Авторская программа Спортивно — оздоровительная деятельность в начальной школе








Спортивно-оздоровительная деятельность во внеурочное время
с обучающимися младших классов













Введение
Актуальность программы
Большое значение имеет внеурочная деятельность, первостепенной задачей которой является обеспечение младшим школьникам активного отдыха, направленного на повышение умственной и мышечной работоспособности и снижение утомляемости.
Внеурочная физкультурно-оздоровительная работа углубляет и расширяет учебную работу по физическому воспитанию и проводится в форме игр, прогулок, экскурсий, туристических походов (изучается состояние различных уголков природы данной местности, результаты походов служат материалом для проведения познавательных бесед, ребята приобретают дополнительные умения и теоретические сведения, развиваются физически), занятий в спортивных кружках и секциях на занятиях важно правильно распределить физическую нагрузку. Разный уровень физической подготовленности и физического развития требует дифференцированного подхода к учащимся младшей школы, детей необходимо удерживать от перенапряжения, надо облегчать им задания, но в то же время постепенно увеличивать нагрузку за счет более продолжительного участия в играх.
Проведение спортивных соревнований и праздников, сюжетно-ролевых занятий и мероприятий способствует более широкому развитию различных форм деятельности по физическому воспитанию, удовлетворяет возможности и желания детей заниматься физическими упражнениями, спортом, охватывает массы учащихся различными видами активного отдыха в свободное от учебных занятий время и складывается из естественных видов движения, позволяющих школьникам овладевать жизненно важными прикладными навыками и развивать у них важные двигательные качества: быстроту, силу, выносливость, ловкость и др. Праздник это итог определенной практической деятельности. Подготовка к празднику, его ожидание создают дружескую обстановку, активизируют, сплачивают детей. Любой праздник способствует формированию у них чувства дружбы, товарищества, воспитанию внимательного и чуткого отношения друг к другу. В процессе планирования, подготовки и проведения праздничного мероприятия у учащихся младших классов совершенствуется умение анализировать, синтезировать, сравнивать; развиваются самооценка и самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и трудовые навыки, укрепляются внутриколлективные отношения.
Период обучения в школе совпадает с процессом морфофункционального созревания и становления личности, поэтому особенно важно обеспечить достижение ребенком оптимального уровня всесторонней физической подготовленности посредством физкультурно-оздоровительных занятий и уделить как можно больше времени индивидуальному оздоровлению, физическому развитию и воспитанию личности через решение задач по обучению их общим и специальным оздоровительным методикам, создать условия для занятий, привить потребность в них, воспитать настоящих граждан своей страны. Физкультурно-оздоровительная работа остается основным звеном воспитания в начальной школе.
Практика показывает, что процесс усвоения знаний и умений протекает успешно лишь при познавательной активности детей. Поэтому особенно важно применять на занятиях методы, повышающие интеллектуальную активность, побуждающие к самостоятельности.
Сюжетно-ролевой метод проведения занятия основывается на использовании сюжета сказки, рассказа или иного действия с учетом двигательных умений и навыков детей. Рассказывая сюжет, преподаватель умело включает различные «превращения», имитирующие действия и движения детей. Игры, занятия, уроки, связанные с сюжетно-ролевым методом, отличаются не только разнообразными движениями, но и свободой их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества детей. Играя, дети испытывают радость от реализации своих физических и умственных способностей, что необходимо для их разностороннего развития.
Девиз программы
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу» эти умные и полезные слова должны больше и больше завоевывать сердца ребят.
Практика показывает, что учение как процесс усвоения знаний, умений и навыков протекает успешно лишь при познавательной активности детей. Задача программы сформировать в каждом учащемся личность, способную самостоятельно развивать себя физически и духовно. В работе с детьми не должно быть шаблонов и монотонности, поэтому ярким моментом работы с учениками является применение нестандартных приемов:
рекламно-курсовое обучение: выпуск информационных бюллетеней, агитплакатов, стенгазет;
включение оздоровительных систем в урочную и внеурочную деятельность учащихся. Например, в разделе «Гимнастика» в целях профилактики и коррекции нарушений осанки мы уделяем больше внимания воспитанию и закреплению навыка правильной осанки. При решении этой задачи ведущая роль отводится выработке представлений о правильной осанке и ее самоконтроле. В разделе лыжной подготовки в целях увеличения аэробных возможностей человека применяется дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой и т.д.;
введение физкультурных пауз и подвижных перемен в целях последовательной реабилитации от «урочного и внеклассного утомления» выполнение комплексов специальной гимнастики в зависимости от степени утомления, самомассаж биологически активных точек, подвижные и спортивные игры.
При подборе игры продумываются следующие вопросы:
цель игры, какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения;
какие воспитательные цели преследуются в процессе игры;
посильна ли она для учащихся;
все ли учащиеся будут одинаково в ней участвовать;
что даст игра каждому ребенку.
Подведение итогов должно быть простым и четким.
Игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий. Они одно из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств самопознания, развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития. В игре дети охотнее принимаются за учение.
Особое внимание мы уделяем организации и проведению больших перемен, организации и работе музыкальных студий: аэробики и ритмики, перед которыми стоят важные задачи по сглаживанию однобокости развития мышц. С учащимися проводятся музыкально-развлекательные мероприятия с включением в них спортивных аттракционов.
Цель и задачи программы
укрепление здоровья;
повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности;
углубленное изучение основных элементов техники лыжных ходов;
приобретение соревновательного опыта;
приобретение навыков в организации и проведении соревнований по общей и специальной физической подготовке.
Эффективность спортивной тренировки на этапе начальной спортивной специализации обусловлена рациональным сочетанием процессов овладения техникой лыжных ходов и физической подготовки занимающихся. В этот период наряду с упражнениями из различных видов спорта, спортивными и подвижными играми широко используются комплексы специальных подготовительных упражнений и методы тренировки, направленные на развитие специальной выносливости лыжника-гонщика. Однако стремление чрезмерно увеличить объем специальных средств подготовки приводит к относительно быстрому росту спортивных результатов, что в дальнейшем отрицательно отражается на становлении спортивного мастерства.
Преобладающей тенденцией динамики нагрузок на этапе начальной спортивной специализации должно быть увеличение объема без форсирования общей интенсивности тренировки.

