Инструктивные карточки. Лабораторные работы. 6 класс.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
_______________ Лабораторная работа №1. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения. Цель работы: ознакомиться с внешним строением цветкового и спорового растения. Оборудование и материалы: ручная лупа, растение пастушья сумка, папоротник, семена редиса. Ход работы: 1. Зарисуйте растение и найдите у него корень и побег. 2. Длина корня ________________ . 3. Длина побега _______________ . 4. Окраска цветка______________________ , размер цветка _______________________ . 5. Количество плодов ___________ . 6. Зарисуйте споры 7. Сравните размер семян и спор _________________________ ____________________________________________ _____________ . Вывод: Цветковое растение имеет следующие органы ___________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ 1 .___________________ 2 . ___________________ ____ ___________ Лабораторная работа №2 . Приготовление микропрепарата . Цель работы: научиться готовить временные микропрепараты и работать с ними. Оборудование и материалы: микроскоп, вода, пипетка, препар о- вальная игла, предметное стекло, покровное стекл о, растение эл о- дея. Ход работы: 1. Определите части микроскопа. 2. Зарисуйте клетки листа элодеи. Вывод: Порядок приготовления временного микропрепарата ____ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ 1. Окуляр 2. Регулировочные винты 3. Тубус 4. Объектив 5. Предметный столик 6. Зажимы 7. Зеркальце 8. Штатив _______________ Лабораторная работа №3 . Знакомство с клетками растения . Цель работы: изучить строение растительной клетки. Оборудование и материалы: лупа ручная, микроскоп, пинцет, препаровальная игла, предметное и покровное стекла, луковица, плод арбуза (томата). Ход работы: 1. Клетки мякоти плодов 2. Почему капля воды изменила свой цвет и отчего это пр о- изошло? ________________________________________ __________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ 3. Клетки кожицы лука Вывод: Растительная клетка состоит из частей и органоидов кот о- рые выполняют различные функции Части клетки Функции Клеточная стенка В ней находятся все органоиды и протекают биохим и- ческие процессы Вакуоль Хлоропласты Хранение и передача наследственных свойств 1._____________________ ____ 2. ________ ____ _____ ________ 3. __________ ____ ___________ 4._______________ ____ ______ 5. ___________________ ____ __ 6. _________________ ____ ____ _______________ Лабораторная работа №4 . Изучение строения семени фасоли . Цель работы: изуч ить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения . Оборудование и материалы: лупа ручная , препаровальная иг ла, набухшие семена фасоли . Ход работы: 1. Цвет семени_________________________________________ 2. Размер семени _______Х_______ 3. Строение семени фасоли 4. Зародыш семени двудольных растений состоит из: __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ 5. Семенная кожура служит для __________________________ ___________________________ _______________________________ 6. Питательные вещества в семени двудольных находятся в __________________________________________________________ Вывод: Семя двудольного растения состоит из _______________ _________________ и зародыша, который состоит из _________________ ______ , ___________________ ______ , _______________________. _________________________ . 1._______________________ _ 2.________________________ 3.________________________ 4.________________________ 5.________________________ 6.________________________ _______________ Лабораторная работа № 5 . Корневой чехлик и корневые волоски . Цель ра боты: изучить внешнее строение корня. Оборудование и материалы: лупа ручная, линейка, проросшее семя. Ход работы: 1. Длина _____________, толщина ____________ корня. 2. Окраска корня _______________________________________ 3. Тип корневой системы ________________________________ 4. Длина участка корня где находятся корн евые волоски _______________________________ 5. Корневые волоски служат _____________________________ __________________________________________________________ 6. Корень Вывод: К орень состоит из зон, которые выполняют различные функции Зоны корня Функции Корневой чехлик Зона деления Зона растяжения Зона всасывания Зона проведения 1.____________________ ___________________ 2.____________________ ___________________ 3.____________________ ___________________ 4.____________________ ___________________ _______________ Лабораторная работа № 6 . Строение вегетативных и генеративных почек . Расположение почек на стебле. Цель ра боты: изучить внутреннее строение почек, расположение почек на стебле. Оборудование и материалы: лупа ручная, препаровальная игла, пинцет, годичные побеги с почками. Ход работы: 1. №1. Размер почек _________, расположение почек __________________________ . №2. Размер почек _________, расположение почек __________________________ . №3. Размер почек _________, расположение почек __________________________ . 2. Строение ________________________ почки 3. С троение ________________________ почки. Вывод: Почка является зачаточным побегом ___________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ ________________________ __________________________________ 1.__________________________ 2.