Программа элективного курса Основы ораторского искусства(9 класс)


Программа
элективного курса «Основы ораторского искусства»
Пояснительная записка.
Цель изучения курса:
- развитие речевой компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания;
- отработка умений учебно-исследовательской деятельности.
Задачи курса:
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
основы методологии ораторского искусства;
Композиционное построение ораторской речи.
По окончании изучения курса учащиеся должны уметь:
формулировать тему, цель речи, доказывать ее актуальность;
эффективно использовать приемы поиска материала;
выделять объект и предмет речи;
формулировать гипотезу.
По окончании изучения курса учащиеся должны владеть «понятиями»:
аналогия, внутренняя речь, градация, дискуссия, диспут, жанр, зачин текста, интервью, коммуникация, логичность речи, риторика, техника речи, аудирование, языковые нормы.Для приобретения умений и навыков, предусмотренных курсом «Основы ораторского искусства»необходима поддержка предмета образовательной области «Технология», обеспечивающего владение школьниками:
навыками работы на компьютере в текстовых редакторах;
навыками работы с электронными источниками информации (Интернет, СД – диски);
навыками компьютерной обработки и представления экспериментальных данных.
Методическое обеспечение курса.
Занятия по курсу «Основы ораторского искусства» предполагают сочетание основных форм работы: лекционную и семинарскую.
Семинарская часть занятий включает в себя технологии критического мышления, технологии, связанные с большой долей самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся.
Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживании хода работы над учебным исследованием.
Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением учебного исследования:
защита темы учебного исследования;
обсуждение содержания.
Форма итоговой аттестации – зачет. Курс рассчитан на 16 часов.
Содержание курса «Основы ораторского искусства».
№п/пТема занятия Количество часов
1. Введение. Понятие об ораторском искусстве. 1
2. Ораторы Древней Греции и Древнего Рима. 1
3. Оратор и его аудитория 1
4. Оратор и его аудитория 1
5. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. 1
6. Практикум. Вопросы для самоконтроля. 1
7. Основные приемы поиска материала. 1
8. Практикум. Приемы поиска материала в Интернете. 1
9. Начало, завершение и развертывание речи. 1
10. Начало, завершение и развертывание речи. 1
11. Практикум. Композиционное построение речи. 1
11. Способы словесного оформления публичного выступления. 1
12. Практикум. Виды ораторской речи. 1
13. Логические и интонационно-методические закономерности речи. 1
14. Логические и интонационно-методические закономерности речи 1
15. Зачет. Защита проектов. 1
16. Зачет. Защита проектов. 1
Список литературы.
Б.Н. Проценко…но речь отказала мне. Таганрог, 1996.
Б.Ц. Бадмаев, А.А. Малышев. Психология обучения речевому мастерству. М.: Владос, 1997.
Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи// Учебник для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. Развивайте дар слова. М., 1992.
Н.С. Рождественский. Риторика. М.: 2008.