Приложение
Распределение учебных часов для кружка «Лыжные гонки»

Содержание занятий
Часы

1. ТЕОРИЯ


Техника безопасности по занятию лыжным спортом. Гигиена,
закаливание, режим тренировочных занятий.
6

Питание, самоконтроль, оказание первой помощи при травме
4

Лыжный инвентарь, выбор, хранение, уход за ним.
2

Основы техники передвижения, способы передвижения на лыжах
5

Правила соревнований по лыжным гонкам
2+2

Итого часов


2. ПРАКТИКА


1. Общая и специальная физическая подготовка
236

2. Техническая подготовка
40

3. Контрольные управления
15

4. Углубленное медицинское обследование
4













3. УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ (указать в каких)


1. Открытие сезона
2

2. «На приз Деда Мороза»
2

3. «Лыжня России», «Лыжня Татарстана»
2+2

4. Закрытие сезона
2

5. Тестирование
1

4. Контрольные испытания


Внутренние испытания - ОФП
1

Внутренние испытания - СФП
1










Итого часов
329

Всего часов
329



Периоды тренировок

сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август

1

























1
1
1
1
1
1

































1


1


1
1



·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Конспект для кружка по лыжной подготовке. «Зимние забавы».
Задачи кружка:
1.Совершенствование техники ранние изученных лыжных ходов.
2.Закрепление навыков спуска со склона, овладение Техникой торможения «плугом», подъем в гору «елочкой».
3.Развитие быстроты, ловкости, выносливости,
Товарищества в игровых условиях.
Цель: Закрепить лыжные ходы, спуск, подъем в гору, торможение. Место проведения: школьная лыжня. Инвентарь: лыжи, лыжные палки, флажки, свисток.
1.Вводно-подготовительная часть урока.
Построение. Проверка учащихся по журналу.
Сообщение задач урока. Выход на школьную лыжню.
Построение на улице. Совершенствование поворота переступанием в игре «Переступание веером».



Содержание: команды по свистку стартуют к своим флажкам. Около флажка выполняют повороты, каждый в свою сторону, переступанием и возвращаются к команде.
2.Основная часть кружка.
-Совершенствование раннее изученных лыжных ходов.
« Скользи дальше». В этой игре учащиеся совершенствуют бесшажный ход. Развивают силу отталкивания лыжными палками.

Содержание: Участники игры, предварительно сделав 3 шага разгона, стартуют с интервалом 3-5с. Выполняют одновременное отталкивание палками и скольжение на лыжах на указанном отрезке. Выполняется одно отталкивание палками.
«На одной лыже». Учащиеся повторяют технику бесшажного хода и одно опорного скольжения.

Закрепление навыков спуска со склона, овладение техникой торможения «плугом», подъем в гору «елочкой».
Игра «До флажка». В игре учащиеся совершенствуют технику спуска со склона и закрепляют технику торможения «плугом» в соревновательных условиях.

Содержание: Лыжники по свистку спускаются в средней стойке со склона вниз и стараются затормозить «плугом» точно у флажка. Торможение можно начинать в любом месте склона.
Игра «Спуск по двое». Воспитание ловкости, развитие чувства товарищества.

Содержание: На вершине склона команды по 8 человек. По свистку пары скатываются со склона взявшись за руки вниз, стараются проехать как можно дальше и не потерять друг друга.
- Развитие быстроты, ловкости, товарищества в игровых условиях.
«К своим палкам». Игра помогает учащимся развивать быстроту движения, умение владеть лыжами в игровых условиях.

Содержание: Лыжники стоят спиной друг к другу. Дается команда сделать три толчка палками и остановиться. На месте остановки оставить свои лыжные палки, затем вернуться на место. Дается команда « К своим палкам!» лыжники должны подбежать к своим палкам и взять их в руки.
«Буксиры». Учащиеся развивают силовые качества, воспитывают коллективное взаимодействие.
Содержание: Все учащиеся разделяются на пары. Первые буксируют вторых по своим лыжням до флажка, обозначающего границу отрезка. У флажка лыжники меняются ролями и продолжают гонку в обратном направлении.
3.Заключительная часть.
Построение. Подведение итогов. Переход в школу.
Рекомендации по проведению внеурочных занятий
Место и инвентарь для занятий нужно подготовить заранее. Необходимо с первых минут заинтересовать учащихся, возбудить у них желание заниматься. Не следует все время громко командовать, иногда надо объяснять тихо, что заставит детей соблюдать тишину и внимательно прислушиваться к объяснению учителя. Особенно важно на протяжении всего занятия следить за формированием, коррекцией правильной и красивой осанки, умело чередовать сложные упражнения, задания с легкими, дающими небольшую нагрузку; упражнения, требующие значительного напряжения, с движениями, упражнениями на расслабление. Больше внимания уделять на занятиях развитию и коррекции специальных качеств: прыгучести, гибкости, ориентировке в пространстве, специальной координации. Приступая к обучению, учитель обязан позаботиться о том, чтобы учащиеся прочно овладели необходимыми двигательными навыками и умениями: обучение новым движениям, упражнение должно начинаться с объявления его названия, показа и рассказа о нем. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления его ребенком. Каждое вновь показанное движение, упражнение, каждая игра, зрительно воспринятые учащимся, оставляют следы в коре головного мозга, и чем больше таких следов, тем быстрее создается двигательное представление и совершенствуется ориентация в пространстве. Объяснение техники движения, воспроизведение его названия и различные указания также направлены на создание двигательного представления об изученном материале.
Заканчивать урок следует спокойными играми или упражнениями на расслабление.
Разнообразие подвижных игр и речевого материала позволяет на должном уровне проводить учебное занятие. Спортивная форма, музыка, игры, команды все это вызывает у детей ощущение праздника. В зимний период занятие в зале необходимо заменять катанием на лыжах, летом выходить как можно чаще на спортивную площадку, где проводить линейные эстафеты с мячами, скакалками, обручами, прыгать через скакалку. Доброжелательная обстановка конечно же помогает ребятам чувствовать себя раскованно, но необходимо постоянно обращать внимание на повышенную возбудимость и быструю истощаемость силы нервных процессов у детей, и поэтому при проведении уроков, занятий по физической культуре мы считаем наиболее пригодным комплексно-игровой метод обучения.
Использование подвижных игр (с учетом малой, средней и высокой интенсивности) во вводной, основной и заключительной частях урока позволяет провести урок на высоком уровне и добиться выполнения трех основных задач: образовательной, воспитательной, коррекционной. Это приблизит нас к главной цели физического воспитания в школе укреплению здоровья учащихся, их успешной работе (учебе).

