Статья на тему: Организация работы с изображениями

Н.Г. Шмелёва
канд. физ.-мат. наук, доцент
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ
В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
Содержание курса «Информатика» базируется на продуктивной модели формирования информационных знаний и направлено на развитие инициативы, творчества, умения применять исследовательский подход в решении различного рода задач всеми учащимися. Это достигается моделированием проблемно-творческой ситуации, где компьютер, имея огромные возможности, выступает как помощник и, в то же время, является полномочным участником процесса мышления, оказывая непосредственное влияние на его содержание. Роль учителя как носителя и распространителя информации отходит на второй план, а доминирующей становится его роль, как интерпретатора знаний. Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их в интеллектуальную среду обучающихся, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности учеников, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса.
Работа с изображениями способствует развитию алгоритмического мышления, пространственного мышления, координации движения, развитию творческих способностей учащихся.
Программы, предназначенные для работы с изображениями, называются графическими редакторами. С помощью таких программ создают рисунки, выполняют их редактирование и ретушь, делают коллажи. Простейшим из графических редакторов является MS Paint – стандартная программа, входящая в операционную систему Windows и поэтому доступная миллионам пользователей. MS Paint хорош именно как учебная база для освоения растровой графики.
Растровый графический редактор Microsoft Paint является стандартным приложением операционной системы Windows 95/98/2000/ME/XP. Одно из главных достоинств программы доступность и компактность (вся программа помещается на гибкий диск 1,44 Мбайт). Несмотря на это, в ней размещено ядро инструментальных средств, входящее в состав практически всех современных графических пакетов, поэтому знакомство с представленными в ней инструментальными средствами позволит эффективнее освоить более мощные средства работы с графикой.
Графический редактор MS Paint предназначен для создания, изменения и просмотра рисунков. С помощью технологии OLE созданное в нем изображение может быть вставлено в любой другой документ или использовано в качестве фона рабочего стола. При наличии определенных навыков рисования редактор MS Paint позволяет подготовить вполне приличные рисунки для мультимедиа-презентаций. Кроме того, его можно использовать для просмотра и правки фотографий введенных с помощью цифровой камеры или сканера.
Paint представляет собой средство для рисования, с помощью которого можно создавать простые или сложные рисунки. Эти рисунки можно делать черно-белыми или цветными и сохранять их в виде файлов. Созданные рисунки можно выводить на печать, использовать в качестве фона рабочего стола, либо вставлять в другие документы. Paint можно использовать даже для просмотра и правки снятых с помощью сканера фотографий, благодаря его способности изменять цвета отдельных пикселей изображения.
Графический редактор Paint используется для работы с точечными рисунками формата JPG, GIF или BMP. Рисунок, созданный в Paint, можно вставить в другой документ.
Для приобретения и закрепления навыков работы в графическом редакторе Paint учащимся можно предложить упражнения на редактирование и создание изображений. В ходе данной работы учащиеся должны научиться составлять простейшие рисунки в графическом редакторе, применять элементы конструирования, находить и исправлять ошибки в своей работе, выполнять простейшие операции на компьютере.
Упражнение 1.
Задание: черно-белое изображение готовых рисунков из файлов “Звонок.bmp”, “Рыбка.bmp”, “Снежинка.bmp” сделать цветным (см. рис. 1).
Цель: научиться использовать произвольные краски для инструмента «Заливка».
Последовательность выполнения работы
Выбрать инструмент «Заливка», выбрать нужный цвет (щелкнуть левой клавишей «мыши» по цветному квадрату на панели инструментов «Палитра»), переместить указатель «мыши» на рабочее поле и, щелкнув левой клавишей, ”вылить” краску.
Для работы с мелкими деталями воспользоваться инструментом «Лупа»:
выбрать необходимое увеличение, перейти на рабочее поле;
вместо указателя «мыши» по экрану будет двигаться прямоугольник, необходимо указать этим прямоугольником часть изображения, требующего увеличения;
для отмены увеличения изображения выбрать инструмент «Лупа», в окне настроек остановить свой выбор на однократном увеличении.
Образцы выполненного задания




Рис. 1

Упражнение 2.
Задание: создать рисунок «Грибок» (см. рис. 2.1).
Цель: научиться владеть инструментами «Кривая», «Эллипс», «Линия», «Заливка».


