Разработка Урока по биологии на тему Гуморальная регуляция (8 класс)


Дата:
Предмет:
Класс: Ф.И.О. учителя: ХамзинаАйгуль Маратовна
Биология
8
Тема урока Железы. Гормоны. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции: гипофиз, щитовидная и паращитовидная железы.
Источник Учебник «Биология» 8 класс, Е. А. Очкур, Л.Е.Аманжолова, Р.Е.Джумабаева – Алматы «Мектеп», 2016г.
Цели Создать условия для формирования информационной, коммуникативной компетенций через освоение полученных знаний о гуморальной регуляции организма как физиологического процесса, осуществляемого с помощью гормонов, вырабатываемых железами.
Задачи 1. Обучающая:
Сформировать понятие о железах внутренней секреции, раскрыть роль желез внутренней секреции в регуляции функций организма человека, выяснить влияние гормонов на организм человека на конкретных примерах.
2. Развивающая:
Сформировать интеллектуальные умения анализировать и сравнивать действия гормонов на различные системы организма человека, классифицировать гормоны по степени влияния на жизненно важные функции организма человека, обобщать полученные знания в виде опорных схем, таблиц, рисунков и кратких выводов, систематизировать гормоны по линии «простое (гормон) – сложное (нейрогуморальная регуляция)», характеризовать необходимость согласованного действия гормонов в обеспечении оптимального протекания жизненно важных процессов организма человека.
3. Воспитательная:
Воспитать чувство ответственности за коллективное дело, заинтересованное отношение к учебно-познавательной деятельности (мотивы учения), ответственное отношение к здоровью; формировать научное биолого-экологическое мировоззрение, культуру отношения к объектам живой и неживой природы, ответственность личности по отношению к природным и социоприродным системам, потребность в экологически оправданном поведении при общении с ними.
Методы и приемы, стратегии Метод Джигсоу, метод 6 шляп (Боно), таксономия Блума, стратегия "карусель".
ФОПДу Групповая
Ресурсы Таблица «Железы внутренней секреции», конспект- схема «Гуморальная регуляция», мультимедийная доска, раздаточные материалы в виде карточек «гуморальная регуляция организма человека», презентация.
Ход урока Тренинг. Упражнение «Нарисуй настроение». Учитель раздает смайлики 3-х разных цветов, на которых изображены только глаза, учащиеся должны нарисовать настроение, которое у них на данный момент. Смайлики прикрепляются на доску. Учащиеся делятся на 3 группы по цвету смайликов.Время выполнения – 3-5 минут.
Выход на тему:
Учитель задает наводящие вопросы:
От чего зависит наше настроение?
Почему для поднятия настроения советуют кушать бананы и шоколад? Как они действуют?
Что такое биологически активные вещества? На какие функции организма они влияют?
Учитель зачитывает учащимся слова, которые они должны запомнить. Затем записать в той последовательности, в которой читал учитель. Из первых букв слов составить слово – название темы.
Слова:
Живая
Единственный
Любовь
Еда
Здоровье
Активность
Учащиеся записывают тему урока: Железы. Гуморальная регуляция(слайд 1 презентации). Время выполнения 3-5 минуты.
Изучение нового материала:
Объяснение учителя:
Гуморальная регуляция физиологических процессов осуществляется биологически активными веществами – гормонами. Эти вещества были открыты 1902-1905 гг. учеными У.Бейлисс и Э.Старлингом. Запишите определение в тетрадь. Гормоны – это вещества, вырабатываемые эндокринными железами (слайд 2 презентации).
Основные свойство гормонов: действуют на расстоянии от места продукции, специфичность, высокая скорость образования, высокая биологическая активность, роль посредника между нервной системой и клетками(слайд 3 презентации). Железы выделяющие гормоны, делятся на три вида: железы внешней секреции – выделяют секрет либо в полость, либо во внешнюю среду (сальные, слюнные, потовые); железы внутренней секреции – вырабатывают гормоны, действующие на органы и системы органов (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники); железы смешанной секреции – выделяют гормоны и секреты (поджелудочная железа, половые железы. Запишите схему.
Основными эндокринными железами являются: гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, половые железы, поджелудочная железа (слайд 4).
Эндокринный мозг был обнаружен канадским патофизиологом Гансом Селье. Это одно из самых сенсационных открытий в медицине XX в. По современным данным, гормональной активностью обладают по крайней мере три отдела центральной нервной системы: гипоталамус, гипофиз и эпифиз.(слайд 5).
О железах вы узнаете подробнее, работая в группах. Время выполнения 5 минут.
Работа в группах:
Каждая группа получает задание: прочитать определенную информацию в учебнике, записать определения (по таксономии Блума отрабатывается навык Знания), заполнитетаблицу(по таксономии Блума отрабатывается навык Применение). (Задания группам см. в Приложении 1). Время выполнения 10минут.
Учитель раздает учащимся стикеры разного цвета с цифрами 1, 2, 3. Учащиеся с цифрой «1» пересаживаются в группу 1, учащиеся с цифрой «2» - в группу 2, учащиеся с цифрой «3» образуют группу 3. Цель вновь созданных групп обмен полученной информацией. Первыми обмениваться информацией начинают учащиеся с желтым цифрами, вторыми – с розовым, третьими – с голубым. Время выполнения 10 минут.
Обсуждение. Закрепление материала.
Обсуждение происходит с использование шляп Боно.
Белая шляпа– Я знаю о железах …
Красная шляпа– Мне понравилось … Мне не понравилось …
Желтая шляпа– У меня обязательно получится …
Черная шляпа – У меня может не получится …
Зеленая шляпа– Мы могли бы изучить эту тему другим способом, а именно …
Синяя шляпа – Я могу сделать следующий вывод о гуморальной регуляции …
После чего учащиеся на макете человека (Приложение 2) отмечают месторасположение изученных желез и те системы и органы, на которые они влияют. Время выполнения 5- 7 минут.
Формы работы Индивидуальная, групповая, группы сменного состава.
Рефлексия Учащиеся получают стикеры, на которых изображены ! Учащиеся пишут под звездочкой, что им понравилось, под восклицательным знаком – замечания, пожелания учителю (по таксономии Блума отрабатывается навык Оценка ). Время выполнения 5 минут.
Домашнее задание §9-11, стр.35-43, прочитать, ответить на вопросы в конце параграфов.
Приложение 1.
Группа 1.
Прочитайте информацию учебника §9, стр.35-37 (информацию о гипофизе и его гормонах)
Запишите определение «Гипофиз»
Заполните таблицу:
№ п/п Название железы Гормоны Объект влияния гормона К чему приводит гипо- (недостаток) и гиперфункция (избыток) гормонов?
Группа 2.
Прочитайте информацию учебника §10, стр.38-41
Запишите определение «Щитовидная железа, паращитовидная железа, надпочечники»
Заполните таблицу:
№ п/п Название железы Гормоны Объект влияния гормона К чему приводит гипо- (недостаток) и гиперфункция (избыток) гормонов?
Группа 3.
Прочитайте информацию учебника §11, стр.41-43 (информацию о паращитовидной железе и её гормонах)
Запишите определение «Поджелудочная железа, половые железы»
Заполните таблицу:
№ п/п Название железы Гормоны Объект влияния гормона К чему приводит гипо- (недостаток) и гиперфункция (избыток) гормонов?
Приложение 2.
Макет человека