Методическая разработка урока на тему Создание собственного бизнеса


Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский политехнический колледж»

Методическая разработка урока по дисциплине
«Основы предпринимательства»
Тема «Организация собственного бизнеса»
Разработала: преподаватель
экономики Кожевникова М.С.
2016 г.
Пояснительная записка
Представленная методическая разработка урока на тему «Организация собственного бизнеса» по дисциплине «Основы предпринимательства» может быть использована при проведении учебных занятий в группах 311 МК, 37 АМ, 310 МДСМ, 44 АСУ, 38 МС, 39 ЭГС, 46 ТО.
Актуальность темы обусловлена необходимостью приобретения учащимися знаний в вопросах, связанных с организацией собственного бизнеса, в которых они должны быть компетентны в своей будущей профессиональной деятельности.
В связи с тем, что современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки путей формирования личности, способной к самоанализу и анализу ситуации социально-экономического окружения, активно участвующей в социокультурной деятельности и преобразующей ее; самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, при проведении данного урока преподаватель использует компетентностный подход к оценке достижений учащихся в образовательном процессе. Исходя из этого, целью данного урока является не только ознакомить обучаемых с основами организации предпринимательской деятельности, но и сформировать интерес к анализу и оценке собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Для достижения поставленной цели преподаватель должен заинтересовать учащихся, при этом используя технологию личностно-ориентированного обучения, для реализации которой целесообразно применять различные методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция), наглядные (показ). Поэтому материал рассматриваемого урока разработан таким образом, чтобы учащиеся получили крепкие знания, которые смогут использовать в своей профессиональной деятельности.
Урок № 13
Тема «Организация собственного бизнеса»
Цели урока:
Обучающая: ознакомить учащихся c основными вопросами организации предпринимательской деятельности, обеспечить усвоение обучающимися новой темы.
Развивающая: активизировать изучение учащимися понятий, связанных с темой занятия, способствовать развитию внимания, логического мышления.
Воспитательная: стимулировать формирование интереса к организации собственного бизнеса.
Компетенции:
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: лекция с элементами беседы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, доска.
Литература:
1. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ
2. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 670 с.
3. Основы экономики и предпринимательства: Учеб. Для нач. проф. Образования/Л.Н. Череданова.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2015.-176 с.
Структура урока:
1. Организационный этап (1 мин.)
2. Проверка домашнего задания (10 мин.)
3. Изучение нового материала (25 мин.)
4. Закрепление изучаемого материала (5 мин.)
5. Подведение итогов урока, определение домашнего задания (4мин.)
1. Организационный этап
Приветствие учащихся, контроль присутствующих на занятии проверка готовности аудитории к проведению учебного занятия (наличие наглядных пособий – плакатов, схем и т.д.).
2. Проверка домашнего задания
Основные вопросы для устного опроса учащихся:
1. Что такое предпринимательская деятельность?
2. Кто является субъектами предпринимательской деятельности?
3. Когда мы говорим, что субъектами предпринимательской деятельности являются юридические лица, что мы имеем ввиду?
4. Какие юридические лица вы знаете?
5. Чем отличаются коммерческие юридические лица от некоммерческих?
6. Какие организации относятся к коммерчески?
7. Какие организации относятся к некоммерческим юридическим лицам?
8. Что такое Публичное акционерное обществ (ОАО)?
9. Чем отличается публичное акционерное общество от закрытого акционерного общества (АО)?
10. Что такое общество с ограниченной ответственностью?
11. Чем отличается ООО от ИП?
12. Какие нормативно-правовые акты необходимо изучить перед тем, как зарегистрировать предпринимательскую деятельность в качестве юридического лица?
13. Когда наступает правоспособность юридического лица?
14. Почему особенно важно изучить Налоговый Кодекс РФ перед началом предпринимательской деятельности?
15.Какие системы налогообложения существуют в РФ?
Вопросы для письменного опроса учащихся:
Вариант №1
1.Напишите определение юридического лица.
2. Приведите примеры коммерческих и некоммерческих организаций, напишите главное отличие их целей.
3. Чем отличается ООО от ПАО (ОАО)?
Вариант № 2
1. Что понимается под юридическим лицом?
2. Когда наступает и прекращается правоспособность юридического лица?
3. Чем отличается ПАО (ОАО) от ЗАО (АО)?
3. Изучение нового материала
Преподаватель объявляет цель урока – изучить основные вопросы организации предпринимательской деятельности. Записывает тему урока на доске, а так же называет вопросы, которые необходимо рассмотреть при изучении данной темы, учащиеся записывают их в тетрадях.
Вопросы урока:
1. Понятие и сущность бизнеса
2. Этапы создания бизнеса
3. Понятие «Бизнес-план»
При изложении вопроса «Понятие и сущность бизнеса» преподаватель предлагает подумать учащимся над вопросами: «Что такое бизнес»?
«Как вы думаете с чего нужно начать свой бизнес, чтобы он был успешным? «Как вы думаете, нужно ли разрабатывать бизнес-план»?
При рассмотрении вопроса, касающегося, этапов создания бизнеса, педагог предлагает учащимся наглядную схему «этапы создания собственного дела», рассказывает подробно о каждом из них.
При изучении вопроса «Бизнес- план» с целью активизировать деятельность учащихся преподаватель предлагает учащимся самостоятельно представить ситуацию или приводит примеры ситуационных задач, которые подразумевают, что они являются индивидуальными предпринимателями, которым необходимо в общих чертах описать свой бизнес.
4. Закрепление изучаемого материала
Преподаватель: Сегодня на занятии мы с вами рассмотрели тему «Организация собственного бизнеса». Предлагает учащимся ответить наследующие вопросы:
1. Что такое бизнес?
2. С чего стоит начать прежде чем открыть свой бизнес?
3. Из каких основных этапов состоит организация собственного бизнеса?
5. Подведение итогов урока, определение домашнего задания
Объявление результатов работы учащихся на уроке, выставление оценок. Определение домашнего задания.
Заключение
В результате проведения данного урока в группе 46 ТО особое внимание было уделено вопросам организации собственного бизнеса, а именно структуре бизнес-плана. Приведение наглядных ситуационных задач по изучаемой теме, а также использование информационно-коммуникационных технологий способствовало не только активизации изучения учащимися основных понятий, но и развитию анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности. В процессе проверки домашнего задания все учащиеся, присутствующие на данном уроке, активно отвечали на поставленные вопросы, в результате чего было выставлено 4 оценки «отлично», 5 оценок «хорошо», остальные учащиеся получили «плюсики» за дополнения при их ответах.
Использованная литература
1. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ
2. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 670 с.
3. Основы экономики и предпринимательства: Учеб. Для нач. проф. Образования/Л.Н. Череданова.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2015.-176 с.
4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В. С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2011.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений / Под ред. С. А.Смирнова. - М.; 2012. - 389с.
6. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2014. - 430с.
7. Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 670 с.
8. Наумова, Н.В., Жарикова Л.А. Учет труда и заработной платы: учебное пособие /Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2011. – 71 с.
9. www.edu.ru – Российский общеобразовательный портал.