распознавать изученные в 57 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;

· п о о р ф о г р а ф и и: правильно писать слова со всеми изученными в 57 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с не-
проверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;

· по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно тпроизносить предложения изученных видов;

· п о п у н к т у а ц и и: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Основная особенность происходящих преобразований в системе преподавания заключается в переходе от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, в усилении аналитического компонента учебной деятельности, в формировании коммуникативной культуры учащихся и развитии умений работать с различными типами информации и её источниками. Этим современным задачам должны быть посвящены все компоненты образовательного процесса, в том числе и материально-технические средства обуче-
ния. Современное оборудование должно реализовать не только традиционную функцию (наглядность процесса обучения), но и создавать новую образовательную среду, направленную на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, целенаправленное формирование всех видов предметных компетенций (коммуникативной, лингвистической, языковой, культуроведческой), отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые развивают познавательные, интеллектуальные и творческие способности школьника. Решить указанные задачи помогают как традиционные средства обучения, апробированные многолетней школьной практикой, так и современные информационно-коммуника ционные средства обучения, которые обеспечивают познавательную деятельность современного ребёнка. Особую значимость приобретают мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, приложения к действующим учебникам русского языка, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы по предмету, игровые образовательные компьютерные программы по русскому языку, электронные библиотеки, словари, справочники, с которыми можно работать в Интернете в режиме онлайн. Рекомендуемый список объектов и средств материально-технического обеспечения включает книгопечатную продукцию (литературу для учителя и ученика), современные наглядные пособия по русскому языку, интернет-ресурсы.

УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя
А н т о н о в а Е. С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. М., 1999.
А н т о н о в а Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 9 класса. М., 2001.
Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. М., 2004.
В а л г и н а Н. С. Трудности современной пунктуации. М., 2000.
Г а ц И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. М., 2009.
Г а ц И. Ю., В а к у р о в а О. Ф. Современный кабинет русского языка. М., 2010.
Г о л у б И. Б. Русский язык и культура речи. М., 2001.
Гостева Ю.Н., Львов В.В. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ. М., 2010.
Г о р б а ч е в и ч К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1994.
И в а н о в В. В., П о т и х а З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М.,1985.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.,1982.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейч и к М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. М., 1994.
К а р а у л о в Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
К о с т о м а р о в В. Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994.
Культура русской речи / под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. М., 1998.
Л ь в о в В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 59 классы. М., 1989.
Львов В.В. Обучение орфоэпии в 59 классах средней школы. М., 2011.
Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000.
Л ь в о в а С. И. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе: 59 кл. М., 2011.
Л ь в о в а С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. М., 2001.
Л ь в о в а С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 89 классы. М., 2003.
Л ь в о в а С. И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка. М., 2001.
Л ь в о в а С. И. Уроки словесности: 59 классы. М., 1996 и последующие издания.
Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 1991.
Львова С.И. Язык и речь. Книга для учителя. 89 классы. М., 2000.
Львова С.И., Гостева Ю.Н., Цыбулько И.П.
Настольная книга учителя русского языка. 511 классы /под ред. С. И. Львовой. М., 2007.
Л ю б и ч е в а Е. В. Уроки развития речи. СПб., 2002.
М е щ е р я к о в В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. М., 2000.
М и л о с л а в с к и й И. Г. Культура речи и русская грамматика. М., 2002.
Нормы русского литературного языка: Практический материал к урокам / под ред. О. В. Загоровской. М., 2006.
Основы культуры речи. Хрестоматия / сост. Л. И. Скворцов. М., 1984.
Примерные программы основного общего образования.
Русский язык. М., 2010. (Стандарты второго поколения).
Р а з у м о в с к а я М. М. Методика обучения орфографии в школе. М., 2005 и последующие издания.
С к в о р ц о в Л. И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.
С о к о л о в а Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистического анализа текста. М., 2007.
Соколова Г.П., Львов В.В., Литвинова М.М. Русский язык. 9 класс: учебно-методическое пособие к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2011.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
А н т о н о в а Е. С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 9 класса. М., 2001.
А р с и р и й А. Т. В Страну знаний с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Части 1,2. М., 20042005.
Б ы с т р о в а Е. А. Диалог культур на уроках русского языка. М., 2007.
В а к у р о в а О. Ф., Л ь в о в а С. И., Ц ы б у л ь к о И. П. Русский язык. Тематические тестовые задания. М., 2011. (Готовимся к ЕГЭ).
Г о л у б И. Б.Основы культуры речи: Учебное пособие для 89 классов. М., 2006.
Г о л у б И. Б., Р о з е н т а л ь Д. Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
Г о л ь д и н В. Е. Речь и этикет. М., 1983.
Г о р ш к о в А. И. Всё богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. М., 1993.
Гостева Ю.Н., Львов В.В. ЕГЭ-2013. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь. М., 2012.
Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., К о н ц е в а я Л. А. Секреты орфографии. М., 1994.
Дейкина А.Д. Русский язык. Раздаточные материалы. 9 класс. М., 2009.
Д р о з д о в а О. Е. Уроки языкознания для школьников. М., 2001.
Капинос В.И., Пучкова Л.И., Г о с т е в а Ю. Н.Цыбулько И. П. ЕГЭ: шаг за шагом. Русский язык. 5, 6, 7, 8, 9 классы. М., 2011.
Л и д м а н-О р л о в а Г. К. Учимся писать изложения. М., 2005.
Л ь в о в В. В. Русский язык. Типовые тестовые задания. М., 2011.
Львова С.И. ГИА. Русский язык: Сборник задач. 9 класс. М., 2008 и последующие издания.
Л ь в о в а С. И. Занимательное словообразование. 811 классы. Пособие для учащихся образовательных учреждений. М., 2010.
Л ь в о в а С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. Пособие для учащихся. М., 2007.
Львова С.И. Практикум по русскому языку: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 5, 6, 7, 8, 9 классы. М., 20062010. (Лингвистический тренажёр).
Л ь в о в а С. И. Русский язык в кроссвордах. М., 2010.
Л ь в о в а С. И. Русский язык. Слитно? Раздельно? Через дефис? 9 класс. Учебное пособие. М., 2007. (Элективные курсы).
Л ь в о в а С. И. Секреты русского словообразования: Учебное пособие для учащихся 7 9 классов общеобразовательных учреждений. М., 2011.
Л ь в о в а С. И. Русский язык. Лингвистические игры. 511 классы. М., 2008.
Л ь в о в а С. И., З а м у р а е в а Т. И. ГИА-2008. Русский язык: Тренировочные задания. 9 класс. М., 2008 и последующие издания.
М и л о с л а в с к и й И. Г. Культура речи и русская грамматика. М., 2002.
Н и к о л и н а Н. А. Великие имена: Русские лингвисты. М., 2007.
Н о р м а н Б. Ю. Игра на гранях языка. М., 2006.
Н о р м а н Б. Ю. Лингвистические задачи. М., 2006.
Примерные билеты и ответы по русскому языку для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. С. И. Львова. М., 2008.
Р о з е н т а л ь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2000.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / под ред. Н. А. Николиной. М., 2006.
С к в о р ц о в Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. М., 2007.
С к р я б и н а О. А. Ваш репетитор. Интенсивный практический курс русского языка: Орфография. Пунктуация. М., 2006.
Ц ы б у л ь к о И. П. и др. Типичные ошибки при выполнении заданий единого государственного экзамена по русскому языку. М., 2011.
Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Васильев ы х И. П. и др. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий. М., 2011.
Ш а н с к и й Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. М., 1996.
Ш а н с к и й Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста. М., 2006.
Ш а н с к и й Н. М. Лингвистические детективы. М., 2006.
Ш а н с к и й Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М., 1986.

ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Б а р а н о в М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. М., 1999.
Б а р а н о в М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М., 1997.
Б ы с т р о в а Е. А., О к у н е в а А. П., К а р а ш е в Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1998.
Ж у к о в В. П., Ж у к о в А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1994.
Жуков А.В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. М., 2010.
Карпюк Г.В., Харитонова Е.И. Школьный словарь употребления буквы ё в русском языке. М., 2010.
К в я т к о в с к и й А. П. Школьный поэтический словарь. М., 1998 и последующие издания.
К р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов. М., 1997 и последующие издания.
Леденёв С.Д., Ледовских И.В. Школьный орфографический словарь русского языка. М., 1997.
Л ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2010.
Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1998.
Л ь в о в а С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. М., 2004.
Л ь в о в а С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. М., 2004.
Максимов В.И., Максимова А.Л., Одеков Р.В.
Школьный словарь новых слов и значений в русском языке. М., 2006.
П а н о в Б. Т., Т е к у ч ё в А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1991.
П о т и х а З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1998.
С к в о р ц о в Л. И. Школьный словарь по культуре рус-
ской речи. М., 2010.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. М., 2000.
Т и х о н о в А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1991.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. М., 2006.
Ш а н с к и й Н. М., Б о б р о в а Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М., 2000.
Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова. М., 2006.

