Конспект «Обучение техники оказания первой помощи тонущим».










Методическая разработка
для студентов
Тема «Обучение техники оказания первой помощи тонущим».


















Москва 2015 год
Составил:
Крылова Л.И. – преподаватель физической культуры первой квалификационной категории ММУ № 19.


Предназначена:
Для обучения студентов оказанию первой помощи и мерам безопасности на занятиях по плаванию.
С о д е р ж а н и е

1. 13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc95814759" 14Мотивация 13 PAGEREF _Toc95814759 \h 1441515
2. 13 LINK \l "_Toc95814760" 14Цели. 13 PAGEREF _Toc95814760 \h 1451515
3. 13 LINK \l "_Toc95814762" 14Технологическая карта занятия 13 PAGEREF _Toc95814762 \h 1471515
4. 13 LINK \l "_Toc95814763" 14Инструктаж по технике безопасности на занятиях по плаванию 13 PAGEREF _Toc95814763 \h 1481515
5. 13 LINK \l "_Toc95814764" 14Упражнения для разминки 13 PAGEREF _Toc95814764 \h 1491515
6. 13 LINK \l "_Toc95814765" 14Основная часть занятия 13 PAGEREF _Toc95814765 \h 14101515
7. 13 LINK \l "_Toc95814766" 14Закрепление полученных знаний 13 PAGEREF _Toc95814766 \h 14181515
8. 13 LINK \l "_Toc95814767" 14Приложение 13 PAGEREF _Toc95814767 \h 14191515

15 Мотивация

Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
Статистика, исследования, наблюдения, да и просто здравый смысл свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий плавания на организм человека, и, следовательно, на продолжительность человеческой жизни.
Плавание замечательный вид спорта, оно доставляет много радости, удовольствия, служит прекрасным средством отдыха, укреплению здоровья и закаливания.
При стечении неблагоприятных условий и обстоятельств в процессе занятий по плаванию может возникнуть угроза для здоровья и жизни занимающихся. Поэтому обучение плаванию требует соблюдения строгой дисциплины.
Во время занятий учащиеся должны строго соблюдать правила безопасности на занятиях, а при несчастных случаях уметь оказать первую помощь утопающему.

Ц е л и.

Образовательная: обучить правилам поведения на занятиях по плаванию, научить анализировать ситуации, принимать решения и оказывать первую помощь при несчастных случаях.
Уметь – транспортировать и оказывать первую помощь утопающему.
Знать – правила поведения студентов на занятиях, меры безопасности и оказания помощи на занятиях по плаванию.

Воспитательная: воспитать чувство ответственности к своему здоровью, повысить интерес к выбранной профессии медика, раскрыть возможности ориентации на здоровый образ жизни..

Развивающая: развить волевые качества, смелость, решительность, инициативность, которые необходимы для формирования личности специалистов средних медицинских заведений.

Место проведения: бассейн «Нептун».

Время занятия: 90 минут.

Форма и методика проведения – практическое занятие.

Оснащение занятия: плавательные доски, секундомер, свисток.

Межпредметные связи: сестринское дело в педиатрии, терапии, хирургии, ОБЖ.

Технологическая карта занятия

Раздел урока
Содержание урока
Время
Примечание

1.
Организационный момент.
15 мин.



Выявление больных, освобожденных, наличие купальных принадлежностей.
Инструктаж по технике безопасности. Принятие душа.



См. стр. 8

2.
Подготовительная часть.
20 мин.



Построение и ознакомление с целями занятия.
Упражнения для разминки..


См. стр. 9

3.
Основная часть.
35 мин.



Выполнение контрольного норматива в плавании брассом.
Обучение оказанию первой помощи тонущим.

Дистанция
50 метров (см. стр. 10)

4.
Закрепление.
10 мин.


5.
Заключительная часть.
10 мин.



Соревнование: скольжение с движением ног в кроле на спине.
Подведение итогов, организованный уход из бассейна.