Рис. 2.1
Последовательность выполнения работы
Инструментом «Кривая» нарисовать основание шляпы будущего гриба (рис. 2.2, а).
Дорисовать верхнюю часть шляпы (рис. 2.2, б).
С помощью инструмента «Линия» нарисовать ножку гриба (рис. 2.2,в).
Оформить ножку гриба инструментом «Кривая» (рис. 2.2, г).




а) б) в) г)
рис. 2.2
Пятна на грибе нарисовать инструментом «Эллипс».
Используя инструмент «Заливка» сделать изображение цветным.
Упражнение 3.
Задание: создать рисунок «Бабочка» (см. рис. 3.1). Скопировать пять раз, оформить ее разными цветами. Первую бабочку оставить без изменений, вторую – отразить сверху вниз, третью – повернуть на угол 90°, четвертую – растянуть по вертикали, пятую – наклонить на 180°.
Цель: научиться владеть инструментами «Карандаш», «Эллипс», «Скругленный прямоугольник» и свойствами «Выделение», «Отражение».




Рис. 3.1

Последовательность выполнения работы
Нарисовать левую половину бабочки, используя инструменты «Карандаш», «Эллипс», «Скругленный прямоугольник» (рис. 3.2, а).
Нажать пиктограмму «Выделение», обвести левую половину бабочки по оси симметрии и скопировать ее.
Для скопированной стороны бабочки выполнить команду «Отразить слева на право» (рис. 3.2, б).



а) б)
Рис. 3.2
Правую часть рисунка совместить с левой частью рисунка.
Скопировать данную бабочку на рабочем поле пять раз и оформить ее разными цветами.
Первую бабочку оставить без изменения, вторую – отразить сверху вниз, третью – повернуть на угол 90°, четвертую – растянуть по вертикали, пятую – наклонить на 180°.
Упражнение 4.
Задание: нарисовать вазу с цветами (см. рис. 4.1).
Цель: научиться рисовать изображения с помощью стандартных фигур





Рис. 4.1
Последовательность выполнения работы
С помощью кривой линии нарисовать часть лепестка (рис. 4.2, а).
Скопировать, выполнить команду «Отразить слева направо» и совместить полученные части лепестка (рис. 4.2, б).
Далее полученный фрагмент скопировать, отразить сверху вниз (рис. 4.2, в) и скопировать, повернуть на угол 90 градусов (рис. 4.2, г).
Оформить вазу с цветами по образцу (рис. 4.1).




а) б) в) г)
рис. 4.2
Примечание. Операции: отразить слева на право; отразить сверху вниз; повернуть на угол 90, 180, 270 можно выполнить с помощью команды «Рисунок – Отразить/Повернуть». Появится диалоговое окно с помощью которого необходимо активизировать операцию и нажать клавишу «ok». При выполнении команды «Рисунок – Растянуть/Наклонить» появится диалоговое окно с помощью которого можно растянуть, наклонить изображение по горизонтали или по вертикали. Чтобы скопировать произвольную область на экране необходимо активизировать пиктограмму, переместить указатель «мыши» на копируемый объект, нажать клавишу Ctrl и, удерживая левую клавишу «мыши» переместить объект в нужную точку.
Практические навыки работы на компьютере имеют порой большее значение, нежели некоторые вопросы теории. Оказывает влияние на познавательный интерес решение задач практического содержания с использованием компьютерных технологий из других предметных областей (математики, истории, природоведения, технологии и другие), вырабатываются осознанные навыки работы с компьютером и программными средствами.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15