Наглядные пособия по русскому языку
Л ь в о в а С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. М., 2004.
Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку: Орфография и пунктуация. Раздаточные материалы. М., 2005.
Л ь в о в а С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. М., 2005.
К о л о к о л ь ц е в Е. Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукция картин). 57 классы: Учебно-наглядное пособие. М., 2010.
К о л о к о л ь ц е в Е. Н. Развитие речи: Русский язык. Русская словесность. Литература (Произведения изобразительного искусства). 89 классы: Учебно-наглядное посо-
бие. М., 2007.
К о л о к о л ь ц е в Е. Н. Развитие речи: Русский язык. Русская словесность. Литература (Произведения изобразительного искусства). 1011 классы: Учебно-наглядное посо-
бие. М., 2005.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.drofa.ru сайт издательства «Дрофа»
http://www.gramota.ru Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).
http://www.rus.1september.ru электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
http://www.rusword.com.ua сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.ruscenter.ru РОФ «Центр развития русского языка».
http://www.center.fio.ru мастерская «В помощь учителю. Русский язык» Московского центра интернет-образования.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

интерактивного обучения
согласованного обучения
проблемного обучения
педагогика сотрудничества
здоровьесберегающие технологии
информационно-коммуникативные
исследовательские
критического мышления
игровые
индивидуального обучения
технология развивающего обучения
электронный словарь






















Тематическое планирование в 9 «А, Б, В» классах
(учебник «Русский язык», 9 класс. Авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, М., «Дрофа», 2011 г.)

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

№ урока
Изучаемый материал, темы уроков

1
Русский язык – национальный язык русского народа. (1 час)


Повторение изученного в 5-8 классах (8 часов + 2рр)

2
Развитие речи. Повторение. Речь. Стили и речи.

3-4
Фонетика. Орфоэпия. Графика.

5
Лексика. Морфемика. Словообразование.

6
Морфология и синтаксис.

7-8
Орфография и пунктуация

9
Контрольная работа. Диктант с дополнительными заданиями.

10
Типы речи.

11
Развитие речи. Контрольная работа. Обучение изложению: сжатый пересказ


Синтаксис сложного предложения. Пунктуация (2 час)

12
Понятие о сложном предложении.

13
Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения.


Сложносочиненное предложение (2 час + 1рр)

14
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении.

15-16
Виды сложносочиненных предложений. Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами.

17


Развитие речи. Творческая работа по картине А.А.Пластова «Первый снег» (или иной картине с ориентацией на употребление в речи сложносочинённых предложений в устной или письменной форме.

Стили речи. Художественный стиль речи и язык художественной литературы (2 час + 2 рр)

18-19
Развитие речи. Контрольная работа. Изложение «Мой друг»

20-21
Художественный стиль речи и язык художественной литературы


Сложноподчиненное предложение (22час + 8рр)

22
Понятие о сложноподчиненном предложении. Главное и придаточное предложение. Место придаточного предложения по отношению к главному предложению. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

23
Виды сложноподчинённых предложений. Синтаксический разбор предложения.

24-25
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

26

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

27
Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным.

28
Развитие речи. Текст. Строение текста. Сочинение-этюд по картине И.И.Левитана «Большая вода»

29
Сложноподчиненное предложение с придаточным места.

30
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

31-32
Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнительными (сравнения).

33-34
Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.

35-36
Развитие речи. Путевые заметки.

37
Развитие речи. Контрольная работа. Изложение по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды» (подробное изложение)

38
Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.

39
Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

40-41
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия.

42-43
Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным.

44-45
Развитие речи. Рецензия

46-47
Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

48-49
Контрольная работа. Диктант и его анализ.

50
Развитие речи. Эссе.

51
Развитие речи. Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения-размышления). Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?» или «О времени и о себе»


Бессоюзные сложные предложения (5час + 1рр))

52
Понятие бессоюзного сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения со значением.

53-55

Бессоюзные сложные предложения со значением: перечисления, причины, пояснения, дополнения, противопоставления, времени или условия и следствия.

56

Развитие речи. Работа по картине Н.Я.Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой»

57
Контрольная работа. Диктант и его анализ.


Стили речи (продолжение). Деловая речь (2 час)

58-59
Деловая речь.


Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи (3час)

60-61
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в них.

62
Период.

63
Итоговый контроль (тестовая работа)

64-68
Итоговое повторение (4час).



