50 метров на скорость.
Выставить оценки.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях по плаванию

Обучая студентов плаванию, преподаватель несет ответственность за их: жизнь и в случае необходимости обязан немедленно оказать любую помощь. До занятий по плаванию следует ознакомить студентов требованиями дисциплины и безопасности.

Необходимо соблюдать следующие правила:

1. К занятиям по плаванию допускаются только студенты, имеющие справку (письменное разрешение от врача), заверенную подписью и печатью. До и после занятия учитель обязан построить группу и провести поименную проверку.

2. Студенты входят в воду и выходят из воды только по команде преподавателя, строго соблюдают дисциплину во время выполнения упражнений в воде. Не разрешать неорганизованного купания и плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния. Не допускать, чтобы студенты садились друг на друга, хватали друг друга за ноги, ныряли навстречу друг другу, подавали ложные сигналы о помощи, висели на дорожках, бросали плавательные доски с бортика в воду или из воды на кафель, бегали или толкались, находясь на кафеле, что может привести к подскальзыванию, падениям, травмам.

Входить в бассейн после окончания занятии запрещается.


3. В местах проведения занятий по плаванию должны находиться средства для спасения утопающих - шесты, резиновые надувные круги и др.

4. В холодную погоду после занятий плаванием не следует сразу выходить на улицу, так как это может вызвать простудные заболевания. Прежде чем выйти на улицу, необходимо просушить волосы, посидеть в помещении.

5. Особенно опасно: прыгать в воду головой вниз при недостаточной глубине воды и необследованном дне водоема; купаться сразу после приема пищи или большой физической нагрузки (интервал должен составлять не менее 45-50 мин); купаться в естественных водоемах - не оборудованных и не отвечающих санитарным нормам; заниматься плаванием в холодной воде, что может стать причиной простуды и таких заболеваний, как отит, ринит, тонзиллит и др.

Травмирование при прыжках в воду головой вниз


Упражнения для разминки

а). упражнения без опоры

( Плавание при помощи движений ног брассом на груди с задержкой дыхания, руки вытянуты вперёд


б). плавание при помощи движений ног брассом

( Плавание при помощи движений ног брассом на груди, руки вытянуты вперёд, в согласовании с дыханием:
( подтянуть ноги,
развести стопы в стороны - вдох;
опустить лицо в воду,
скользить – выдох.



в). плавание в полной координации брассом

( Плавание брассом со слитной координацией движений (ноги начинают подтягивание в конце гребка руками и выполняют толчок одновременно с выпрямлением рук и скольжением) с произвольным дыханием (вдох и выдох выполняются над водой).


Примечание:

Не выполнять широкий гребок руками и не заводить руки за линию плеч.
Не поднимать плечи высоко во время вдоха и не перегружать их глубоко при выдохе.
Следить за тем, чтобы выдох был полным, а вдох глубоким.
В конце гребка руками, прижимать локти к туловищу, а не разводить в стороны.
Основная часть занятия

Контрольный норматив в плавании брассом.

Содержание контрольных упражнений

На «5»
На «4»
На «3»

1. Плавание брассом на ногах, руки вперед
Ю
100м.
75м.
50м.


Д
75м.
50м.
25м.

2. Плавание брассом в полной координации
Ю
150м.
125м.
100м.


Д
100м
75м.
50м.

3. Плавание на выносливость в/стилем
Ю
800м.
700м.
600м.


Д
600м.
500м.
400м.

4. Плавание брассом на скорость дистанция 50м.
Ю
1.05сек
1.1 Осек
1.15сек


Д
1.1 Осек.
1.15сек.
1.20сек


Первая помощь при несчастных случаях в воде

Последовательность действий спасателя:
подплыть к утопающему (если он скрылся под водой, найти его);
при необходимости освободиться от его захвата;
транспортировать его к берегу;
оказать ему доврачебную помощь.

