Конспект по биологии на тему: Рефлекторная регуляция (8 класс)


Урок биологии 8 класс
Учитель Байназарова А.В.
Тема урока: Рефлекторная регуляция
Тип урока: комбинированный
Вид урока: объяснительно-иллюстративный
Цель урока - на основе имеющихся знаний выяснить значение условных и безусловных рефлексов. Сформировать знания учащихся о рефлекторной регуляции функций организма.
Задачи урока:
1) образовательные: на основе имеющихся знаний выяснить значение условных и безусловных рефлексов. Сформировать знания учащихся о рефлекторной регуляции функций организма.
2) развивающие: показать вклад И.П. Павлова в развитие учения о рефлексах. Развивать способность к анализу изученного и нового материала, делать выводы на основе проделанных опытов.
3) воспитательные: продолжить развивать интерес к приобретению знаний о своем организме, воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Структура и основное содержание урока:
I. Организационный момент (3 мин)
Приветствие класса, работа с журналом
II. Учет знаний (10 мин)
1) Устный ответ у доски
С помощью схемы, изображенной на доске рассказать о строении нейрона, механизме образования синапса.
2) В это время двое учащихся выполняют письменную тестовую работу
Проверка домашнего задания проводится в виде письменного теста с вопросами закрытого типа по вариантам.
I вариант
 Укажите номера верных суждений:
Синапс – это место контакта двух нервных клеток или нейрона с тканью рабочего органа.
Нервный импульс распространяется быстрее по безмиелиновому волокну.
Эфферентные нервы состоят из чувствительных нервных волокон.
В синапсе нервный импульс проводится только в одном направлении.
Нерв – совокупность нервных волокон, покрытая соединительнотканной оболочкой.
В синапсе мембрана аксона – пресинаптическая, а дендрита – постсинаптическая.
Нейрон может иметь только один аксон.
Синаптическая щель заполнена воздухом.
III. Изучение нового материала (25 мин)
В первой половине XVII века было сделано открытие, имевшее в дальнейшем огромное значение для развития физиологии: французский философ Рене Декарт заявил миру о существовании рефлекса. Однако до середины XVIII века считалось, что причиной сокращения мышц и вообще всех движений является душа. Декарт считал, что по нерву в мышцу поступает газ и раздувает ее. Борели доказывал, что из нерва в мышцу попадает «нервный сок», и она «намокает», а Геллер показал, что мышцы отвечают на прямое механическое, химическое или электрическое раздражение.
Сегодня на уроке вам предстоит убедиться, что рефлекс лежит в основе работы нервной системы, и выяснить, какова материальная основа и механизм осуществления рефлексов.
Прежде чем приступить к знакомству с рефлексами и механизмом их осуществления, мы познакомимся со строением нервной системы человека. Посмотрите на доску, на ней изображена схема строения нервной системы. Нервная система человека подразделяется на два типа: центральную и периферическую. К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг, а к периферической – нервные узлы и нервы.

Вся деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем. С помощью рефлексов осуществляется взаимодействие различных систем целого организма и его приспособление к меняющимся условиям среды.
Рефлекс – это ответная реакция организма на внешнее раздражение, осуществляемая при участии центральной нервной системы (ЦНС).
Рефлексы в организме человека подразделяются на две группы: условные и безусловные. Посмотрите на доску, на ней схематично изображено деление рефлексов на группы.
21488401949453348990233045Рефлексы
условные безусловные
В качестве примера безусловных рефлексов можно привести: сосательный рефлекс младенца, поворот головы в сторону резкого звука, отдергивание руки от горячего предмета и дрПримером условных рефлексов может послужить вырабатывание животным (собакой) желудочного сока при виде пищи, или звуке гремящей посуды, или звуке голоса хозяина до вида пищи. Ранний подъем учащихся по звонку будильника не только в учебное время, но и в каникулярное.
Характеристики безусловных рефлексов: они не угасают в течение всей жизни человека, являются общими для всего вида, передаются по наследству. Характеристики условных рефлексов: они индивидуальны, могут затухать, не передаются по наследству.
Изучением условных рефлексов занимался наш соотечественник, знаменитый ученый, лауреат Нобелевской премии – Павлов Иван Петрович. (историческая справка)
Механизм рефлекторной регуляции:
Механизм осуществления рефлекса рассмотрим на примере коленного рефлекса. Во всех органах тела имеются рецепторы – чувствительные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервные импульсы. Имеются они и в мышце бедра. Если ударить по сухожильной связке чуть ниже колена, то мышца натягивается и в ее рецепторах возникает возбуждение, которое передается по чувствительному (афферентному) нерву на двигательный (эфферентный), тело которого находится в спинном мозге. По этому нейрону нервный импульс достигает той же мышцы (рабочего органа, эффектора), и она сокращается, разгибая ногу в коленном суставе. Скопления нейронов центральной нервной системы, вызывающих определенное рефлекторное действие, называют рефлекторными центрами этих рефлексов. Коленный рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в одной области тела – рефлексогенной зоны (рецептивное поле).
Таким образом, материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса.

