Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство России


Разработка урока географии в 9 классе на тему:
« Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство».
Цель и задачи урока:
-Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомить с рекреационным хозяйством России.
-Развивать умение работать с текстом; готовить сообщение и выступать с ним перед аудиторией.
-Воспитывать трудолюбие и толерантность.
Планируемые результаты:
-личностные: - воспитывать бережное отношение к природе, понимать ценность жизни и здоровья.
- метапредметные: формировать умение работать с текстом, анализировать и сопоставлять информацию, развивать мышление, коммуникативные умения и речь детей; развивать интерес к предмету.
-предметные: сформировать знания о составе сферы услуг; познакомить с рекреационным хозяйством России.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.Оборудование: атласы, презентация к уроку, компьютер, проектор, контурные карты.Методы: системно-деятельностный, частично-поисковый.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Этапы урока
Мотивация учебной деятельности.
Вводный контроль. Актуализация знаний.
Изучение новой темы, постановка проблем для работы в парах, группах.
Коллективный поиск решения проблем по слайдам.
Обобщение и закрепление знаний. Работа с контурной картой. Выполнение заданий ОГЭ.
Итоги урока. Рефлексия.
Домашнее задание.
Этапы Содержание
I. Организационный момент 1.Мотивация учебной деятельности. Организация класса.
II. Психологический момент (1 минута) Обращение к ребятам:
И прежде чем начать урокХочу сказать: “Вас видеть рада я,Глядеть в смышленые глаза,Ведь для меня награда!”
Обращение к гостям:
Гостей приветствовать хочу,В душе надеясь честно,Урок хочу так провести,Чтоб было интересно!
III. Фронтальная беседа с классом – 3 мин.
Ход урока
2.Актуализация опорных знаний по теме «Информационная инфраструктура» Прежде, чем перейти к теме урока давайте вспомним:
а)Фронтальный опрос
1.Какую тему рассматривали на прошлом уроке?(Информационная инфраструктура).
2.Какая основная отрасль входит в состав информационной инфраструктуры? (связь)
3.В чем состоит значение информации для современного общества?
4.Каковы возможности таких новых средств связи, как:факс,электронная почта,мобильный телефон, интернет.
5Влияет ли информационная инфраструктура на образ жизни людей?
5.Кроме связи, какими услугами пользуемся мы с вами? (услугами сферы обслуживания).
К какой сфере комплекса можно отнести тему нашего урока?
На доске написан план урока.
1. Сфера обслуживания:
а) состав сферы услуг
2.Факторы размещения
3. Рекреационное хозяйство:
а) требования к рекреационному району;
б) факторы, влияющие на образование рекреационных районов.
4.Виды туризма.
5.Роль сферы обслуживания?
IV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ ТЕМЫ. - 20 мин.
Физминутка
( видеоролик 2мин.)
IV. Осмысление и запоминание темы. (7мин.)
Ход урока
Да, сегодня на уроке мы будем рассматривать сферу обслуживания: состав и уровень развития.
1.Работа с презентацией:(слайд1)Определить по рисункам отрасли сферы обслуживания. Сравнить с рисунком 48 на странице 78 учебника.
Сфера обслуживания оказывает услуги населению.
Состоит из следующих отраслей:
·  ЖКХ
·  Услуги по социальному обеспечению населения
·  Торговля и общественное питание
·  Бытовое обслуживание
·  Культура
·  Образование
·  Медицина
·  Кредитно-финансовое обслуживание
·  Государственное управление
·  Рекреационное хозяйство
2.Как вы думаете, в чем особенности размещения предприятии сферы услуг ?( слайд2) (размещения предприятии сферы услуг совпадает:
а )с географией размещения населения;
б) размещения зависит от частоты спроса и обьема спроса.(приведите примеры. Учебник стр.79.)3. Рекреационное хозяйство(слайд3) - должно обеспечивать отдых людей. Восстановление здоровья, сил человека проходит в специальных учреждениях: санаториях, домах отдыха, пансионатах, турбазах. Скопление этих учреждений в одном городе образует город-курорт.
Вопрос к классу:
-Какие города-курорты вы можете назвать? (Сочи, Анапа, Кисловодск, Пятигорск и др.)
а)Какие требования, предъявляемые к рекреационному району вы знаете(работа с атласом)(слайд4)
Рельеф (плоский, холмистый, горный);
Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15…+25° С;
3. Наличие водных объектов (рек и озер);
Исторические и культурные памятники;
Минеральные воды и лечебные грязи;
Теплое море;
Безопасность жизни (низкий уровень преступности).
б)Факторы образования рекреационных районов (работа с атласом)(слайд5)
На основе природных условий и ресурсов (Черноморское побережье Кавказа, Кавказские минеральные воды, оз. Байкал);
Вокруг крупных городов (крупная рекреационная зона - Подмосковье);
Историко-культурные объекты (Сергиев Посад, Суздаль, дворцово-парковые объекты Санкт- Петербурга – Петродворец, Павлов, Пушкин).
