Конспект урока истории Бородинское сражение 4 класс


Тема урока: Бородино
Цель: формировать первоначальное представление и понятие об Отечественной войне народа за свободу и независимость своей Родины.
Задачи:
Дать образное представление о Бородинском сражении, решающей битве Отечественной войны;
Раскрыть образы Александра I, М. Кутузова, Наполеона;
Развивать умения самостоятельно применять полученные знания, выделять главное в новом материале;
Воспитывать чувство патриотизма в душе каждого ребенка.
Ход урока
Действия учителя Действия учеников
ОРГМОМЕНТ
Здравствуйте ребята. Повернитесь друг к другу и пожелайте доброй и плодотворной работы. Приветствуют друг друга
Повторение изученного материала
Над каким разделом в учебнике «Рассказы по родной истории» мы с вами закончили работу? В мире прекрасногоПовторение пройденного материала мы проведем в группах Группа 1. Что означают слова «зодчество», «архитектура»? Строительное искусство
Что общего между Храмом Покрова на Нерли и Храмом Василия Блаженного? Небольшая церковь и величественный храм названы в честь одного и того же радостного для христиан события – религиозного праздника Покрова дня, который отмечается 14 октября
Какая легенда живет о строителях Храма Василия Блаженного? Иван грозный ослепил мастеров. На самом деле, главным строителем был один человек Барма Яковлев
Кем был Василий Блаженный? Известный московский юродивый, которого очень чтили верующие и считали ясновидящим
Группа 2. Для кого построен Екатерининский дворец и чем он знаменит? Построен для Екатерины 2 на земле, подаренной своей жене Петром 1 под Петербургом (г.Пушкин, тогда Царское село).
Знаменит Янтарной комнатой, которая находилась во дворце до 1941 г.
Объясните слово «янтарь». Окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли миллионы лет назад
Группа 3. Кто написал картину «Грачи прилетели»? Саврасов А.К. Написал на Волге под Костромой
Кратко расскажите об этом полотне Рассказывают
Что вы знаете о Павле Михайловиче Третьякове Выходец из зажиточной купеческой семьи. Увлекался книгами, живописью при этом был успешным предпринимателем, позднее меценатом
4 группа. Кто написал картину «Рожь»? И.И. Шишкин
Расскажите о создателе картины «Рожь» и ее содержании Ознакомление с новым материалом
Мы продолжим в будущем знакомиться с людьми, которые создали и создают для нас прекрасное.
А сегодня мы приступаем к работе с новым разделом. Мы окунемся в событие 19 века. Прежде чем назвать его, я хочу выяснить знания некоторых терминов и событий 18 века Что такое война Активные боевые действия на большой территории, где участвуют военные люди, жители городов и сел
Какие войны вела Россия в 18 веке? Северная война, длившаяся 21 год
с 1700 по 1721
Война с Турцией 1761-1791
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева в 1773-1775.
Итак к началу 19 века Россия была одним из самых могущественных государств Европы. По размерам территории она в несколько раз превосходила превосходила крупные европейские державы. Россия имела сильную армию и военный флот. Талантливые русские люди развивали культуру, науку, технику, искусство. Сокрушить могущество России, захватить ее богатства, покорить ее народ не раз мечтали чужеземные захватчики.
В начале 19 века грозная опасность нависла над нашей страной: О ней мы сегодня и поговорим и узнаем из темы нашего урока, которая называется «Бородино».
Активное слушание
Знакомство с новыми терминами
Сражение – событие, которое происходит во время войны, в нем принимают участие войска, определяется дата и место Записывают в тетрадь
Партизаны – это мстители из простого народа Основным вопросом на уроке будет рассказ о Бородинском сражении.
Что бы вы хотели узнать об этом событии? Причины, воюющие стороны, итоги сражения, герои сражения
Что может являться историческим источником? Учебник
Что может быть в учебнике историческим источником? Карта №5 на стр.248
Давайте посмотрим на условные обозначения на карте. Мы пока ничего не знаем, но по историческому источнику можно сказать, что победила Россия
Что еще можно сказать? Я думаю, что наступала на нас армия Наполеона, видно, что наступление шло издалека от реки Неман до Москвы
Какие крупные города были захвачены? Смоленск, Москва
Что еще является историческим источником? Схемы на стр.136
Памятник культуры
Портрет Кутузова
Иллюстрация с изображением русского солдата 19 века
Причины войны.
Вначале 19 века император Франции Наполеон Бонапарт, покоривший почти всю Европу, двинул свои войска на Россию.
Наполеон Бонапарт родился в 1769 г. в городе Аяччо на острове Корсика. Он был сыном небогатого дворянина. Отец его рано умер, оставив после себя пять маленьких сыновей и двух дочерей. Старший Наполеон был принят в Британскую школу и за отличные успехи в учебе переведен в Париж. Любимыми науками его были математика, история и артиллерия. С детства он был чрезвычайно строг, сосредоточен, замечалась склонность к властолюбию. Он был сторонником Французской революции. Обстоятельства так сложились, что Наполеон очень быстро продвигался по службе. В 1804 г. чтобы предотвратить покушение Сенат преподнес ему титул императора.