На схеме, изображенной на доске, вы можете видеть основные звенья рефлекторной дуги. Их всего пять6 рецептор, афферентный нейрон, вставочный нейрон НС, эфферентный нейрон, рабочий орган (эффектор). По строению рефлекторные дуги могут быть простыми и сложными. Пятизвеньевая дуга – сложная, а дуга, не содержащая в своем составе вставочный нейрон – простая.
Используя этот пример, заполните таблицу «Звенья рефлекторной дуги» в рабочей тетради на печатной основе (5 минут)
Проверка и обсуждение результатов.
Если случайно уколоть палец, то проявится оборонительный врожденный рефлекс – одергивание руки. Почему этот рефлекс не проявляется, когда у человека прокалывают кожу пальца для взятия крови на анализ? (С помощью волевого усилия можно затормозить этот рефлекс, так как его спинномозговой нервный центр подчиняется контролю со стороны коры больших полушарий).
Организм может вносить поправки в рефлекторный ответ. Это возможно благодаря наличию обратной связи. В каждом эффекторе имеются рецепторы, раздражающиеся при действии рабочего органа. По чувствительному нейрону импульсы от них поступают в нервный центр, «сообщая» об особенностях осуществления рефлекса. Таким образом, благодаря обратным связям, нервный центр имеет возможность контролировать точность выполнения своих команд и при необходимости вносить поправки в работу исполнительных органов.
Обратная связь – путь, который проходит нервный импульс от рабочего органа, по двигательному нейрону в отдел ЦНС, сообщая об особенностях осуществления рефлекса.
Примером, доказывающим существование обратной связи может служить следующий пример. Демонстрация опыта.
Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать не нагибая корпуса вперед. Это невозможно.
Рефлекс вставания – сложный акт, включающий два этапа: 1) наклон туловища с перемещением центра тяжести; 2) разгибание ног и вставание. Встать, пропустив первый этап, невозможно, пока в отвечающий за вставание центр не придет обратная связь о том, что корпус наклонился, т.е. первый этап завершен.
Поэтому при осуществлении рефлекса справедливо говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце (круге).
IV. Закрепление изученного материала (5 мин)
1.Что называют рефлексом?
2. В темноте, заходя в свою комнату, вы безошибочно определяете местонахождение выключателя и зажигаете свет. Безусловным или условным рефлексом является ваше движение в сторону выключателя? Ответ обоснуйте.3. Сколько звеньев включает рефлекторная дуга?4. Какими анатомическими структурами представлен каждый отдел рефлекторной дуги?5. Возможно ли осуществление рефлекса при нарушении одного из звеньев рефлекторной дуги? Почему?6. У некоторых людей коленный рефлекс бывает слабо выражен. Чтобы его усилить, предлагают сцепить руки перед грудью и тянуть их в разные стороны. Почему это приводит к усилению рефлекса?
V. Сообщение домашнего задания (2 мин)
Учебник А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш § 46, 49. Рабочая тетрадь №2 задания 150-153, 158, 181.