4.Виды туризма:(слайд6),рис.49,стр.79 учебник)
В последние годы большая часть горожан отдыхают на своих садово-огородных участках. Причина такого отдыха - низкий уровень жизни населения России. Тем не менее, в последние годы увеличился поток туристов в зарубежные страны Европы и Юго-Западной Азии.
Вопрос к классу:
Назовите наиболее популярные зарубежные курорты? (Египет, Канарские острова, Кипр, Греция, Турция и др. страны)(видеоролики)
IV.Физминутка( видеоролик)
IV. Осмысление и запоминание темы. (7мин.)
1.Нанести на контурную карту основные рекреационные районы России).(слайд 7)
2. Распределите примеры по отраслям:(задания на листах самоконтроля.)
Удаление мусора, магазин, театр, банк, школа, санаторий, почта, дом престарелых, ремонт жилья, детский дом, рынок, парикмахерская, баня, телефон, библиотека, детский сад, больница, аптека, страховая компания. 3.Обсудите возможности создания рекреационного объекта (объектов) в нашем районе. Какова специализация рекреационного района: туризм, лечение, отдых? Проект создания рекреационного хозяйства может включать возможные варианты активного отдыха (на лыжах, охота, рыбная ловля, сплав по реке).
4.Какие города-курорты вы знаете в нашем крае?
5.Какой вклад вы можете внести для благоустройства своего класса, школы, села, района, страны?
V.Рефлексия урока- 3 мин Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?
На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?
Какое ощущение у вас в конце урока?
VI. Домашнее задание-2мин § 15, задания 2,4; подготовить сообщения о местных рекреационных ресурсах.
VII. Подведение итогов урока – 2 минуты Что такое рекреационный район?
Какие условия необходимы для его создания?



Лист самоконтроля.
9 класс Ф.И.-
1.Установите соответствие:
Отрасли сферы обслуживания:
·  ЖКХ-
·  Услуги по социальному обеспечению населения-
·  Торговля и общественное питание-
·  Бытовое обслуживание-
·  Культура-
·  Образование-
·  Медицина-
·  Кредитно-финансовое обслуживание-
·  Государственное управление-
·  Рекреационное хозяйство-
1.Удаление мусора,2 .магазин, 3.театр, 4.банк,5. школа,6. санаторий, 7.почта, 8.дом престарелых,9. ремонт жилья, 10.детский дом, 11. рынок, 12.парикмахерская,13. баня, 14.телефон, 15. библиотека, 16. детский сад, 17.больница, 18. аптека, 19. страховая компания.Что на уроке больше всего понравилось, запомнилось?
Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?
На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?
Какое ощущение у вас в конце урока?
Спасибо за работу!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» №7
Урок географии в 9 классе по теме
«Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство».
(районный семинар директоров).
Урок подготовила
учитель географии: Баймухаметова Э.М


Разработка урока географии в 9 классе на тему:
« Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство».
Цель: Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомиться с рекреационным хозяйством России. Развивать умения работать с текстом, статистическим материалом.
Планируемые результаты:
-личностные: - воспитывать бережное отношение к природе, понимать ценность жизни и здоровья.
- метапредметные: формировать умение работать с текстом, анализировать и сопоставлять информацию, развивать мышление, коммуникативные умения и речь детей; развивать интерес к предмету.
-предметные: сформировать знания о составе сферы услуг; познакомить с рекреационным хозяйством России.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.Оборудование: атласы, презентация к уроку, компьютер, проектор, контурные карты.Методы: системно-деятельностный, частично-поисковый.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Этапы Содержание
I. Организационный момент II. Психологический момент (1 минута) Обращение к ребятам:
И прежде чем начать урокХочу сказать: “Вас видеть рада я,Глядеть в смышленые глаза,Ведь для меня награда!”
Обращение к гостям:
Гостей приветствовать хочу,В душе надеясь честно,Урок хочу так провести,Чтоб было интересно!
Прежде, чем перейти к теме урока давайте вспомним:
III. Фронтальная беседа с классом – 3 мин.
1.Что называется информационной инфраструктурой?
2.Какая основная отрасль входят в состав информационной инфраструктуры? (связь)
3.Назовите и охарактеризуйте два основных вида связи: (почтовую и электрическую.)
4.каковы возможности таких новых средств связи, как:факс,электронная почта,мобильный телефон, интернет.
5.Кроме связи, какими услугами пользуемся мы с вами? (услугами сферы обслуживания). Что такое услуга?
К какой сфере комплекса можно отнести тему нашего урока?
На доске написан план урока.
1. Сфера обслуживания:
а) состав сферы услуг
2.Факторы размещения
3. Рекреационное хозяйство:
а) требования к рекреационному району;
б) факторы, влияющие на образование рекреационных районов.
4.Виды туризма.
5.Роль сферы обслуживания?
IV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ ТЕМЫ. - 20 мин.
Физминутка
( видеоролик 2мин.)