Игры на лыжах
Лыжники на места! Ученики на лыжах с палками медленно продвигаются по кругу в колонне по одному на расстоянии длины двух-трех лыж между каждым. Водящий игрок, без палок подъезжая то к одному, то к другому лыжнику, говорит: «За мной!» Вызванный, воткнув свои палки в снег, следует за водящим. Постепенно водящий уводит за собой всех лыжников в сторону от круга, отмеченного теперь палками. По команде воспитателя «На места!» лыжники стараются скорее занять любое место между палками, взявшись за них. Это же делает и водящий. Тот, кто опоздает и останется без места, становится водящим, и игра продолжается снова.
Сороконожки на лыжах. Играющие делятся на две равные команды. Каждая команда строится в колонну по одному (одна параллельно другой). Лыжники держат одной рукой канат. Перед колоннами отмечаются линии старта и финиша. По сигналу каждая колонна («сороконожка») бежит на лыжах к линии финиша. Команда, которая быстрее пройдет линию финиша и не рас- соединится на ходу, считается победительницей.
Кто быстрее возьмет флажок. Ученики делятся на две команды, строятся в шеренгу лицом друг к другу на расстоянии 7080 м и прокладывают для себя лыжню. Посередине дистанции расставляют флажки или палки. По сигналу игроки быстро (без палок) приближаются друг к другу, по пути берут флажок и продолжают движение до финишной черты. За каждый флажок команда получает очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
День и ночь. Играющие делятся на две равные команды, которые выстраиваются в две колонны по одному с промежутками между игроками в колонне на длину лыж. Расстояние между колоннами 4 м. Посередине вдоль коридора, образованного двумя колоннами, проводится черта. Одна команда называется «День», другая «Ночь». За 25 м от средней черты с каждой стороны площадки находятся «города»'команд «Дня» и «Ночи». Города ограничиваются линиями, параллельными средней черте. Воспитатель в любом порядке произносит названия команд. Названная команда делает поворот в сторону своего города и бежит за его линию. Игроки другой команды поворачиваются к убегающим и стараются их догнать, коснувшись палкой пятки лыжи убегающего. Настигнутые останавливаются, а затем снова присоединяются к своей команде. После этого обе команды вновь занимают свои места у средней черты, и игра повторяется. Побеждает команда, у которой окажется меньшее количество остановленных игроков.
Гонка по квадрату. Игру проводят на лыжне в форме квадрата с закругленными углами, обозначенными флажками, палками. На середине каждой стороны квадрата отмечают линию старта. Учеников делят на четыре команды. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку и размещаются внутри квадрата на линии старта в колонну по одному. По команде «Марш!» стартуют одновременно первые номера всех команд. Они проходят вокруг квадрата и становятся в конце своей команды, после чего стартуют вторые номера. Побеждает команда, которая первой окончит гонку.
Меткие стрелки. На склоне горки прокладывается лыжня длиной до 10 м. Вдоль лыжни, в 810 м от нее, установлены три мишени (щит, снежное чучело и др.). Каждый ученик берет в руки мяч, шишки, снежки или другие мелкие предметы, спускается с горки и старается попасть в каждую мишень. Побеждает тот, у кого больше попаданий.
Эстафета на лыжах. Игроки делятся на три команды. Четные и нечетные номера каждой команды становятся один против другого на расстоянии 80 м. Перед четными и нечетными номерами отмечаются линии старта. По сигналу все четные номера выбегают на лыжах вперед и пересекают противоположную линию с левой стороны от очередного нечетного номера своей команды. Как только подбежавший лыжник пересек черту, вперед выбегает очередной (нечетный) номер и т. д.
Выигрывает команда, раньше других закончившая ,все перебежки.
Проскочи в ворота. На склоне горы в двух-трех местах ставят ворота, сделанные из лыжных палок: две воткнуты в снег, третья положена на них сверху. Поочередно один за другим без палок лыжники съезжают вниз, несколько приседая, когда надо проскочить ворота. Выполнившим задание считается тот, кто проедет через все ворота, не зацепив за верхнюю палку.
Спуск тройками. Учеников разделяют на тройки. Каждая тройка, взявшись за руки, спускается с горки шеренгой. Тройка, которая спускается лучше, победительница.
Вдвоем с пассажиром. Учеников делят на пары. Спуск выполняют вдвоем на одних лыжах (задний обхватывает переднего за талию или за плечи). Задача сохранить равновесие при спуске. Пара, которая проведет спуск без «аварий», объявляется победительницей.


