Презентация по обществознанию Теория этносов


Вклад советских ученых в создание отечественной теории этносов. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Петр Федорович Годы жизни: 1894-1941 гг.Отец: Федор Петрович ПреображенскийМать: Наталия Александровна Виноградова 1916-1919 гг. П.Ф.Преображенский состоял приват – доцентом в Московском Университете.1919 г. – уехал в Самару.1921-1937 гг. – профессор МГУ.Апрель 1921 г. – профессор факультета Общественных наук МГУ1922-1929 член РАНИОН1925-1930 – член Института этнографических культур1928-1929 – профессор Промышленной академииС 1931 г. – ученый хранитель Центрального музея народоведения. В этнографии Петр Федорович пришел как зрелый историк. Обладая обширной эрудицией, во многих областях знаний, мысля масштабно, он пытался обхватить всемирную историю как историю всех континентов и всех народов, их населяющих. Верный своим принципам стараясь избегать европоцентризма профессор Преображенский вел семинары по этнографии народов Средней Азии и принял участие в организации Среднеазиатской комплексной экспедиции РАНИОН, работавшей в низовьях Амударьи и районе древнего Хорезма. В духе этих теоретических построений и принципиальных тезисов написан главный этнографический труд профессора Преображенского «Курс этнологии».В заключение первой главы «Курса этнологии» проф. Преображенский сформулировал проблемы современной ему этнологии:1. выявление культурного единства2. механизм культурного взаимодействия ТОЛСТОВСергей Павлович Годы жизни: 25 января 1907 - 28 декабря 1976.Отец: Павел Сергеевич Толстов В 1923 году поступил в МГУ на физико-математический, а затем на историко-этнологический факультет (специальность «антропология»).в 1943—1945 годы был деканом исторического факультета МГУ.С 1942 — директор Института этнографии АН СССР.В 1951—1970 годы был председателем Российского Палестинского Общества. Отличало С.П. Толстова от многих других историков, этнографов и археологов то, что он не просто систематизировал и обобщал фактический материал, строил не только эмпирические концепции, но и от эмпирического уровня научного познания поднимался до теоретического, занимался, теоретическими изысканиями, выдвигал новые идеи и, разрабатывая их, создавал гипотезы и теории, отображающие сущность изучаемых этнологией и исторической наукой явлений. Работы области теории этнографии и историологии первобытности, а также и историологии классового общества. "Проблемы дородового общества" 1930 г."Очерки первоначального ислама" 1932 г."Генезис феодализма в кочевых скотоводческих обществах" 1934 г."Военная демократия и проблема "генетической революции"" 1935 г."Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен" 1935 г. Первая - проблема перехода от животного к человеку. Вторая - проблема возникновения экзогамии и рода. Третья - проблема перехода от первобытного общества к классовому и первых форм классового общества. Помимо всего прочего С.П. Толстов ставит и по-своему решает проблему возникновение классификационных систем родства. Он категорически отвергает господствовавший, да и сейчас продолжающий господствовать в этнографии взгляд, согласно которому классификационные термины родства возникают в результате расширения индивидуальных терминов родства. Он подчеркивает, что классификационные термины родства возникают как коллективные, групповые и не представляют собой терминов кровного родства в привычном для нас смысле слова. С.П. Толстов по существу первым попытался обосновать выделение периода перехода от доклассового общества к классовому в качестве особой исторической эпохи, которую нельзя полностью отнести ни к собственно первобытному обществу, ни к одной из классовых общественно-экономических формаций. Пожалуй, самое важное, что содержится во всех без исключения рассмотренных выше работах С.П. Толстова, - привлечение интереса исследователей к связям между одновременного существующими обществами ТОКАРЕВ Сергей Александрович Годы жизни: 29 декабря 1899 — 19 апреля 1985 В 1917 году начал работать преподавателем в школеВ 1921 году поступил на факультет общественных наукС 1927 года работал научным сотрудником Центрального музея народоведенияВ 1935 году получил степень кандидата исторических наук без защиты диссертации.