Рабочая программа

№ урока
№ урока по теме
Тема
Тип урока
Элементы содержания
Основные виды деятельности учащихся
Виды контроля
Домашнее задание
Дата проведения урока









По плану
По факту

1
1
Русский язык – национальный язык русского народа.
(1 час)
Вводный, беседа
Урок применения знаний и умений
Особенности курса в 9 классе. Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры. Беседа
Работа с текстом. Выразительное чтение. Анализ образцов текстов. Сравнение речевых высказываний.

Повт.наизусть –упр.7, писать по памяти
1-ая неделя




Повторение изученного в 5-8 классах (8 час + 2рр)



2
1
Развитие речи. Повторение. Речь. Стили и речи.
Урок закрепления изученного


Стили речи. Функциональные разновидности языка. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля, речевая ситуация. Лексические, синтаксические языковые средства. Составление таблицы, примеры.
Устная работа, записи в тетрадь. Составление (дополнение) таблицы (составлена в 8 классе), примеры. Создание собственных высказываний.
Письмо наизусть
№2, заполнить таблицу «Стили речи», примеры
1-ая неделя


3
2
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Урок обобщения и систематизации знаний
Фонетика, орфоэпия, графика – как разделы лингвистики. Словари русского языка. Орфоэпические нормы в речи, исправление ошибок. Составление предложений с терминами.
Устная работа, фонетический разбор, записи в тетрадь. Составление предложений, исправление ошибок, работа со словарями Выполнение тренировочных упражнений

№3, упр.20-21
2-ая неделя


4
3
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок
Проверка дом.задания. Основные правила литературного произношения, ударения. Особенности произношения иноязычных слов, русских имён, отчеств. Фамилий. географических названий. Работа со словарями.
Устная работа, записи в тетрадь. Фонетический и орфоэпический разборы, работа со словарями. Орфоэпический диктант, анализ его. Выполнение тренировочных упражнений

№3, упр.22, повт. Способы словообразования
2-ая неделя


5
4
Лексика. Морфемика. Словообразование.
Урок обобщения и систематизации знаний
Проверка дом.задания. Лексические и грамматические нормы, нарушения норм. Словообразовательные модели. Образование слов, значение морфем, употребление слов в речи. Комплексный анализ текста. Работа со словарями.
Устная работа, записи в тетрадь. Комплексный анализ текста (по группам), индивидуальная работа со словарями. Выполнение тренировочных упражнений

№4 упр.27 с доп.заданиями, повт морф. разбор частей речи, синт. разбор
3-я неделя


6
5
Морфология и синтаксис.
Урок обобщения и систематизации знаний
Проверка дом.задания. Терминология. Грамматическое значение слова, его отличие от лексического. Самостоятельные и служебные части речи (таблица). Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения.
Устная работа, записи в тетрадь. Выполнение тренировочных упражнений, объяснительный диктант, комплексный анализ текста

№5, таблицу заполнить
Упр.33, 34



7
6
Орфография и пунктуация
Урок обобщения и систематизации знаний
Проверка дом.задания. Правописание как система правил, регулирующих написание слов, постановка знаков препинания в предложении. Работа со словарями. Виды разбора.
Устная работа, записи в тетрадь, таблицы. Выполнение тренировочных упражнений. Создание собственных высказываний на основе исходного текста (зачем нужна орфография?)
Письм. сам.работа
№5, упр.40 (устно), 43 (письм.)



8
7
Орфография и пунктуация
Урок проверки и коррекции знаний и умений


Проверка дом.задания. Орфографические и пунктуационные нормы в русском языке. Выполнение тестов. Словари. Словарный диктант.
Устная работа, записи в тетрадь. Выполнение тренировочных упражнений. Словарный диктант. Выполнение тестов.
Словарный диктант
№5 упр.46, таблицы



9
8
Контрольная работа. Диктант с дополнительными заданиями.
контрольный
Проверка дом.задания. Диктант (правописание гласных и согласных в корне слова, слитное и раздельное написание НЕ, НИ, НН и Н в частях речи, знаки препинания в простом и сложном предл.)
Написание диктанта, умение соблюдать офографические и пунктуационные нормы, самоконтроль, самопроверка

Повторение



10
9
Типы речи.
повторительно-обобщающий урок
Типы речи, сфера употребления. Повествование, описание, рассуждение. Выполнение тренировочных заданий. Работа с текстами. Как проводить типологический анализ текста.
Устная работа, записи в тетрадь. Выполнение тренировочных заданий. Создание собственных высказываний.
Сам. работа
№6, упр.50



11
10
Развитие речи. Обучение изложению: сжатый пересказ
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Проверка дом.задания. Сжатое изложение. Приёмы сжатия текста (презентация учителя). Микротемы текста. Работа с черновиком.
Устная работа. Написание сжатого изложения (изложение по упр.52).
Сжатое изложение
№6, закончить изложение.





Синтаксис сложного предложения. Пунктуация (2 час)



12
1
Понятие о сложном предложении.
Урок ознакомления с новым материалом, освоения знаний

Сложное предложение и его признаки. Сложное предложение с союзами и без союзов. Смысловое, структурное единство частей сложного предложения. Классификация. Д.Н.Овсянико-Куликовский, пересказ текста
Проверка дом.задания. Устная работа, записи в тетрадь. Выполнение тренировочных заданий. Пересказ текста на лингвистическую тему. Синт. анализ предложений.

№7 упр.58



13
2
Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения.
Урок усвоения знаний
Проверка дом.задания. Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения.
Устная работа, записи в тетрадь. Выполнение тренировочных заданий. Синт. анализ предложений.

№8,
ЗСП-1, упр.64,66





Сложносочиненное предложение (2 час + 1рр)



14
1
Понятие о сложносочиненном предложении (ССП).
Урок усвоения знаний
Проверка дом.задания. Словарный диктант. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Средства связи: интонация, сочинительные союзы
Написание словарного диктанта. Устная работа, записи в тетрадь. Выполнение тренировочных заданий.
Словарный диктант
№9 упр.68 упр.70 (устно)



15
2
Виды сложносочиненных предложений.
Урок усвоения знаний
Проверка дом.задания. ССП с соединительными, противительными и разделительными союзами. Запятая между частями ССП. Отличие от предложений с однородными членами. Стилистические особенности ССП
Устная работа, записи в тетрадь. Выполнение тренировочных заданий. Синт. разбор предложений

№10 упр.78



16
3
Виды ССП
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Проверка дом.задания. ССП с соединительными, противительными и разделительными союзами. Запятая между частями ССП.
Устная работа, записи в тетрадь. Выполнение тренировочных заданий. Синт. разбор предложений

Упр.74



17
4
Развитие речи. Творческая работа по картине (упр.76)
Урок развития речи
Проверка дом.задания. Творческая работа по картине А.А.Пластова «Первый снег» (или иной картине с ориентацией на употребление в речи ССП в устной или письменной форме. Формулировка темы, структура сочинения, основная мысль
Написание сочинения, умение соблюдать офографические и пунктуационные нормы, самоконтроль, самопроверка

Упр.79




Стили речи. Художественный стиль речи и язык художественной литературы (2 час + 2 рр)


18
1
Развитие речи. Контрольная работа. Изложение «Мой друг»
Урок развития речи
Подробное изложение «Мой друг» (упр.84). Работа с текстом, анализ текста. Схема анализа текста на с.66-67. Стиль и жанр. Заглавие. Основная мысль. Лексическая работа. Орфографическая работа. План изложения. Вывод.
Устная работа, ответы на вопросы, работа с текстом, анализ текста, записи в тетрадь





19
2
Развитие речи. Контрольная работа. Изложение «Мой друг»
Урок развития речи
Подробное изложение «Мой друг» (упр.84).
Написание изложения, умение соблюдать офографические и пунктуационные нормы, самоконтроль, самопроверка
изложение

10н


20
3
Художественный стиль речи и язык художественной литературы
Урок усвоения знаний
Работа над ошибками (РНО). Художественный стиль речи и язык художественной литературы. Различные стили речи в художественной литературе. Работа с тестами. Средства выразительности. Речевая ситуация. Задачи речи.
Устная работа, ответы на вопросы, работа с текстом, анализ текста, записи в тетрадь

Анализ текста (по выбору ученика) РНО
10н


21
4
Художественный стиль речи и язык художественной литературы
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Проверка дом.задания. Художественный стиль речи и язык художественной литературы. Работа с тестами. Функциональные разновидности языка.
Устная работа, ответы на вопросы, работа с текстом, анализ текста, записи в тетрадь

Упр.85
11н




Сложноподчиненное предложение ( 22час + 8рр)



22
1
Понятие о сложноподчиненном предложении (СПП). Главное и придаточное предложение.
Урок усвоения знаний
Проверка дом.задания. СПП и их структура. Теоретический материал учебника. Подчинительные союзы. Союзные слова. Главная и придаточная части СПП. Выполнение тренировочных упражнений. Лингвист С.И.Абакумов.
Устная работа, ответы на вопросы, выполнение упражнений, составление конспекта, записи в тетрадь

№12 упр.90
11н


23
2
СПП. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.
Урок усвоения знаний
Теоретический материал учебника. Главная и придаточная части СПП. Выполнение тренировочных упражнений. Схемы СПП. Синтаксический анализ СПП. Особенности присоединения придаточного предложения к главному. Роль указательных слов.
Устная работа, ответы на вопросы, работа с текстом, анализ текста, записи в тетрадь, выполнение упражнений

№12 упр.92
12н


24
3
Виды сложноподчинённых предложений. Синтаксический разбор предложения.
Урок усвоения знаний
Виды СПП. Смысловые отношения между частями СПП. Работа с учебником. Работа с таблицей (с.79-80). Синтаксический разбор предложения. Схема разбора СПП.Выполнение тренировочный упражнений. Л.Ю.Максимов.
Устная работа, ответы на вопросы, работа с учебником, составление конспекта записи в тетрадь. Синтаксический разбор СПП (схема)
конспект
№13
ЗСП-2 упр.111
12н


25
4
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Урок усвоения знаний
Проверка дом.задания. Работа с учебником. Союзы и союзные слова. Указательные слова. Особенности использования в текстах. Функционирование предложений в устной и письменной речи. Устранение ошибок в построении СПП.
Устная работа, ответы на вопросы, работа с учебником, записи в тетрадь, выполнение упражнений

№14 упр.124
13н


26
5

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Урок усвоения знаний и закрепление знаний
Проверка дом.задания. Работа с учебником. Союзы и союзные слова. Синтаксическая функция союзного слова. Указательные слова. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Особенности использования в текстах. Устранение ошибок в построении СПП.
Устная работа, ответы на вопросы, работа с учебником, анализ текста, записи в тетрадь, выполнение упражнений

ЗСП-3 упр.127
13н


27
6
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
Урок усвоения знаний
Проверка дом.задания.
СПП с придаточным изъяснительным. Синтаксические синонимы. Работа с учебником.
Устная работа, ответы на вопросы, работа с учебником, выполнение упражнений, записи в тетрадь

№15 упр.140
14н


28
7
Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственными
Урок усвоения знаний
Проверка дом.задания.
Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственными. Таблица (упр.99). Виды придаточных обстоятельственных предложений
Ответы на вопросы, выполнение упражнений, таблица

№16 упр.142
14н


29
8
Развитие речи. Текст. Строение текста.
Урок развития речи
Строение текста. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Работа с учебником. Сочинение-этюд по картине И.И.Левитана «Большая вода» (упр.145)
Работа с учебником. Записи в тетрадь. Написание сочинения.
сочинение
№17 Упр.148
15н


30
9
Сложноподчиненное предложение с придаточным места.
Урок усвоения знаний
Проверка дом.задания.
СПП с придаточным места. Работа с учебником, выполнение упражнений.
Работа с учебником, выполнение упражнений.

№18
ЗСП-4
Упр.155
15н


31
10
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
Урок усвоения знаний
Проверка дом.задания. СПП с придаточным времени., особенности этих предложений. Употребление их в речи.
Работа с учебником, выполнение упражнений.

№19 упр.164
16н


32
11
Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнительными (сравнения).
Урок усвоения знаний
Проверка дом.задания. СПП с придаточным сравнения. Теоретический материал в учебнике. Особенности предложений. Значение сравнительных конструкций в речи.
Работа с учебником, выполнение упражнений. Творческая работа (упр.171) или творческое списывание (упр.173)
Творческая работа
№20
ЗСП-5
Упр.171 или 172

17н


33
12
Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнительными (сравнения).
Урок усвоения знаний и закрепления
Проверка дом.задания. СПП с придаточным сравнения. Разные виды сравнения. А.А.Потебня. Выполнение упражнений в учебнике.

Работа с учебником, выполнение упражнений.

№20 упр.178
17н


34
13
Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.
Урок усвоения знаний
Проверка дом.задания. СПП с придаточным образа действия и степени и особенности этих предложений. Средства связи, синтаксические нормы.

Работа с учебником, выполнение упражнений.