Входить в воду надо в том месте, откуда можно быстрее подплыть к тонущему человеку. Подплыв к тонущему, следует спокойно и уверенно сказать, что помощь ему будет оказана только в том случае, если он будет выполнять все указания.


(
Иногда достаточно плыть рядом с пострадавшим, вселяя в него уверенность и слегка подталкивая его вперед.


Тонущий человек стремится ухватиться за своего спасателя и этим связывает его движения в воде.

!

Поэтому подплывать к утопающему лучше сзади.


Если этого сделать не удается, то надо за 2 - 3 м до него нырнуть, приблизиться к нему, ухватить за колени, повернуть спиной к себе, всплыть и, удерживая его, двигаться к берегу.
13 EMBED PBrush 1415
Если утопающий судорожно ухватился за спасателя: следует сделать глубокий вдох и, задержав дыхание, освободиться от захвата.

Основные способы освобождения от захвата утопающего.

При захвате за обе руки.
Сделать резкое движение своими руками в стороны больших пальцев утопающего.

При захвате за одну руку.
Упереться ногами в грудь или в плечи утопающего и сильно оттолкнуться.
13 EMBED PBrush 1415 13 EMBED PBrush 1415

При захвате за шею спереди.
Прижать подбородок к груди, упереться руками в локти утопающего и, погружаясь вниз, оттолкнуть вверх его руки. Или, упираясь ладонью в подбородок утопающего, оттолкнуть его, придерживая другой рукой за талию. В случае необходимости упереться коленом в его живот.

13 EMBED PBrush 1415
При захвате за шею сзади.
Взяться одной рукой за запястье утопающего, а другой за локоть этой же руки. Затем поднять локоть утопающего, опустить его кисть, выкрутить ему руку, повернуть его спиной к себе и освободиться.

13 EMBED PBrush 1415 13 EMBED PBrush 1415

При захвате за туловище спереди (поверх рук).
Погрузиться вниз, резко разводя локти в стороны - вверх.
13 EMBED PBrush 1415

При захвате за туловище спереди (под руками).
Упираясь ладонью в подбородок утопающего, резко отталкивать его голову назад, а второй рукой придерживать его за поясницу. Если так освободиться не удается, надо отталкивать голову утопающего двумя руками, упираясь ладонями в его подбородок.

13 EMBED PBrush 1415





При захвате за туловище сзади (над руками).
Захват сзади за туловище с захватом опущенных рук наиболее опасен. Освободиться от такого захвата можно резким разведением рук в стороны с одновременным погружением вниз. Только решительные действия могут обеспечить успех.

13 EMBED PBrush 1415 13 EMBED PBrush 1415

При захвате за туловище сзади (под руками).
Взяться за большие пальцы рук утопающего и развести руки в стороны.

При захвате за ноги.
Взяться двумя руками за голову утопающего и, мягко поворачивая его в сторону, освободиться от захвата.




ПОМНИ:
Утопающий инстинктивно стремится вверх и хватается за все, что может быть ему опорой, поэтому иногда достаточно начать погружаться вниз, чтобы он сам убрал руки


После освобождения от захвата следует отплыть от пострадавшего.
Затем, поднырнув, приблизиться к нему незаметно и применить захват для транспортировки к берегу.

Основными требованиями при транспортировке
Являются:
( быстрота передвижения с утопающим и обеспечение ему дыхания;
( двигаясь с утопающим, нельзя класть его на себя;
( следует придать, ему горизонтальное положение, чтобы рот и нос находились на поверхности воды.

Способы транспортировки утопающего в воде

( Транспортировка «морским захватом».
Спасатель пропускает свою руку под рукой утопающего и захватывает его другую руку за предплечье или локоть. Затем переворачивает пострадавшего на спину и транспортирует его на боку, выполняя движения ногами (кроль или брасс), подгребая свободной рукой. Применяется в том случае, если пострадавший не может контролировать свое поведение и своими действиями мешает спасателю.


