Презентация по химиина темуОксиды их классификация, химические свойства оксидов


Оксиды их классификация, химические свойства.
Цели:
Образовательная:
Познакомить учащихся с оксидами, их составом и классификацией, рассмотреть названия оксидов.
Развивающая:
Развивать умения составлять уравнения химических реакций,
Сформировать представления о физических и химических свойствах оксидов;
Воспитательная:
Воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу;
Любовь к предмету химии, заинтересованность процессами, происходящими вокруг в окружающем мире.
Оборудование и материалы: оксид кальция, вода, фенолфталеин, оксид меди(ll),серная кислота, гидроксид кальция, оксид кремния, спиртовка, пробирки.Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы обучения: частично-поисковые, специфические (лабораторная работа)
Форма организации: групповая, индивидуальная ,коллективная.
Ход урока
1. Организация класса
2. Актуализация познавательной деятельности.
Рассказ учителя
Наверное, сложно переоценить значение веществ, которые мы будем сегодня изучать, для нашей планеты и для людей. Там где нет этих веществ, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жидкий минерал, доминирующий на нашей планете.
Что же это за вещества вы ответите мне через несколько минут, когда разгадаете три загадки.
Вопрос №1. Слайд1 Это вещество является первым началом и сущностью всего.
(учащиеся дают ответ)
Ответ прост – это вода
Вода покрывает 71% площади поверхности Земли, или 361 млн. км2Объем воды на планете составляет 1,5 млрд. км3
Запишите формулу воды в тетрадь.
Вопрос №2 слайд 3,4
Подсказка №1
Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.
Подсказка №2
Это газ, выделяемый нами при выдохе.
Ответ готов?
(учащиеся дают ответ)
Верно, это углекислый газ
Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04—0,03%.
Растения, благодаря фотосинтезу, усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические — глюкозу, крахмал. В воздухе, выдыхаемом человеком, углекислого газа 4%.
Запишите формулу углекислого газа в тетрадь…? Вопрос №3. Почему изделия из меди темнеют. Что произошло с медью? Она окислилась. Что означает - окислилась?
Напишите уравнение реакции окисления меди и получите ответ!
2Сu + O2 -> 2 CuOВы ответили на три вопроса. Получили три разных вещества. Первое – вода – жидкость, без которой немыслимо существование жизни на земле.
Второе вещество – углекислый газ, газ необходимый растениям для фотосинтеза, а значит для питания и жизни.
Третье вещество твердое – оксид меди.
? Что же между ними общего?
Учащиеся выдвигают предположение о схожести состава молекул
Состоят из двух элементов
В состав молекул обязательно входит оксиген
Такие соединения называют оксидами. Слайд 7
Работа по группам. Задания даны четырём группам в каждой есть свой консультант.
На работу отводится 3 минуты. Группы докладывают какие слова у них получились.
3. Объяснение нового материала
Объявление темы урока.
Запишите тему нашего урока: Оксиды, их классификация, химические свойства Слайд 8.
? Так что же такое оксиды?
(Учащиеся формулируют правило)
Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.
Работа с учебником стр.248 (1 минута)
Вопрос: Что нового вы узнали об оксидах? Ответ обучающихся (оксиды бывают солеобразующие и несолеобразующие).Дают определение.
Дидактическая задача. Определить лишнее вещество и обосновать, почему эти вещества вы считаете лишними. Слайд 9
А) N2O5 , CaO , CO2
Б) SiO3 , K2O , SO3
В) BaO , P2O5 , Cl2O7
Основные оксиды. Слайд 10.Почему называются основными, какие атомы входят в состав? Записать формулы соответствующих гидроксидов.
CaOK2O BaO
А почему называют их основными?
Учитель:- Основные оксиды имеют не молекулярное строение, при н.у. твердые вещества.
Дидактическая задача: Из следующего перечня выписать оксиды у которых валентность элемента IV,VI,V. Слайд 14.
Fe2O3, P2O5, CO2, Na2O,BaO ,SO3.
Найдите в учебнике стр.250 Как называются такие оксиды? Как они образованы?
Mn2O7 . А что это за оксид?
Кислотные оксиды.
P2O5 CO2 SO3
Потому-что им соответствуют кислоты.
Учитель: -И третья группа оксидов, амфотерные которые мы рассмотрим на следующем уроке. Проведение лабораторной работы по пруппам. Техника безопасности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНЫХ ОКСИДОВ С КИСЛОТАМИ. ДЛЯ 1 ГРУППЫ
В пробирку поместите немного порошка оксида меди(II). Отметьте его цвет.
Налейте в пробирку 1-2мл раствора серной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте содержимое пробирки. Ч то наблюдаете?
Поместите на предметное стекло 1-2 капли полученного раствора, и выпарьте его. Что образовалось на стеклянной пластинке?
Напишите молекулярное и ионное уравнения реакций между оксидом меди (II) и серной кислотой.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ С ВОДОЙ.
Налейте в 1-ю пробирку 2-3 мл воды, а во 2-ю-газированную воду(раствор оксида углерода(IV) в воде).
Поместите в 1-ю пробирку немного оксида кремния (IV).Добавьте в каждую пробирку по 2-3 капли раствора лакмуса. Что наблюдаете?.Составьте молекулярные уравнения приведённых реакций.
Сформулируйте вывод о взаимодействии кислотных оксидов с водой.
ВЫВОД. О свойствах оксидов.
Дидактическая задача. Из следующего перечня выписать основные и кислотные оксиды.
SiO2,MnO,FeO,SO3,Cu2O,MgO,P2O5,Cl2O7 ( у доски один ученик, остальные самостоятельно, затем проверка ) Слайд
Дидактическая задача. Провести математическую экспертизу и вычислить процентное содержание кислорода в этих оксидах. CO2, K2O. Слайд
4.Закрепление.
Кольца Венна. Найти сходство и различие между оксидом металла и оксидом неметалла.


5.Итог урока
6.Д/з§ 41 упр.3 Задание по группам.
7. Рефлексия