Урок биологии по теме: Органические вещества: Липиды, их строение, свойства и выполняемая функция.

Урок № 5 Дата проведения: _____
Органические вещества:
липиды, их строение, свойства и выполняемая функция.

Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с органическими веществами клетки - липидами, выяснить их строение, свойства и выполняемые функции.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения на основе знаний многообразия орг. веществ в клетке, их значение.

Развивающие: знать представителей, функции липидов. Уметь давать характеристику. Развивать логическое мышление учащихся.

Метод: словесно-наглядный (беседа, рассказ, схемы, таблица)

Оборудование: образцы различных растительных и животных жиров (сливочное, подсолнечное масло), маргарин.
ТСО: мультимедийное оборудование, презентация к уроку.

Ход урока

Этапы урока
Содержание деятельности
Методы, формы, приемы работы

I Оргмомент
Приветствие, определение целей урока.
Психологический настрой.
Беседа

II Актуализация знаний
1.Работа по карточкам (6 человек)

Ответы:
Карточка №1 1 – 4,5 2 – 1,2,8 3 – 3,6,7 4 – 1,2

«Кретики-нолики» глюкоза - сладкий вкус - крахмал


2.Беседа по вопросам
- органические вещества
- углеводы, строение, свойства и выполняемая функция
Работа по карточкам «Крестики – нолики», «Выбери правильный ответ»
Индивидуальный опрос


III Усвоение новых знаний

Заполнение таблицы на с. 29
Липиды и их разновидности
Местонахождение
Функции






Липиды – жироподобные вещества, входящие в состав всех живых клеток, выполняющие важные функции.
Липиды

простые сложные
глицериды фосфолипиды
или жиры, сфинголипиды,
а так же воски гликолипиды

Жиры – основная масса липидов (от 55 – 57 %).

Жиры широко распространены в природе: они входят в состав организма человека, животных, растений, микробов и даже некоторых вирусов. Из различных источников выделено 600 различных видов жиров, их них – 420 растительного и более 180 животного происхождения.
Средняя суточная норма жира для человека – 60 – 70 г.
Например, известны воски: пчелиный, ланолиновый (из шерсти овец добывают до 10 %), спермацетовый (из головы кашалота добывают до 50 %).

Фосфолипиды играют большую роль в строении ЦНС. Содержание их в растениях:
Гликолипиды участвуют в формировании клейковины пшеницы, которая определяет хлебопекарное достоинство муки.
Сфинголипиды играют большую роль в нервой деятельности животных. Их содержание в организме увеличивается по мере эволюции их нервной системы.

Функции: 1) строительная – мембрана клеток состоят из молекул фосфолипидов
2) питательная (запасная): у животных липиды содержатся в подкожной клетчатке; в нервной ткани, в печени, в мозге; у растений липиды запасаются в семенах и плодах.
3) защитная: особенно характерна для восков, покрывающих тонким слоем растения. У многих позвоночных животных хорошо выражен подкожный жировой слой.
4) теплоизоляционная: жир - хороший теплоизолятор, поэтому у многих теплокровных животных он откладывается в подкожной жировой ткани, уменьшая потери тепла. Особенно толстый подкожный жировой слой характерен для водных млекопитающих (китов, моржей и др.). В то же время у животных, обитающих в условиях жаркого климата (верблюды, тушканчики) жировые запасы откладываются на изолированных участках тела (в горбах у верблюда, в хвосте у жирнохвостых тушканчиков), чтобы он не препятствовал теплоотдаче.

5) энергетическую: при полном окислении 1г. жира выделяется 38,9 кДж. энергии (при расщеплении 1г белков или углеводов – 17,6 кДж. энергии).

6) являются источником воды (при окислении 100г жира образуется 110г воды).
7) регуляторную (многие производные липидов, в т.ч. витамины А, Д, Е, участвуют в обменных процессах, происходящих в организме).

Работа по тексту учебника &5, составление таблицы на с. 29

Записи в тетрадях











IV Заключительный
1. Подведение итогов урока. Вопросы на с.29
Рефлексия. Позиция «Я считаю, что» Объяснение «Потому, что» Пример «Я могу доказать это на примере» Следствие «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что»
2. Д/з: $5, таблица
Контроль учителя, взаимоконтроль


Заголовок 415