IV. Осмысление и запоминание темы. (5мин.)
Ход урока
Да, сегодня на уроке мы будем рассматривать сферу обслуживания: состав и уровень развития.
1.Работа с презентацией:(слайд1)Определить по рисункам отрасли сферы обслуживания. Сравнить с рисунком 48 на странице 78 учебника.
Сфера обслуживания оказывает услуги населению.
Состоит из следующих отраслей:
·  ЖКХ
·  Услуги по социальному обеспечению населения
·  Торговля и общественное питание
·  Бытовое обслуживание
·  Культура
·  Образование
·  Медицина
·  Кредитно-финансовое обслуживание
·  Государственное управление
·  Рекреационное хозяйство
2.Как вы думаете, в чем особенности размещения предприятии сферы услуг ?( слайд2) (размещения предприятии сферы услуг совпадает:
а )с географией размещения населения;
б) размещения зависит от частоты спроса и обьема спроса.(приведите примеры. Учебник стр.79.)3. Рекреационное хозяйство(слайд3) - должно обеспечивать отдых людей. Восстановление здоровья, сил человека проходит в специальных учреждениях: санаториях, домах отдыха, пансионатах, турбазах. Скопление этих учреждений в одном городе образует город-курорт.
Вопрос к классу:
-Какие города-курорты вы можете назвать? (Сочи, Анапа, Кисловодск, Пятигорск и др.)
а)Какие требования, предъявляемые к рекреационному району вы знаете(работа с атласом)(слайд4)
Рельеф (плоский, холмистый, горный);
Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15…+25° С;
3. Наличие водных объектов (рек и озер);
Исторические и культурные памятники;
Минеральные воды и лечебные грязи;
Теплое море;
Безопасность жизни (низкий уровень преступности).
б)Факторы образования рекреационных районов (работа с атласом)(слайд5)
На основе природных условий и ресурсов (Черноморское побережье Кавказа, Кавказские минеральные воды, оз. Байкал);
Вокруг крупных городов (крупная рекреационная зона - Подмосковье);
Историко-культурные объекты (Сергиев Посад, Суздаль, дворцово-парковые объекты Санкт- Петербурга – Петродворец, Павлов, Пушкин).
4.Виды туризма:(слайд6),рис.49,стр.79 учебник)
В последние годы большая часть горожан отдыхают на своих садово-огородных участках. Причина такого отдыха - низкий уровень жизни населения России. Тем не менее, в последние годы увеличился поток туристов в зарубежные страны Европы и Юго-Западной Азии.
Вопрос к классу:
Назовите наиболее популярные зарубежные курорты? (Египет, Канарские острова, Кипр, Греция, Турция и др. страны)(видеоролики)
IV.Физминутка( видеоролик)
IV. Осмысление и запоминание темы. (5мин.)
1.Нанести на контурную карту основные рекреационные районы России).2. Распределите примеры по отраслям:(задания на листах самоконтроля.)
Удаление мусора, магазин, театр, банк, школа, санаторий, почта, дом престарелых, ремонт жилья, детский дом, рынок, парикмахерская, баня, телефон, библиотека, детский сад, больница, аптека, страховая компания. 3.Обсудите возможности создания рекреационного объекта (объектов) в нашем районе. Какова специализация рекреационного района: туризм, лечение, отдых? Проект создания рекреационного хозяйства может включать возможные варианты активного отдыха (на лыжах, охота, рыбная ловля, сплав по реке).
4.Какие города-курорты вы знаете в нашем крае?
5.Какой вклад вы можете внести для благоустройства своего класса, школы, села, района, страны?
V.Рефлексия урока- 3 мин Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?
На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?
Какое ощущение у вас в конце урока?
VI. Домашнее задание-2мин § 15, задания 2,4; подготовить сообщения о местных рекреационных ресурсах.
VII. Подведение итогов урока – 3 минуты Что такое рекреационный район?
Какие условия необходимы для его создания?


Лист самоконтроля.
9 класс Ф.И.-
1.Установите соответствие:
Отрасли сферы обслуживания:
·  ЖКХ-
·  Услуги по социальному обеспечению населения-
·  Торговля и общественное питание-
·  Бытовое обслуживание-
·  Культура-
·  Образование-
·  Медицина-
·  Кредитно-финансовое обслуживание-
·  Государственное управление-
·  Рекреационное хозяйство-
1.Удаление мусора,2 .магазин, 3.театр, 4.банк,5. школа,6. санаторий, 7.почта, 8.дом престарелых,9. ремонт жилья, 10.детский дом, 11. рынок, 12.парикмахерская,13. баня, 14.телефон, 15. библиотека, 16. детский сад, 17.больница, 18. аптека, 19. страховая компания.2.Анкета. Заполнение таблицы:(ставьте знак «+» или «-»)
Вид связи Пользуюсь ежедневно Пользуюсь ежемесячно Пользуюсь редко Не пользуюсь
Почта Телевизор Телефон Факс Интернет