Анкета для учеников начальных классов
(исследование уровня знаний по физической культуре)
Какие виды спорта ты знаешь? (Перечисли).
Какие виды физических упражнений надо использовать, чтобы быть:
-сильным
-быстрым
-ловким
3. Какой спортивный инвентарь используется на уроках физической культуры?
Каким видом спорта ты хотел бы заниматься и почему?
Как надо одеваться на урок физкультуры?
6. В какие игры ты любишь играть?



План-конспект для занятия кружка «Лыжные гонки» на тему:
«Спуски на лыжах. Подъемы на крутые склоны. Одновременный безшажный ход.»
Вводная часть.
1. Построение, рапорт,
приветствие.
2. Задачи на урок.
3. Пробежка (ходьба) 500 м.
ОРУ на лыжах.
II. Основная часть.
1. Спуски в различных стойках.











2. Подъемы «лесенкой».











3. Подъем «полуелочкой».









4.Одновременный безшажный ход

































5.Подвижная игра «Не сбей палку».







III Заключительная часть.
1. Сдача лыж
2. Построение
3. Итог





Учитель
Учитель
Разминочная ходьба по учебной лыжне в колонну по одному, дистанция 3 м.

Напомнить технику спуска в высокой стойке, показать.
Работать в 4 спуска. Замечания по исправлению ошибок делать индивидуально.
Напомнить технику спуска в основной стойке, показать.
Работать так же.
Напомнить технику спуска в низкой стойке, показать.
Работать так же.
Принимать стойку спуска по обстоятельствам. Кататься со склона по выбору.
Подъемы на крутые склоны. Подниматься боком приставными шагами. Поднять левую (правую) ногу с лыжей до середины голени, параллельно перенести лыжу на полшага влево (вправо), поставить ногу на снег и перенести на нее тяжесть тела. Приставить правую (левую ногу). Распределить тяжесть тела на обе ноги. Корпус чуть вперед, палки в упоре возле стопы. И так шаг за шагом до верхушки подъема. Показать.
Поработать самостоятельно.
Применяется для подъема на горку наискось. Этот подъем выполняется ступающим шагом: одна лыжа находится в линии движения (идет прямо), другая, нижняя, разворотом носка поперек склона, под некоторым углом к верхней лыжне; обе лыжи, особенно нижняя, упираются на ребро.
Показать.
Поработать самостоятельно.
И. п.: стойка проката на лыжах в неодновременных ходах.
Из этого положения, выпрямляясь, ученик выносит палки вперед (кольцами сзади), ударом ставит палки на снег на уровне креплений и резко нажимает на них, навалившись туловищем, проводит кистями рук вниз и назад, до выпрямления рук и палок в прямую линию.
После отталкивания спокойно, но быстро вынести палки вперед, одновременно выпрямив туловище.
При выносе рук массу тела больше перенести на носки. По мере наклона туловища голени немного наклонить назад, стопы должны «выскальзывать» вперед, - создается жесткая система передачи усилий с палок на лыжи (руки - туловище - ноги); к концу отталкивания опора на пятки. Надо ощущать перенос опоры полного наклона туловища до горизонтали, акцента нажима на палки, передачи усилий с палок на лыжи, проката на обеих лыжах в наклоне.
Упражнение приучает к быстрой постановке палок (ударом) с наклоном и энергичным нажимом, быстрому выдвижению стоп, законченному отталкиванию руками.
Показать.
Проработать медленно по разделениям. Самостоятельная практика в движении по учебной лыжне.
Учитель правит ошибки учеников в индивидуальном порядке.
На склоне установить несколько ворот из лыжных палок, наклоненных друг к другу.
Задача: проехать в ворота в низкой стойке, не зацепив палок.
Можно устроить несколько спусков.
Задача: проехать в ворота в низкой стойке, не зацепив палок.
Можно устроить несколько спусков.

Обтереть, сдать на склад.
Учитель
Катание на лыжах, Силовые упражнения. Водные процедуры


Заключение

Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы. Оно решает образовательные, воспитательные, развивающие и лечебно оздоровительные задачи.
Учитель физкультуры, инструктор по физическому воспитанию могут эффективно работать только в том случае, когда они ведут занятия, строго учитывая особенности каждого ученика. Они должны знать все данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы. В младшем школьном возрасте важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижным играм, создать все условия для освоения многих видов движений, действий и закаливающих процедур. Систематические физкультурные занятия положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию и является средством увеличения биологических резервов организма.
Одной из особенностей ребенка младшего школьного возраста является потребность в движении. Построение и коррекция двигательного навыка это ценное смысловое действие, состоящее из Целого ряда последовательных фаз, качественно различных, но логически связанных. В это время закладывается основа всех будущих сложных движений, и чем большим оказывается арсенал возможных сочетаний работы мышц при выполнении одного движения, тем более будет подготовлен ребенок к дальнейшему освоению рабочих или спортивных движений.
Период обучения в начальной школе совпадает с процессом морфофункционального созревания и роста организма ребенка и становления его личности. Для школьников младшего возраста характерны неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга, четко выраженная недостаточность внутреннего активного торможения. В младшем школьном возрасте почти все показатели физических качеств ребенка демонстрируют высокие темпы роста, именно поэтому учащиеся почти самостоятельно, только понаблюдав за тем, как это делается, могут освоить передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, продемонстрировать умение обращаться с мячом, ракеткой, проявить спортивно-игровые способности.
Важную роль на этом этапе играет дифференцированный подход к подбору методов и средств при проведении учебных и внеклассных занятий с учащимися: знание их антропометрических показателей и уровня физического развития. Высокая суммарная нагрузка на организм младшего школьника требует постоянного контроля за состоянием здоровья учащихся и организацией мероприятий, способствующих улучшению жизнедеятельности различных органов и систем ребенка.
Движение насущная потребность растущего детского организма. Недостаток движений приводит к возникновению целого ряда заболеваний: нарушению осанки, ухудшению дееспособности стопы, избыточному весу, снижению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем ребенка, в результате чего появляется неадекватная реакция работы сердца на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких, замедляется моторное развитие. Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстры и ловки, менее закалены, чаще и продолжительнее болеют.
Основными задачами физического воспитания в младшем школьном возрасте являются: укрепление здоровья, обеспечение правильного физического развития; успешное развитие двигательных качеств и формирование практических навыков и умений; содействие высокому уровню умственной и физической работоспособности; воспитание морально-волевых качеств; воспитание устойчивого интереса к организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, помощь в выборе спортивной специализации и оптимального пути развития физического потенциала ребенка, подходящей формы обще развивающих и спортивных занятий.
Разнообразные формы физкультурно-оздоровительных занятий в режиме дня младшего школьника способствуют улучшению жизнедеятельности органов и систем организма. Укрепляется и развивается нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная и мышечная системы, опорно-двигательный аппарат. В занятиях физкультурой и спортом есть и еще одна важная сторона воспитательная. Занимаясь спортом, каждый учится ценить дружбу, отстаивать общие интересы, тренирует волю, становится более смелым, решительным и инициативным.