№21
Упр.183 (сочинение-описание), из газет и журналов – путевые заметки принести, фото Кижей
18н


35
14
Развитие речи. Речевые жанры. Путевые заметки.
Урок развития речи
Путевые заметки, понятие о жанре. Особенности строения жанра путевых заметок. Коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. План анализа текста (с.134). Сочинение по упр.190 (рассказ о Кижах по фотографиям).
Ответы на вопросы, записи в тетради, работа с учебником и с подготовленным материалом (из газет и журналов).
Сочинение в жанре путевых заметок

18н


36
15
Развитие речи. Путевые заметки.
Урок развития речи

Написание сочинения по упр.190 (рассказ о Кижах по фото)

Упр.191
19н


37
16
Развитие речи. Контрольная работа. Изложение по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды»
контрольный
Анализ путевых заметок. Выполненных дома.
Изложение. Робота с текстом.
Чтение работ. Написание изложения. Самоконтроль и проверка.

Выполнение тестов
19н


38
17
Сложноподчиненные предложения с придаточным цели.
Урок усвоения знаний
Проверка дом.задания. СПП с придаточным цели. Структурно-семантические особенности СПП с придаточным цели. Работа с таблицей на с.99
Работа с учебником, с таблицей на с.99, выполнение упражнений.

№ 23
Упр.197
20н


39
18
Сложноподчиненные предложения с придаточным условия.
Урок усвоения знаний
Проверка дом.задания. СПП с придаточным условия и его особенности.
Работа с учебником, с таблицей на с.99, выполнение упражнений.

№24 упр.204
20н


40
19
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия.
Урок усвоения знаний
СПП с придаточными причины и следствия. Особенности СПП с придаточными причины и следствия.
Работа с учебником, с таблицей на с.99, выполнение упражнений.

№25 упр.211 с продолжением текста, ЗСП-6
21н


41
20
СПП с придаточными причины и следствия.
Урок усвоения знаний
Особенности использования СПП в текстах разных стилей и жанров. Объяснительный диктант.
Написание диктанта и объяснение правил орфографии и пунктуации.

Выполнение тестов
21н


42
21
Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным.
Урок усвоения знаний
Структурно-семантические особенности СПП с придаточными уступительными. Работа с учебником. Выполнение упражнений.
Выполнение тренировочных упражнений, работа с учебником.

№ 26 ЗСП-7
22н


43
22
Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным.
Урок усвоения знаний
Структурно-семантические особенности СПП с придаточными уступительными. Итоговая работа по плану упр. 225
Выполнение тренировочных упражнений, работа с учебником, ответы на вопросы с.152

№ 26 Упр.227, принести рецензии на театр.
постанови
22н


44
23
Развитие речи. Речевые жанры (продолжение) Рецензия: понятие о жанре
Урок усвоения знаний, развития речи
Понятие о жанре. Особенности строения жанра рецензии: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Ответы на вопросы, работа с учебником, чтение теоретического материала, выполнение заданий. Устная рецензия на фильм.

№ 27 Упр.234
23н


45
24
Развитие речи. Рецензия
Урок развития речи
Художественное своеобразие рецензии. Как строится научная рецензия.
Работа с образцами рецензий. С памяткой. Составление чернового варианта
Сочинение-рецензия
рецензия
23н



СПП с несколькими придаточными



46
25
Понятии о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Урок усвоения знаний
СПП с последовательным и параллельным подчинением. Однородные и неоднородные придаточные. Значение, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному предложению. Знаки препинания.
Чтение теоретического материала в учебники, конспект, синт. анализ предложений, составление схем, выполнение упражнений

№ 28 упр.246 (письм.) и упр. 249 (у, повт.)
24н


47
26
Понятии о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Урок усвоения знаний
СПП с последовательным и параллельным подчинением. Однородные и неоднородные придаточные. Синонимичная замена предложений. Значение, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному предложению. Знаки препинания.
Чтение теоретического материала в учебники, конспект, синт. анализ предложений, составление схем, схема разбора, выполнение упражнений

№ 28 ЗСП-8 упр.248
24н


48
27
Контрольная работа. Диктант
контрольный
Диктант. Виды придаточных предложений в СПП. Средства связи и знаки препинания.
Написание диктанта, выполнение заданий, самопроверка


25н


49
28
Диктант и его анализ.
Урок проверки и коррекции знаний
Анализ диктанта. Работа над ошибками, типичными для учащихся данного класса
Работа в тетради, исправление ошибок

РНО
25н


50
29
Развитие речи. Эссе: понятие о жанре.
Урок развития речи
Особенности строения эссе: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Составление черновика по упр.255.
Ответы на вопросы, работа с теоретическим материалом учебника, записи в тетради, составление черновика по упр.255.

Упр.257
26н


51
30
Развитие речи. Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения-размышления). Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?» или «О времени и о себе»
контрольный
Написание эссе по заранее подготовленному материалу по упр.255, использование памятки
Работа с памяткой. Написание эссе по заранее подготовленному материалу по упр.255
Самопроверка

Тексты ГИА
26н




Бессоюзные сложные предложения ( 5час + 1рр))



52
1
Понятие бессоюзного сложного предложения.
Урок усвоения знаний
Структура сложного бессоюзного предложения (БСП). Смысловые отношения между его частями.
Работа с учебником, составление плана №30, ответы на вопросы

№30
ЗСП-9
Упр.261, записать 5-6 пословиц с БСП
27н


53
2
Бессоюзные сложные предложения со значением: перечисления
Урок усвоения знаний
Смысловые отношения между частями БСП. Средства связи частей БСП. Интонация. Знаки препинания.
Комментированное письмо, проверка дом.задания

№ 31
ЗСП-10
Упр.266 или упр.265
27н


54
3
Бессоюзные сложные предложения со значением: причины, пояснения, дополнения
Урок усвоения знаний
Смысловые отношения между частями БСП. Средства связи частей БСП. Интонация. Знаки препинания.
Чтение учебника, составление схем, выполнение упражнений, заполнение таблицы по упр.273

№32 упр.272
ЗСП-11
28н


55
4

Бессоюзные сложные предложения со значением: противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения.
Урок усвоения знаний и обощения
Смысловые отношения между частями БСП. Средства связи частей БСП. Интонация. Знаки препинания. Работа с таблицей.
Чтение учебника, составление схем, выполнение упражнений, таблица с.201-202

№33
ЗСП-12
Упр.279 или сочинение «Зачем нужно тире?», с.206 вопросы
28н


56
5
Развитие речи. Работа по картине Н.Я.Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой»
Урок развития речи
Работа по картине Н.Я.Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой» по материалу упр.275
Написание сочинения, самопроверка

Упр.281
29н


57
6
Контрольная работа. Диктант и его анализ.
контрольный
Диктант. Бессоюзные сложные предложения, знаки препинания в них
Написание диктанта, выполнение грамматических заданий


29н




Стили речи (продолжение). Деловая речь (2 час)



58
1
Деловая речь.
Урок развития речи
Особенности официально-делового стиля речи. Специфическая официально-деловая лексика и фразеология. Сфера употребления.
Работа с учебником, написание деловых бумаг по образцу

Найти в литературе примеры деловой речи
30н


59
2
Деловая речь.
Урок развития речи
Составление деловых бумаг (заявление, доверенность, расписка, автобиография)
Работа с учебником, написание деловых бумаг по образцу: автобиография ИЛИ упр.291


30н




Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи (3час)



60
1
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в них.
Урок усвоения знаний
Сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь в сложном предложении. Сочетание различных видов связи, знаки препинания. Образец разбора.
Работа с учебником, выполнение заданий. Составление схем

№35
ЗСП-13
Упр.295
31н


61
2
Сложное предложение с разными видами связи.
Урок усвоения знаний
Сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь в сложном предложении. Сочетание различных видов связи, знаки препинания.
Работа с учебником, выполнение заданий. Составление схем

ЗСП-14,15
Упр.303 (1,3)
31н


62
3
Период.

Период. Языковая особенность периода. Использование периода в литературе.
Выполнение упражнений и заданий

Упр.302
32н


63
1
Итоговый контроль (тестовая работа)
контрольный
Контрольная тестовая работа
Выполнение контрольной работы


32н




Итоговое повторение изученного в 5-9 классах (4 час)




64
1
Итоговое повторение.

Повторение и выполнении комплекса заданий к текстам К.Паустовского или И.Тургенева (упр.305 или 309)
Комплексный анализ текста

Упр.311
33н


65
2
Повторение

Комплексный анализ текста по упр.312
Комплексный анализ текста

Упр.312
33н


66
3
Повторение

Памятка для написания изложения – упр.321. Изложение (сжатое)
Написание сжатого изложения по упр.322

Упр.327
34н


67
4
Контрольная работа.

Сжатое изложение публицистического характера или на лингвистическую тему
Написание изложения, самопроверка
изложение

34н


68
1
Резервный урок.

Советы к экзамену. Ответы на вопросы.







15