__________________________ 3.__________________________ 4.__________________________ 5.__________________________ 1 .__________________________ 2 .__________________________ 3.______ ____________________ 4.__________________________ _______________ Лабораторная работа № 7 . Внешнее строение листа . Цель ра боты: изучение внешнего строения простых и сложных листьев. Оборудование и материалы: гербарий простых и сложных лист ь- ев . Ход работы: 1. Внешнее строение листа. 2. №1. Тип жилкования - _____________________________ №2. Тип жилкования - _____________________________ №3. Тип Жилкования - _____________________________ №4. Тип жилкования - _____________________________ 3. Простые и сложные листья Растения с простыми листьями Растения со сложными листьями Вывод: Обяза тельными частями листа являются ______________________, ____ ___________________ . Простые листья имеют одну ________________________________ , а сложные листья несколько ________________________________ . 1.__________________________ 2.__________________________ 3.__________________________ 4.__________________________ 5.__________________________ _______________ Лабораторная работа № 8 . Внешнее и внутреннее строение стебля. Цель работы: изучить строение стебля. Оборудование и материалы: поперечные и продольные срезы стебля тополя. Ход работы: 1. Строение древесного стебля Слои, элеме н- ты ствола Тип ткани Строение кл е- ток Функции Кора: пробка луб Камбий Древесина Сердцевина 2. Рассмотрите поперечный срез и определите возраст ветки: __________________________________________________________ Вывод: луб и древесина в основном состоит из _________________ ткани, рост дерева в толщину происходит за счет клеток _________, питательные вещества в основном накапливаются в _______________ дерева. _______________ Лабораторная работа №9 . Внешнее строение корневища, клубня и луковицы. Цель работы: изучить строение подземных побегов . Оборудование и материалы: клубень картофеля, луковица репч а- того лука Ход работы: 1. Строение клубня 1) ___________________________________ 2) ___________________________________ 3) ___________________________________ 4) ___________________________________ 5) ___________________________________ 6) ___________________________________ 7) ____________________________________ 2. Строение луковицы Вывод: клубень является побегом - _____________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ________________________________________________ ____ _______________________ ____________________________. луковица является побегом - _____________________ ______ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ 1.____________________ 2. ___________________ 3. ___________________ 4. ___________________ _______________ Лабораторная работа №10 . Строение цветка . Цель работы: изучить строение цве тка Оборудование и материалы: гербарий цветущих растений Ход работы: 1. Строение цветка 1) _______________________________________ 2) _______________________________________ 3) _______________________________________ 4) _______________________________________ 5) _______________________________________ 6) _______________________________________ 7) _______________________________________ 8) _______________________________________ 9) _______________________________________ 2. Формула цветка __________________________________ Выво д: если цветок имеет только тычинки, то его называют ________________________________, если цветок имеет только пестики, то его называют _________________________________ . Большинство растений в цветках имеют и ____________________ и _____________________ ____, такие цветки называют ____________________________ . _______________ Лабораторная работа №11 . Типы соцветий . Цель работы: знакомство с типами соцветий. Оборудование и материалы: гербарий растений с соцветиями Ход работы: 1. Подпишите названия соцветий 2. Особенности соцветий Тип соцветия Особенности строения Примеры растений Вывод: биологическое значение соцветий - ____________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ ________________________ __________________________________ ___________________ Лабораторная работа №12 Знакомство с одноклеточными водорос лями. Цель работы: знакомство с внешним видом одноклеточных вод о- рослей. Оборудование и материалы: микроскоп, одноклеточные вод о- росли. Ход работы: 1. Строение одноклеточных водорослей _______________________ _______________________ 1) ___________________________________ 2) ___________________________________ 3) ___________________________________ 4) ___________________________________ 2. Какова роль одноклеточных водорослей в природе? __________________________________________________________ __________________________________________________________ ________________________________________________________ __ __________________________________________________________ 3. Какова роль одноклеточных водорослей в жизни человека? __________________________________________________________ __________________________________________________________ ________________________ __________________________________ __________________________________________________________ Вывод: основные части одноклеточных водорослей - ____________ __________________________________________________________ ___________________________________________ _______________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ _________________ Лабораторная работа №13 Изучение внешнего строения моховид ных растений. Цель работы: знакомство с внешним строением зеленого мха. Оборудование и материалы: гербарий кукушкина льна, сфагнума Ход работы: 1. Строение кукушкина льна 1) _________________________________________ 2) _________________________________________ 3) _________________________________________ 4) _________________________________________ 5) _________________________________________ 2. Особенности листьев мха Форма ___________________________________________________ Расположение ___________________________________ _________ Окраска __________________________________________________ Размер ___________________________________________________ 3. Черты сходства водорослей и мхов. __________________________________________________________ ____________________________________ ______________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Вывод: основные части мха - _______________________________ __ __________________________________________________________ __________________ Лабораторная рабо та №14 Изучение внешнего строения представителей хвощевидных, плауновидных и папоротниковид ных. Цель работы: знакомство с внешним строением различных сп о- ровых растений. Оборудование и материалы: гербарий споровых растений. Ход работы: 1. Определение представителей _______________ _____________________ _______________ 2. Черты сходства __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ ________________________ __________________________________ 3. Черты различия __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ ________________________________ __________________________ __________________________________________________________ Вывод: Основными частями папоротников, хвощей и плаунов я в- ляются - __________________________________________________ ____________________________________________________ ______ _________________ Лабораторная работа №15 Изучение внешнего вида хвойных рас тений. Цель работы: изучение внешнего вида побегов, шишек сосны, ели. Оборудование и материалы: побеги сосны, ели͖ шишки сосны и ели. Ход работы: 1. Особенности хвои Название дерева Хвоя Форма хвоинок Длина Окраска Расположение на ветке Ель Сосна 2. Почему эти растения называются голосеменные? __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ 3. Особенности шишек Название д е- рева Шишка Размер Форма чешуек Цвет Ель Сосна Вывод: основные части голосеменных растений - _______________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Семена расположены _______________________________________ ___________________ Лабораторная работа №16 Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных рас тений. Цель работы: знакомство с представителями однодольных и дв у- дольных на примере комнатных цветковых растений . Оборудование и материалы: гербарий однодольных и двудол ь- ных растений. Ход работы: 1. Сравнительная характеристика Признаки для сра в- нения Классы однодольные двудольные Отдел Число семядолей Жилкование листьев Корневая система Примеры растений __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ 2. Дайте характеристику семейства _______________________ 1) Класс _________________________________________________ 2) Строение цветка _________________________________ _______ 3) Соцветие ______________________________________________ 4) Плоды _________________________________________________ 5) Форма листьев _________________________________________ 6) Листорасположение _____________________________________ 7) Корневая система _______ ________________________________ 8) Примеры диких растений ________________________________ __________________________________________________________ 9) Примеры культурных растений ____________________________ __________________________________________________________ Вывод: основные части покрытосеменных растений - ____________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Семена располо жены _______________________________________ _________________ Лабораторная работа №17 Изучение строения плесневых грибов . Цель работы: познакомиться с внешнем строением плесневых грибов . Оборудование и материалы: лупа, микроскоп, плесень мукор. Ход работы: 1. Строение мукора 2. Какие продукты поражает мукор? __________________________________________________________ __________________________________________________________ ___ _______________________________________________________ 3. Как выглядят пораженные продукты? __________________________________________________________ __________________________________________________________ _________________________________________________ _________ 4. Значение плесневых грибов в природе __________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ 5. Значение плесневых гриб ов в жизни человека ____________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ _________________________________________________ _________ Вывод: тело плесневых грибов состоит из ______________________ __________________________________________________________ 1._____________________ 2. _____________________ 3. _____________________