В 1943 Институт этнографииС 1961 года возглавлял сектор этнографии народов зарубежной ЕвропыС 1956 - 1973 год заведовал кафедрой этнографии на историческом факультете МГУ Начав с этнографии тюркоязычных народов (алтайцев, хакасов, якутов) С. А. Токарев впоследствии заинтересовался социальной организацией и культурной историей австралийских аборигенов, индейскими народами, этнографией народов Зарубежной Европы, этногенезом, материальной и духовной культурой народов СССР. Еще одной сферой научных интересов С. А. Токарева стала история русской и зарубежной этнографии. Итогом его многолетней работы стал ряд монографий. Вместе с коллегами С. П. Толстовым, Н. Н. Чебоксаровым, Б. О. Долгих, В. И. Чичеровым — им сформирована система этнографического образования, благодаря которой кафедра этнографии МГУ на долгое время получила статус ведущего учебного заведения этого профиля. Токарев читал фундаментальные курсы: «История первобытного общества и основы этнографии», «История религий», «Историография этнографии», «Этнография Австралии и Океании», «Этнография Америки», «Этнография Зарубежной Европы» ИТСРудольф Фердинандович Годы жизни: 1 октября 1928 — 11 июля 1990. В 1950 окончил Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета.С 1954 являлся сотрудником Института этнографии (Кунсткамера)Возглавлял кафедру этнографии и антропологии ЛГУ. Диссертации и научные труды Народ мяо. (Историко-этнографический очерк). 1954.Мяо: историко-этнографический очерк. 1960. Происхождение народов Южного Китая. 1967.Этническая история юга Восточной Азии. 1972. Учебные и популярные книги Итс Р. Ф., Смолин Г. Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века. 1961. Кунсткамера. (Серия «Туристу о Ленинграде») 1974. Введение в этнографию1991. Золотые мечи и колодки невольников. 1976. Века и поколения: Этнографические этюды. 1976. Шепот Земли и молчание Неба: Этногр. этюды о традиц. нар. верованиях. 1990. ЧЕБОКСАРОВНиколай Николаевич(23 апреля 1907— 1 февраля 1980) С 1943 сотрудник Института этнографии АН СССР.С 1957 — заведующий сектором зарубежной Азии, Австралии и Океании.С 1951 - 1956 — заведовал кафедрой этнографии исторического факультета МГУ.Н. Н. Чебоксаров создал школу исследователей истории и культуры народов Зарубежной Азии и Зарубежной Европы, продолжающих дело своего учителя. Научные интересы Н. Н. Чебоксарова были разносторонни. Он изучал этнографию Китая, Зарубежной Европы, Совместно с М. Г. Левиным разработал принципы этнографической классификации народов по хозяйственно-культурным типам. Особый интерес у ученого вызывала этническая история Китая. С 1956 по 1958 годы Чебоксаров работал в Китае, где собрал, а затем опубликовал уникальный антропологический и этнографический материал. В 1947 году вышел в свет труд «Северные китайцы и их соседи», который был удостоен премии им. Н. Н. Миклухо-Маклая и получил широкое признание. БРОМЛЕЙЮлиан Владимирович(1921—1990) В 1945 г. поступает на исторический факультет МГУ.В 1956 г. защищает кандидатскую дисертацию В 1965 г. защищает докторскую Основоположник дуалистической концепции этноса, Ю. В. Бромлей был противником пассионарной теории Л. Н. Гумилева, академик пишет:«Если судьба олигофренов действительно во многом (хотя далеко не полностью) предопределена генетически, то вопрос о деклассированных элементах гораздо сложнее. Если исходить из того, что они результат генетически унаследованного свойства меньше абсорбировать энергию, то неизбежно окажется, будто их социальный статус предопределен от рождения. Между тем подобное «натуралистское» обоснование классового неравенства уже давно исчезло из арсенала даже самых рьяных зарубежных поборников этого неравенства» Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах:В узком смысле этнос получил название "этникос" и понимался как "исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме)" В широком смысле был назван "этносоциальным организмом (ЭСО)" и понимался как этнос, существующий в пределах государства: "ЭСО - та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность".