Рабочая программа кружка внеурочной деятельности Путь к грамотности.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Путь к грамотности» в 3 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-03, статья 11 (п.1,2,3) «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; статья 12 (п.1, 3,5) «Образовательные программы»;
концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009) М, Просвещение
приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357
«О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373»;
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10
основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 32
Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 3 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности, исследуя понятия, явления русского языка. Данный курс разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе авторской программы Олейник О.В., Кабанюк Л.П. «Проекты по русскому языку» 2 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2013. – 368 с. – (Мастерская учителя)
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходят занятия внеурочной деятельности “Путь к грамотности”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Программа данного кружка представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников и рассчитана на один года обучения, 68 часов в год, для учащихся 3-х классов и реализует общеинтеллектуальное направление.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания русского языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного кружка позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Путь к грамотности ” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Путь к грамотности ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, сформирует компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Цель и задачи кружка:
Цель: Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования.
Формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; развивать у них творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
расширение и углубление программного материала;
совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитательные:
воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
воспитание чувства патриотизма;
повышение общей языковой культуры учащихся;
выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы;
воспитание культуры обращения с книгой;
Развивающие:
развитие интереса к языку как учебному предмету;
совершенствование общего языкового развития младших школьников;
развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Место в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 учебные недели).
Количество часов: в неделю - 2 часа; в год - 68 часов.
По учебному плану: в неделю – 2 часа, в год – 68 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Курс позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам: морфология, морфемика, орфография.
1.Части речи. В гостях у частей речи. В гостях у частей речи. Прилагательное. Глагол. Защита проектов по морфологии.
2.Состав слова. Из чего состоят слова? Зрим в корень! Из чего состоят слова? Зрим в корень! Окончание и основа. Приставки-труженицы. Говорящие суффиксы. Суффиксы существительных и прилагательных. Суффиксы глаголов. Интерфикс и постфикс. Слова замаскировались. Защита проектов по морфемике.
3.Правописание. Где прячутся ошибки? Самоинструкция. Орфограммы в стихах. Что нельзя проверить? Этимология. Школа эйдетики. Образ слова Цепочки ассоциаций. Стоп! Перенос! Предлоги и приставки. Защита проектов по правописанию. Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором!»
Формы работы: симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.
Важной особенностью курса стала методика, получившая название «школа эйдетики». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника.
Приемы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой. Занимательные задания, игры, двигательные упражнения развивают образную память и мышление. Ассоциации помогают усвоить материал легко, весело, прочно.
Компьютер оказывается электронным помощником при разработке проектов, приближает младшего школьника к реалиям современной жизни. Это позволяет создавать интересные презентации. После защиты проекта оценивается сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений учащихся. В ходе самоанализа происходит оценка своих поступков и переживаний. Чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность, учитель предлагает несложные мини-тесты.
Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в нашем курсе - русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
В многообразии занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др. В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат‚ исследование (исследовательская работа), проект.
Доклад - устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
Реферат - доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.
Исследование (исследовательская работа) - изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.
Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций. Алгоритм разработки проекта: проблема - цель - результат. После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:
1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы - информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части.)
4. Выбрать способы, решения задач на каждом этапе.
5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Введение - часть, в которой необходимо указать тему‚ цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки.
Основная часть - описание поэтапного решения задач. Можно использовать фразы-клише: Я начал свою работу с того, что... Потом я приступил к... Я завершил работу тем, что... В ходе работы я столкнулся с такими проблемами... Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план)... План моей работы был нарушен, потому что... Мне удалось достичь цели проекта, потому что.
Заключение - часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось и что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
В проектной деятельности ребенок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную‚ коммуникативную.
Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, будут использованы дидактические приемы, «волшебный цветок незабудка» (каждый лепесток которого - это компонент проекта), веселый мини-тест «Каково ваше мнение?», различные языковые задачки, например, морфологические («Приключения Буратино») и др.
На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!»‚ «Шиворот-навыворот» и др.).
Разнообразны творческие продукты проектов: в одних случаях это материальные продукты (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени, плакат «Королевство предложений» и др.), в других - интеллектуальные, творческие (акростих, ода, песня о мягком знаке, космическая сказка, сочинение «Письмо другу», стихотворение-синквейн «О русском языке» и др.) и информационные (паспорт словосочетания, опорный конспект «Однородные члены предложения», компьютерная презентация «Знаки препинания» и др.).
Дежурный библиограф - это роль, которую будут исполнять поочередно. Задача дежурного библиографа - заранее подготовившись, помочь педагогу на занятии учить других детей работать со справочной литературой. Чтобы словари и энциклопедии стали в жизни детей привычными и необходимыми книгами. Этот прием носит название «Поисковик». Любой проект предполагает развитие интеллекта детей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема занятия Характеристика основных видов деятельности ученика по теме Плановые сроки прохожденияСкорректирован ные сроки прохождения
1-2 Проекты дают знания Осознать роль языка и речи в жизни людей. Воспринимать и понимать звучащую речь. Осознать поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Что такое проекты. Какие бывают отметки. Интеллектуальный тренинг. 3-4 В гостях у частей речи Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Аргументировать свою позицию. Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил поведения. Методы исследований: анализ и синтез. Выбрать темы проектов по морфологии 5-6 Все, что существует Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имен существительных. Употребление в речи существительных общего рода. Участвовать в поиске информации, мозговом штурме, интеллектуальном тренинге. 7-8 Прилагательное Прилагательное. Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова. Учиться подтверждать аргументы фактами. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг. 9-10 Глагол. Разработка продукта «Паспорт глагола». Cоставлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг11-12 Вместо имени. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; Поиск информации. Критерии оценки проектных работ. Информационный продукт. 13-14 Служба частям речи. Сравнение как метод исследования. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг 15-16 Для чего нужна морфология Симпозиум. Предзащита проектов. Интеллектуальный тренинг 17-18 Защита проектов по морфологии Презентация творческих продуктов. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Защита проектов. 19-20 Из чего состоят слова? Проведение анализа слов. Наблюдение как метод исследования. Дедукция как метод познания. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Самоанализ «После защиты проектов». Проблемные вопросы. Темы проектов по морфемике. Интеллектуальный тренинг 21-22 Зрим в корень. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Наблюдение как метод исследования. Дедукция как метод познания. Интеллектуальный тренинг 23-24 Окончание и основа. Работа над проектом «Состав слова». Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). От сравнения к индукции. Интеллектуальный тренинг 25-26 Слово о префиксах. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; Поисковик. Эксперимент. Интеллектуальный тренинг. 27-28 Приставки–труженицы. Исследование приставок в речи. Индукция как метод познания. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Интеллектуальный тренинг. 29-30 Говорящие суффиксы. Создание информационного продукта «Суффиксы частей речи». Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Электронный помощник. Разработка проектов, мозговой штурм. Интеллектуальный тренинг. 31-32 Суффиксы существительных Создание информационного продукта «Суффиксы частей речи». Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Программа Microsoft Word. Анализ и синтез . Информационный продукт. Интеллектуальный тренинг. 33-34 Суффиксы прилагательных Создание информационного продукта «Суффиксы частей речи». Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения Программа Microsoft Word. Анализ и синтез , информационный продукт. Интеллектуальный тренинг. 35-36 Суффиксы глаголов Создание информационного продукта «Суффиксы частей речи». Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Программа Microsoft Word. Анализ и синтез, информационный продукт. Интеллектуальный тренинг. 37-38 Интерфикс и постфикс Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Мини-проект «Интерфикс и постфикс». Творческий продукт. Интеллектуальный тренинг. Подготовка к защите проектов. Творческий продукт. 39-40 Слова замаскировались Определение, к какой части речи относится слово. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); Критерии оценки проектных работ. Предзащита проектов. Творческий продукт 41-42 Защита проектов по морфемикеУчиться обнаруживать и формулировать учебную проблему. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); Презентация и защита проектов. 43-44 Где прячутся ошибки? Работа над проектом «Правописание». Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Самоанализ. Цель и задачи проектов. Поиск информации. Интеллектуальный тренинг. 45-46 Самоинструкции. Понятие алгоритм. Творческий продукт «Путь к орфографической грамотности». Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Разработка проекта. Творческий продукт. 47-48 Орфограммы в стихах. Сбор информации об орфограммах. Обучение рифмованию текстов. Разработка проекта. Интеллектуальный тренинг. 49-50 Что нельзя проверить? Работа над проектом «Непроверяемые орфограммы». Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему; организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Разработка проекта. Интеллектуальный тренинг. 51-52 Этимология. Работа с этимологическим словарем. Изучение происхождения слов.
Создание творческого продукта «Лото «Календарь природы». Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Этимология- новый компонент проекта. Творческий продукт. Интеллектуальный тренинг. 53-54 Школа эйдетики. Знакомство с методом аналогии. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Творческий продукт. Школа эйдетики. От аналогии к информационному продукту. 55-56 Образ слова. Разработка проекта «Ассоциации для словарных слов». Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему. 57-58 Цепочка ассоциаций. Разработка проекта «Ассоциации для словарных слов». Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации, организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Ассоциация- путь к творческому продукту. 59-60 Стоп! Перенос! Разработка проекта «Перенос слов». Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д. Творческий продукт. Интеллектуальный тренинг. 61-62 Предлоги и приставки. Интеллектуальный тренинг, посвященный предлогам и приставкам. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. 63-64 Пишем раздельно. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; Школа эйдетики. Творческий продукт. Критерии оценки проектной работы. Подготовка к защите проектов. 65-66 Защита проектов по правописанию. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); Презентация и защита проектов. 67-68 Конкурс « Что написано пером, не вырубишь топором» Конкурсная программа. Подведение итогов всех занятий. Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родного языка, свою малую Родину, страну;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. • предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические  и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных.
Учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями;
 - осуществлять проектную деятельность;
- делить слова на слоги;
- объединять слова в группы;- составлять текст по вопросам учителя;
- отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Для отслеживания результатов  предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся 
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль   в формах
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
- наглядные пособия
- подборка информационной и справочной литературы
- разрезные картинки
- тетради;
- линейки;
- краски;
- цветная и белая бумаги.
- магнитофон;
- учебная доска.
Учебно-методические пособия:
Материалы для изучения азбуки на ЛабиринтеМатериалы для изучения грамматики на ЛабиринтеВолина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984
О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк. Проектная деятельность. Москва. ВАКО. 2013
22. Олейник О. В., Кабанюк Л. П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы.-М.:ВАКО, 2013
23. О. В. Олейник, Л. П. Кабанюк, С. М. Яцко
Проектная деятельность по русскому языку : 3-й класс : рабочая тетрадь
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания МО учителей начальных классов
от « ____» _____________ 20__ года №___
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР «__»______________20___