Презентация по культурологии Русская культура 19 века


Русская культура XIX векаАвтор: Герасименко А. В.учитель изобразительного искусстваМБОУ СОШ «Центр образования №1»г. Нижний Тагил Этот период в развитии русской культуры характеризуется становлением её самобытности, определением её самосознания, созданием первых классических достижений, определивших лицо русской культуры в масштабе мировой культуры. Развитие русской культуры в этот период характеризовалось быстрой сменой направлений по сравнению с предшествующем веком. Усилилось внимание к человеку, его внутреннему миру, в котором чувства, а не долг стало важным побудительным мотивом его поступков.Особенности развития культуры Образование и просвещениеХIХ век отмечен подъемом в системе народного образования. Создано министерство народного просвещения, главной задачей которого стала подготовка и проведение реорганизации всех звеньев учебного процесса в стране. Система народного образования делилась на четыре ступени: приходские училища уездные училища гимназии университетыСоздание разветвленной системы образования во многом обусловило невиданный взлёт русской культуры XIX века. Реформа образования резко увеличила сеть начальных и средних школ, в которых к концу века обучалось свыше 4 млн.детей. Развивалось женское образование: 25% учащихся начальных школ составляли девочки. Быстро росло число университетов и студентов. В конце 50-х годов в России насчитывалось 14 высших учебных заведений. К концу века их было уже 63. Количество студентов увеличилось в 5 раз и достигло 16 тысяч. Были созданы первые высшие учебные заведения для женщин - Бестужевские курсы и Высшие медицинские курсы в Петербурге, Высшие женские курсы в Москве. Большую роль в образовании и самообразовании играли многочисленные публичные библиотеки. Их число увеличилось с 280 в начале 60-х годов до 862 в 1894г. В стране существовало свыше 80 музеев. Образовательных обществ,занимавшихся организацией курсов и школ. Прогресс образования был огромен. Если общая грамотность населения в 1860 г. составляла только 6% от общего числа населения, то уже к 1897 г.эта цифра выросла до 21%. ЛИТЕРАТУРА И ДРАМАТУРГИЯРусский романтизм.Наиболее широкое распространение и влияние в русской культуре XIX века имел романтизм. Суть романтического стиля – противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ.Русский романтизм был неотделим от общеевропейского, но имел при этом ярко выраженную специфику.Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал важным звеном в общем процессе развития культуры от классицизма к реализму. Основоположником романтизма в русской литературе является Василий Андреевич ЖуковскийВасилий Андреевич Жуковский (1783 – 1852)Творчество Жуковского запечатлело мирнеординарной, внутренне своеобразной личности декабристской эпохи, признающей самоценность каждого человека, вне зависимости от его социального положения. Критический реализм.Господствующим стилем в литературе пореформенной России был критический реализм, представленный такими именами, как Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков- Щедрин, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой.Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве передовых русских писателей Пушкина, Гоголя, Лермонтова.Реалистическое направление русской литературы стремилось разрешить непримиримый конфликт между потребностями духовной жизни страны и реакционным характером общественного устройства. Поэтому, начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели этого времени постоянно стремились воплотить в своих произведениях высокий социально-гуманистический нравственный идеал. Александр Сергеевич Пушкин(1799 – 1837) Николай Васильевич Гоголь(1809 – 1852) Михаил Юрьевич Лермонтов(1814 – 1841) Тесно связанная с театром драматургия переживает небывалый взлет.Вторая половина XIX века была эпохой А.Н.Островского. Его пьесы «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «На каждого мудреца довольно простоты», «Таланты и поклонники», «Бесприданница» не одно десятилетие не сходили со сцен столичных и провинциальных театров.Александр Николаевич Островский(1823 – 1886) МУЗЫКА Рассвет русского музыкального искусства связан с именем Михаила Ивановича Глинки. Он завершил длительный этап вхождения русской музыки в европейскую музыкальную культуру и предопределил будущее направление русской музыки. Продолжатели музыкальных традиций М.И.Глинки создали особую русскую школу музыкального искусства. Отличительными чертами ее стали: Внимание к народным истокам музыки, преобладание народных мелодий в симфонических обработках; Внимание к русским историческим и мифологическим сюжетам. Михаил Иванович Глинка(1804 – 1857) Именно по таким канонам развивалось творчество композиторов «Могучей кучки»-кружка, сложившегося вокруг М.А Балакирева.Милий Алексеевич Балакирев(1837 – 1910) Композиторами «Могучей кучки» были собраны, записаны и обработаны русские песни. Известны по всему миру стали оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»по «Слову о полку Игореве»Александр Порфирьевич Бородин(1833 – 1887) «Борис Годунов» по драме А.С.Пушкина, «Хованщина»Модест Петрович Мусоргский(1839 – 1881) «Снегурочка» Майская ночь» «Ночь перед Рождеством» «Сорочинская ярмарка»Николай Андреевич Римский-Корсаков(1844 – 1908) Особое место занимает творчество П.И.Чайковского,связанное не только с оперным,но и с балетным искусством, прославившим русскую школу танца по всему миру.Его оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» уже больше века не сходя со сцен русских и зарубежных театров.Петр Ильич Чайковский(1840 – 1893) ЖИВОПИСЬРусская живопись прошла под знаком передвижников. В 1863 году 13 молодых выпускников академии художеств демонстративно отказались от конкурса на золотую медаль, по условиям которого они должны были писать картины на классические сюжеты. Отказавшись от академизма, молодые художники во главе с И.Н.Крамским организовали в 1863 году художественную артель начавшаяся с «бунта 13» молодых выпускников академии художеств, движение приобрело небывалый размах.Участниками этой артели в 1870 году в Петербурге создано «Товарищество передвижных художественных выставок». Его членами стали: И. Н. Крамской, В. Г. Перов, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедов. На протяжении нескольких лет в него входили:И.Е.Репин, В.И.Суриков, В. А. Серов, И.Левитан, А.М. и В.М.Васнецовы, В.Е.Маковский, А.И.Куинджи.Большую материальную поддержку оказывал П. М. Третьяков, чья коллекция послужила созданию знаменитой Третьяковской галереи.Товарищество устраивало выставки в столицах и провинциальных городах.Господствующим направлением был реализм. И. Е. РепинВ. А. СеровВ. И. Суриков А. И. КуинджиВ. Е. МаковскийИ. Левитан Девочка с персиками. В. А. Серов Озеро. Русь. И. Левитан Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. А. И. Куинджи