( Спасатель плывет, лежа на спине и работая ногами, как в брассе.
Вытянутыми руками поддерживает голову утопающего, обхватив кистями его подбородок, или поддерживает его двумя руками под мышками. Утопающий также лежит на спине. При транспортировке рот утопающего должен находиться над водой.





( Спасатель плывет на боку (правом), работая ногами и правой рукой.
Левая рука опущена спереди под левую мышку утопающего и захватывает (фиксирует) подбородок.

( Спасатель плывет на боку (левом), работая ногами и левой рукой.
Повернув утопающего на спину и повернувшись на бок, спасатель просовывает свою верхнюю (правую) руку под мышку утопающего сзади и берет его за подбородок.


( Спасатель плывет брассом.
Пострадавший, лежа на животе и разведя ноги в стороны, держится прямыми руками за плечи спасателя. Применяется, если тонущий или обессиленный пловец может контролировать свое поведение.

( Транспортировка утопающего в воде за волосы (или за воротник одежды).
Спасатель, плывя на боку, тянет пострадавшего к берегу так, чтобы его нос и рот находились над водой. Применяется, если пострадавший находится в бессознательном состоянии.
13 EMBED PBrush 1415


Оказание первой доврачебной помощи

Вытащив пострадавшего из воды, следует немедленно приступить к оказанию ему первой помощи.

13 EMBED PBrush 1415

( Повернуть пострадавшего лицом вниз и опустить его голову ниже таза.
(Очистить рот от слизи, песка, ила и резко надавить на корень языка.
(При появлении рвотного и кашлевого рефлексов добиться удаления воды из дыхательных путей и желудка.


(.1 Если пострадавший не потерял сознание, с него надо снять одежду, энергично растереть тело, надеть сухую одежду и напоить его горячим чаем.

(.2 При потере сознания, отсутствии дыхания и пульса необходимо срочно приступить к реанимации (непрямой массаж сердца и искусственное дыхание):



Непрямой массаж сердца
Алгоритм выполнения:
Положить пострадавшего на ровную твердую поверхность (на землю).
Подложить под лопатки валик (одеяло или одежду), чтобы голова была несколько ниже груди, т. е. запрокинуть ему голову.

13 EMBED PBrush 1415
Сделать 15 надавливаний на грудину. Располагать ладонь на груди так, чтобы большой палец был направлен на голову (на ноги) пострадавшего.
Глубина продавливания грудной клетки - не менее 3 - 4 см, частота - 6070 раз в 1 мин.



13 EMBED PBrush 1415
Искусственное дыхание
Алгоритм выполнения:
Положить пострадавшего на ровную твердую поверхность (на землю).
Подложить под лопатки валик (одеяло или одежду), чтобы голова была несколько ниже груди, т. е. запрокинуть ему голову.

13 EMBED PBrush 1415
Захватить подбородок, запрокинуть голову пострадавшего.


13 EMBED PBrush 1415
Зажать его нос и сделать максимальный выдох ему в рот (можно через салфетку, марлю, платок). Чередовать 15 надавливаний на грудину с 2 «вдохами» искусственного дыхания.

( Лучше, если сердечно-легочную реанимацию проводят два человека.

13 EMBED PBrush 1415

Тогда после 5 надавливаний делают 1 «вдох».

( Реанимацию необходимо проводить до появления пульса и дыхания.


Закрепление полученных знаний

( Разбиться на пары и продемонстрировать «друг с другом»:
Транспортировать «тонущего» на дистанцию 25 метров.
Продемонстрировать освобождение от захвата в воде и транспортировку «тонущего» на дистанцию 25 метров.
Выполнить один из способов искусственного дыхания.

( Выполнить это же упражнение на оценку (работаем в паре поочередно):

прыгнуть с бортика;
подплыть к «тонущему»;
освободиться от захвата;
транспортировать на дистанцию 25 метров.

Критерии выставления оценки:
При выставлении оценки учитывается то время, за которое студент выполняет данное упражнение: «отлично» - 30 минут
«хорошо» - 40 минут
«удовлетворительно» - 60 минут





Приложение




















































Способы пассивного удержания на плаву

На случай необходимости отдохнуть, невозможности продолжать плавание (усталость или другие причины) надо уметь удерживать себя на поверхности воды. Часто люди в экстремальных ситуациях теряются, начинают барахтаться, вскоре полностью выбиваются из сил и тонут. Но человек способен практически без всяких усилий удерживаться на поверхности воды. У человека, лежащего на воде с вытянутыми вдоль туловища : руками, ноги стремятся опуститься вниз, и это продолжается до тех пока тело не займет почти вертикальное положение. Движение ног вниз увлекает под воду с головой. Однако погружение можно приостановить, слегка поработав ногами, как при плавании кролем или при езде на велосипеде. Можно совершать легкие толчковые движения руками, что, правда, уже требует определенных усилий, исключая, таким образом, полный отдых и неподвижность. Чтобы обеспечить устойчивое горизонтальное положение тела в воде, достаточно завести прямые руки за голову и выставить из воды пальцы или кисти рук. Тогда ноги сами всплывут к поверхности.

При выполнении поворота с живота на спину необходимо:
( сделав наплыв вперед с опущенной в воду головой и вытянутыми руками, постепенно поворачиваться на правый бок, при этом правая рука остается вытянутой (но не напряженной!),
( на нее как бы ложится голова, а левая рука совершает круг перед туловищем и, не высовываясь из воды, проводится за голову, располагаясь рядом с правой.

Выполнение поворота с живота на спину
Подобный переход к отдыху на спине может быть совершен и через левый бок с соответствующим изменением движения рук. Для пассивного удержания себя на плаву подходит и способ, предложенный американским тренером Фредом Лану. Его особенность заключается в чередовании периода расслабления - основной и наиболее длительной фазы отдыха - с периодом незначительных движений, необходимых для того, чтобы поднять из воды лицо и сделать вдох (выдох осуществляется под водой).
Весь цикл от одного вдоха до другого вначале занимает 9-14 с, по мере тренировки он может удлиняться за счет задержки дыхания и замедленного выдоха.

Цикл движений состоит из пяти фаз:

1). короткий вдох ртом с поднятым из воды лицом (1-2 с);
2). погружение с головой в воду; легкое движение рук, приостанавливающее глубокое погружение (2 с);
3). полное расслабление в воде (4-6 с); в середине этой фазы начинается постепенный выдох - медленно выпускаются пузырьки воздуха через рот или нос;
4). подготовка к поднятию головы: одна нога выводится вперед (ноги в положении открытых ножниц), а руки медленно подносятся к лицу; выдох продолжается еще 1-2 с;
5). гребок руками от лица вниз и сводящее движение ногами (ножницы закрываются); тело принимает почти вертикальное положение, голова поднята над водой для вдоха (1 -2 с); затем все повторяется.
13 EMBED PBrush 1415

Наилучший ритм выполнения данного способа отдыха – 6 - 8 подниманий лица из воды в 1 мин.
Способ Фреда Лану особенно незаменим в том случае, когда в горизонтальном положении лежать не удается, например, если человек оказался в воде одетым. Однако для отдыха на воде более удобной считается горизонтальное положение.
Судороги при плавании

Судороги - это внезапные резкие непроизвольные сокращения мышц, сопровождающиеся сильной болью и временной утратой способности к расслаблению. Часто появляются при переходе из теплой воды в холодную и при длительном плавании в холодной воде.
При возникновении судорог нужно, прежде всего, прекратить плавание или изменить способ плавания. Поскольку судороги появляются в группах сгибательных мышц, следует сделать противоположное разгибательное движение, расслабить ноги и выполнить массаж: сделать вдох и, приняв положение «поплавка» с опущенной в воду головой, разминать и массировать мышцы двумя руками.
Если судороги появились в мышцах передней поверхности бедра, нужно захватить рукой голень, согнуть ногу в колене и прижать пятку к ягодице.
При появлении судорог в икроножных мышцах нужно вытянуть ногу и рукой подтянуть к себе пальцы стопы.