Властолюбивый и гордый Наполеон говорил: Я буду владеть всем светом. До того как напасть на Россию, французская армия уже более 15 лет вела завоевательные войны. Ему нужно было добиться мирового господства, а для этого нужно было поставит Россию на колени.
В России тоже готовились к войне. Но руководил подготовкой ничего не понимавший в военном деле царь Александр 1. Он слепо слушал своего военного советника – бездарного самонадеянного прусского генерала Фуля.
Русские войска были разделены на три армии и рассредоточены на фронте в 600 км. вдоль западной границы. Всего к началу войны здесь было около 240 000 человек.
1 армия под командованием военного маршала Барклая де Толли должна была прикрывать дорогу на Петербург и с началом военных действий отступать к укрепленному военному лагерю на реке Дриссе, увлекая за собой главные силы Наполеона.
2 армия во главе с генералом Багратионом должна была обеспечить безопасность флангов отступающей 1 армии. В ее задачи входило прикрытие московской дороги
3 армия охраняла пути на Киев. Командовал ею генерал Тормасов.
Но выглядевший на бумаге стройно и красиво план Фуля рухнул, как только 12 июня 1812 началась война. У Наполеона было в три раза больше сил. Он хотел окружить и уничтожить русскую армию.
Но благодаря умелому руководству наших генералов с наименьшими потерями русские избежали окружения и вышли на Смоленск. Наполеон ждал генерального сражения у стен Смоленска, но Барклай де Толли не пошел на это, т.к. силы были неравны, отступая, русские изматывали противника в кровопролитных боях, но и сами не меньше изматывались. Корпус Раевского бился 10 часов подряд, чтобы дать возможность армии Багратиона закончить переправу. Поэтому часть армии сражалась с врагом, а часть отступала.
Что же несло нашествие врага населению города? (отр. учебник стр.390)
Барклай де Толли был опытным военачальником и он сумел сорвать замысел врага и уберечь русскую армию от разгрома. Руководить народною войной мог человек не только опытный, но и авторитетный и любимый народом. Таким был ученик Суворова – Михаил Илларионович Кутузов.
Но царь завидовал его славе и не любил его. Все же комитет отстоял кандидатуру Кутузова.
Кутузов делал все, чтобы мобилизовать имевшиеся резервы и пополнить армию новыми силами. Под Москвой у деревни Бородино он решил дать генеральное сражение. Наполеон – 135 000 солдат, 587 орудий. Русские – 120 000, 640 орудий. Битва началась на рассвете 26 августа.
В последствии Наполеон говорил: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой».
Кутузов расположил свои силы так, чтобы перерезать неприятелю путь к Москве. Заняли Новую и Старую Смоленские дороги. Правый фланг упирался в деревню Горки. Центр войск защищала знаменитая батарея Раевского. Левый фланг проходил близ деревни Семеновское. Здесь были построены земляные укрепления – флеши.
План Кутузова заключался в том, чтобы сильным ударом по левому флангу русских разгромить его и, прорвав его, уничтожить всю армию.
Чтение сражения на стр.137.
Активное слушание, ответы на вопросы, чтение отрывков из учебника
Знакомство с картиной Кривченко «Совет в Филях» Рассматривают репродукцию, отвечают на вопросы, описывают события на картине
Закрепление изученного. А теперь проверим, насколько вы внимательно слушали и читали. – Кто был у власти во Франции в те годы?– О чем мечтал Наполеон?– Когда французская армия вторглась в Россию?                                   – Почему русская армия начала отступать?– Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?– Где произошло решающее сражение? – Почему Кутузов решил отступить7– Почему наполеон оставил Москву?– Кто наносил значительный урон отступающим французам?– Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном?
Оценивание ответов. Наполеон Бонапарт
Покорить весь мир.
В 1812 году .Французская армия была сильна.
Михаил Илларионович Кутузов.Под Москвой. Бородино.Он хотел сберечь войско.В Москве он встретил пожары. Болезни и голод.Весь народ сражался. Партизанские отряды.
Храм Христа спасителя.
Подведение итогов урока
– Проведем тестирование по теме нашего урока.
– Почему война 1812 года осталась в истории под названием Отечественной?
– Какую ещё войну называют Отечественной?
– Какие памятники , посвященные Отечественной войне 1812 года вы знаете? Дети отвечают на тесты. Самопроверка по  слайду и самооценка.
 
 
На защиту Отечества поднялся весь народ, который сражался за освобождение своего отечества, своей Родины.
Великую Отечественную войну 1941 – 1945 года.
Домашнее задание
Прочитать в учебнике с.136-138, ответить на вопросы