Рабочая программа элективного курса Основы предпринимательства


.
Семикаракорский район, хутор Вислый
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Висловская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»


М.П.
Рабочая программа
элективного курса «Основы предпринимательства» на 2016-17 учебный год
Уровень общего образования основное общее 9-а ; 9-б класс
__________________________________________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием класса)
Количество часов ___34___
Учитель_ _Шевченко Л.ВПрограмма разработана на основе Программы под редакцией Б.А.Райзберга «Основы экономики и предпринимательства»,
М.«Дрофа» 2010.
(указать примерную программу, издательство, год издания)
Программа элективного курса
"Основы предпринимательства» (9-й класс)
Пояснительная записка
С переходом России к рынку кардинально меняются социально-экономические условия жизни нашего общества. При этом появляются новые, ранее не встречавшиеся явления, такие, например, как предпринимательство, жесткая конкуренция, безработица, банкротство и др. Они нередко становятся причинами кризисов, иногда трагедией отдельных личностей и даже целых семей. Особенно не защищена в этом плане молодежь, т. к. у нее нет социального опыта, необходимых знаний, умений жить и трудиться в рыночных условиях. Да и большинство населения страны не подготовлено к этому. Потому предпринимательское образование населения и воспитание экономически подготовленного подрастающего поколения является на данном этапе проблемой, которую необходимо решать .Успешное развитие российского общества в значительной степени будет зависеть от деятельности нового, зарождающегося класса предпринимателей, их нравственности, гражданской позиции и высокой культуры.
  В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства
Предпринимательству необходимо учиться - это путь не только к личному благосостоянию, но и к процветанию всего общества. Поэтому изучение предпринимательства, обучение и воспитание потенциальных предпринимателей является одной из важных задач современной школы.
Элективный курс по основам предпринимательской деятельности представляет собой систему взаимосвязанного теоретического материала, который поможет школьнику раскрыть базовые основы и закономерности предпринимательской деятельности, а также творческие задания, в ходе которых школьники будут анализировать, интерпретировать и моделировать ситуации, классифицировать проблемы и вопросы, рассматривать различные варианты, делать выводы, принимать решения, работать над проектами.
В процессе обучения курса учащиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год ,1 час в неделю. Так как один из уроков выпадает на праздничный день ,содержание урока №34 совмещено с уроком №33.
Цели курса:
* обучение учащихся 9 классов основам предпринимательской деятельности.
Разрабатывая данный учебный курс, автор ставила целью создать у учащихся не только представление о сущности и основных особенностях предпринимательства как особого рода деятельности, но и сформировать у них знания о полном цикле предпринимательской деятельности, включая конкретные задачи, которые решает предприниматель на каждом этапе этого цикла, а также обеспечить освоение учащимися средств решения этих задач, то есть всего, что необходимо для создания собственного дела и обеспечения его эффективного функционирования и развития.
* способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики.
Задачи курса:
Представить фундаментальные положения и закономерности рыночной экономики и предпринимательства.
Развить представление о бизнесе как о сфере деятельности, определить его место и значение в экономической жизни общества.
Рассмотреть черты и качества, необходимые предпринимателю.
Выработать умения и навыки для успешной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.
Познакомить с профессиями, связанными с экономикой;
Познакомить учеников с проблемами в области экономики;
Научить анализировать нужную информацию;
Научить учеников применять теоретические знания в жизни
Способствовать развитию самостоятельной работыРазвивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
Способствовать развитию коллективной работы.                                        
Методические особенности изучения предмета
В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание.
Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ.
Экономность, как качество практического ума, проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов.
Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить.
Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению.
Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя.
Виды учебной деятельности
      Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения. Кроме лекционного изложения материала, занятия проводятся в форме деловых игр, практикумов, предусмотрены защита индивидуальных  тематических заданий, различные виды самостоятельной работы, подготовка рефератов. Занятия строятся на сочетании индивидуальной и групповой работы.
Требования к результатам усвоения учебного материала
Учащиеся должны знать:
Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
Определение рынка, его сущности, виды;
Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные срыночным механизмом:а) что такое рынок, виды рынка;б) что такое спрос и предложение;в) что такое деньги, функции денег;г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение;д) что такое конкуренция, фирмы;е) что такое маркетинг и его основные разделы;ж) что такое менеджмент;з) основные риски и способы защиты от них;и) что такое налоги и их основные виды.
Учащиеся должны уметь:
Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении экономических процессов;
Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг;
Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
Составлять производственный план;
Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги;