Список использованных источников и литературы
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. 2-е изд. - М.: Медицина, 1991.
Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардин Г.Б. Коньковый ход? Не только... - М.: Физкультура и спорт, 1988.
Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГИФК, 1989.
Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Евстратова, Г.Б. Чукардина, Б. И. Сергеева. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
Манжосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. - М.: Высшая школа, 1979.
Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
Мищенко B.C. Функциональные возможности спортсменов. - Киев: Здоровья, 1990.
Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
Поварницин А.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1976.
Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 1999.
Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, ВЛ. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: Издательство «СААМ», 1995.
Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
Андреев С.Н. Играй в мини-футбол. М., 1989.
Андреев С.Н. Футбол в школе. М., 1986.
Спортивные игры: учебник / Под ред. В.Д. Ковалева. М., 1988.
Баринов А.Е. Система организации оздоровительных мероприятий с детьми во время каникул. Владимир, 2002.
Гогулан М.Ф. Попрощайтесь с болезнями. М., 1997.
Гогулан М.Ф. Законы здоровья. М., 1998.
Дембо А.Г. Спортивная медицина и лечебная физическая культура. М., 1973.
Демирчоглян Г.Г. Тренируйте зрение. М., 1990.
Елисеев В. Десять тысяч путей к долголетию // Физкультура и спорт. № 57. 1987.
Иванов Ю.М. Йога. Как восстановить зрение. М., 1990.
Киреев А. Исцеление позвоночника. М., 2000.
Маргарет Д.К. Как приобрести хорошее зрение без очков. СПб., 1995.
Молчанова М. Как восстановить зрение. М., 1999.
Норбеков М.С. Опыт дурака, или ключ к прозрению: как избавиться от очков. М., 2004.
Рамачарана йога наука о дыхании индийских йогов.
С вами Вишну-девананда. Полная книга йоги. М., 1990.
Фокарев А.И. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях. Л., 1977.
Коротков И. М. Подвижные игры детей. М.: Советская Россия, 1987.
Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура: Упражнения и игры с мячами. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
Лях В. И., Мейксон Г. Б. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей: Программа для общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1993.
Матвеев А. П., Петрова Т. В. Физическая культура 1-11 классы: Программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2002.
Планирование содержания уроков физической культуры 1-11 классов // Физическая культура в школе. 1997. № 4.
Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. М.: ФИС, 2000.
















13PAGE 15


13PAGE 14215




Рисунок 1F:\алёшка 04022009\P1000986.JPGРисунок 7F:\алёшка 04022009\P1010008.JPGРисунок 9F:\алёшка 04022009\P1010011.JPGРисунок 4F:\алёшка 04022009\P1010015.JPG15