13 EMBED PBrush 141513 EMBED PBrush 1415

Если судороги появились в мышцах рук, нужно плыть на спине или на груди, работая одними ногами; руки приподнять, непрерывно сжимать и разжимать пальцы.
13 EMBED PBrush 1415
Тестовые задания
Тема: «Обучение техники оказания первой помощи тонущим»

Какой инвентарь нужен для оказания помощи утопающему?
а) спасательные круги, шары, спасательный нагрудники, пояса, жилеты.
б) метательная веревка конструкции Александрова, багры, «кошки»
в) все вышеперечисленное верно.

Как надо освобождаться от захвата рук спасателя за запястья?
а) упершись согнутыми ногами в грудь, оттолкнуться от него.
б) резко развести руки в сторону
в) ничего не делать

Как транспортировать утопающего?
а) на животе
б) на спине
в) оба варианта верны

При отсутствии дыхания и работы сердца можно:
а) охлаждать голову и шею больного
б) массировать пострадавшего
в) согревать тело пострадавшего

Освобождение от захвата туловища вместе с руками спереди.
а) утонувшего повернуть лицом к себе
б) упереться в подбородок тонущего правой рукой и запрокинуть ему голову назад.
в) резко поднять локти в сторону вверх, погрузиться в воду, (уйти в глубину)

Основными признаками прекращения эффективной работы сердца являются:
а) отсутствие пульса на сонной артерии
б) максимальное расширение зрачков и отсутствии их реакции на действие света
в) всё вышеперечисленное верно

7. При проведении искусственного дыхание способом «изо рта в нос» положение пострадавшего
а) горизонтальное на спине
б) вертикальное (возвышенное)
в) горизонтальное на боку

При проведении непрямого массажа сердца пострадавший лежит:
а) на спине, неровная поверхность
б) на спине, на плотной не прогибающейся поверхности
в) на спине, на наклонной поверхности.

9. При транспортировке уставшего пострадавшего нужно плыть
а) быстро
б) освободиться на месте
в) не торопясь

10. Освобождение от захвата за шею или голову
а) руку тонущего, вытолкнуть вверх, спасатель уходит вниз в глубину
б) резко повернуть руки в сторону больших пальцев тонущего
в) упершись в подбородок оттолкнуться

11. Что надо сделать, когда пострадавший окажется на берегу
а) привести в чувства
б) вызвать немедленно скорую медицинскую помощь
в) все вышеперечисленное верно

12. Освобождение от захвата за обе руки
а) спасатель берет тонущего за большие пальцы, тянет их на себя, и резким движением разводит руки в сторону, ныряет в глубину, выталкивает руки тонущего вверх.
б) освободить резким поворотом на грудь, нырнуть в глубину
в) спасатель группируется, ставит ноги на грудь или живот тонущего, одновременно вытянуть руки и опустив голову вниз отталкивать ногами, и нырять в глубь.

13. К непрямому массажу сердца присутствуют после:
а) 10-15 вдуваний воздуха в легкие
б) 4-5 вдуваний воздуха в легкие
в) сразу

14. Искусственное дыхание производиться:
а) 12 раз в минуту
б) 5 раз в минуту
в) 17 раз в минуту

15. Освобождение от захвата за ногу
а) оставаться на плаву
б) освободить резким поворотом на грудь , нырянием в глубину, движение «захваченной» ногой брасом
в) упираться в подбородок другой ногой и отталкиваться.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Номер
вопроса
Ответ


В


А


Б


А


В


В


А


Б


В


А


В


В


Б


А


Б
























13 EMBED PBrush 1415



Root Entry