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения0-35 36-60
61-85 86-100
Отметка«2» «3» «4» «5»
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
Оценка качества знаний, умений, навыков
Проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане.
Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление оперативного контроля за  ходом их выполнения.
По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной или письменной форме и отчитываются о составлении бизнес-проектов.
4.Презентация законченных бизнес-проектов.
Содержание программы
Тема "Предпринимательство" – 10 часов
Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Краткая история развития предпринимательства в России. Основные сферы предпринимательской деятельности.Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи, разработка бизнес-плана, изготовление пробной партии, коммерческое освоение продукции. Методы выработки и источники новых идей. Первоначальная оценка их перспективности.Бизнес-план, его назначение и структура. Основные источники информации для составления бизнес-плана. Основные риски в предпринимательстве и способы защиты от них
Тема «Конкуренция и монополия»-1час
Конкуренция .Виды конкуренции .Совершенная ,несовершенная конкуренция .Монополия .Олигополия.
Тема "Налоги" – 2 часа
Налоги и их основные виды. Ответственность налогоплательщика.
Тема :«Банк .Роль банков.»-2 часа
Банк .Роль банков .Виды банков. Кредит. Кредитный и депозитный процент.
Тема: «Формы организации бизнеса»-3часа.
Акционерное общество .Кооперативы, Товарищество .Индивидуальное предприятие .Преимущества и недостатки каждого вида бизнеса.
Тема "Маркетинг в деятельности предпринимателя" – 2часов
Понятие маркетинга. Основные разделы плана маркетинга: разработка товара или услуги, назначение цены, выбор каналов сбыта, разработка рекламной компании. Основные уровни разработки товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением.
Тема : «Деньги .Цены.»-9часов
Денежное обращение .Функции денег. Образование цены .Выды цен. Рыночная цена . Прибыль Инфляция. Построение кривых спроса и предложения .Структура и методика расчета себестоимости продукции. Основные пути снижения себестоимости продукции.
Тема : «Сфера обращения. Рынок»-4часа.
Разновидности рынков. Виды и способы торговли. Коммерция и коммерческая выгода
Тема "Подведение итогов" – 1 час
Календарно-тематический план - 9-а; 9-б классы.
Дата
план Дата
факт №  Тема Всегочасов Примечание
02.09 1 Чта такое предпринимательство. 1 09.09 2 Предприимчивость и закон. 1 16.09 3 Этика и мораль предпринимательства. 1 23.09 4 Практическое занятие : «Начало бизнеса» 1 30.09 5 Содержание и виды предпринимательской деятельности. 1 07.10 6 Схема предпринимательской операции и ее расчет. 1 14.10
21.10 7
8 Как составить и рассчитать бизнес-план. 2 28.10 9 Как и с чего начинается бизнес. 1 11.11 10 Предпринимательский риск. 1 18.11 11 Конкуренция и монополия 1 25.11 12 Налоги 1 02.12 13 Практическое занятие : «Как рассчитать налоги» 1 09.12 14 Банк .Роль банков. 1 16.12 15 Кредит. Кредитный и депозитный процент. 1 23.12 16 Формы организации бизнеса 1 13.01 17 Акционерное общество. 1 20.01 18 Кооперативы. 1 27.01
03.02 19
20 Маркетинг 2 10.02
17.03 21
22 Деньги. Денежное обращение. 2 03.03 23 Цена ,ее образование. 1 10.03 24 Практическое занятие: «Расчет себестоимости, прибыли и цены» 1 17.03 25 Как образуется цена. 1 24.03
07.04 26
27 Деловая игра: «Рыночная цена» 2 14.04 28 Практическое занятие: «Построение кривых спроса и предложения» 1 21.04 29 Инфляция 1 28.04 30 Сфера обращения. Рынок. 1 05.05 31 Разновидности рынков. 1 12.05 32 Виды и способы торговли 1 19.05 33 Коммерция и коммерческая выгода. 1 34 Итоговое занятие. 1