ФОС по Основам философии для СПО


бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Вологодской области
«Вологодский промышленно-технологический техникум»
Утверждаю
Директор БОУ СПО ВО «ВПТТ»
___________________(Беляева Н.А.)
« »____________2014
Паспорт
Фонда оценочных средств
Учебной дисциплины
Основы философии
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Разработчики:
_Стрельцова О.В. преподаватель

Рассмотрено
на заседании методической комиссии
«___»__________2014_ г., протокол №___
председатель комиссии
______________________Гаврилова С.П.
(подпись)
1. Общие положения
Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу учебной дисциплины Основы философии. ФОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета
ФОС разработан на основании положений:
ФГОС СПО;
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.11Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
2. Перечень контролируемых компетенций, результатов обучения, элементов знаний и умений, оценочных средств по разделам рабочей программы УД для текущего контроля и промежуточной аттестации
Разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Код
и наименование элемента умений Код
и наименование элемента знаний Код оценочного средства
Текущий контроль Промежуточная аттестация
Раздел 1 Развитие философского знания: основные направления и школы
Тема 1.1.
Предмет философии
Тема 1.2 Философская мысль древности
Тема 1.3 Философия Нового и Новейшего времени
Раздел 2.
Философское учение о бытии
Тема 2.1.
Философское учение о бытии
Раздел 3.
Философское учение о человеке
Тема 3.1.
Проблема человека
Раздел 4.
Философское учение об обществе, истории и культуре
Тема 4.1.
Социальная философия
Тема 4.2.
Философия современности
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ОК 5
ОК 4
ОК 5
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 1
ОК 3
ОК 4
ОК 6
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 7
ОК 8
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 8
ОК 9 Уметь:
Ориентировать-ся в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
У1: определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
У2:опреде-лять предмет и смысл философии;
У3:объяснять сущность основного вопроса философии;
У4: прослеживать влияние фундаментальных философских идей античности и Средневековья на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, соотносить их с актуальными проблемами современности;
У5:прослежи-вать влияние фундаменталь-ных философских идей эпохи
Возрождения, Нового времени, Русской философии XIX-XX вв. на развитие
науки, искусства, социальной и политической мысли, соотносить их
с актуальными проблемами современности;
У6:ориентиро-ваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
У7: определить соотношение для жизни человека свободы и ответственнос-ти, материальных и духовных ценностей;
У8:сформулировать представление о смысле жизни;
У9:ориентиро-ваться в наиболее общих философских проблемах бытия человека в духовной культуре, ценностях, свободе как основе формирования культуры
гражданина и будущего специалиста;
У10:опреде-лять значение философии как отрасли духовной культуры для
формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
У11:опреде-лять соотношение материальных и духовных ценностей для жизни человека;
52
У12:сформули-ровать представление о смысле жизни;


З1: - понятия: мировоззрение и его исторические типы; миф, религия, философия;
З2:-смысл понятий: «логика», «философия», «дискурсивность».
З3:теоретические подходы в философии: монизм, материализмидеализм, дуализм, плюрализм;
З4:о роли философии в жизни человека и общества.
З5:понятия космоцент-ризм, теоцентризм;
З6:особеннос-ти исторической эпохи; исторические типы философии; системы,
течения, школы.
З7:особенности философии эпохи Возрождения, Нового времени, Русской
философии XIX-XX вв.;
З8:историчес-кие типы философии: антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения; гносеоцент-ризм философии европейского Просвещения и Нового времени;
З9:взгляды славянофилов и западников в русской философии.
З10: основные категории и понятия философии: бытие, его формы; материя, ее
атрибуты - движение, пространство, время.
З11: основы философского учения о бытии.
З12:основы философского учения о человеке – версии возникнове-ния человека,
этапы биосоциокультурной эволюции;
З13:условия формирова-ния личности, ее свободы и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
З14:основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость, невырази-мость, неповтори-мость, незамени-мость;
З15: - основы философского учения культуре;
З16: условия формирова-ния личности, ее свободы и ответственности за сохранение
жизни, культуры
З17: условия формирова-ния личности, ее свободы и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
З18: о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
17
12
12, 17
17
17, 18
18
12 17

СПЕЦИФИКАЦИЯ ЭССЕ
1. Назначение
Спецификацией устанавливаются требования к содержанию и оформлению эссе.
Эссе входит в состав фонда оценочных средств и предназначено для текущего контроля и оценки знаний и умений аттестуемых, соответствующих контролируемым компетенциям по программе учебной дисциплины Основы философии, программы подготовки специалистов среднего звена 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
2. Контингент
Студенты 4 курса БОУ СПО ВО «ВПТТ»
3. Условия контроля
Текущий контроль проводится в форме эссе при изучении текущей темы (раздела).
4. Перечень тем эссе:
- Проблема человека
- Социальная философия
5. Перечень используемых нормативных документов
ФГОС СПО
Программа учебной дисциплины Основы философии
Устав образовательного учреждения БОУ СПО ВО «ВПТТ»
Программа подготовки специалистов среднего звена 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) образовательного учреждения БОУ СПО ВО «ВПТТ»
Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов образовательного учреждения БОУ СПО ВО «ВПТТ»
6.1. Алгоритм написания эссе
Внимательно прочитать тему эссе. Для того чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, студент должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль.
В обязательном порядке студент должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобными по значению и смыслу фразами).
В обязательном порядке студент должен изложить свое понимание смысла высказывания.
Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной и личной жизни. Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов.
Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».
6.2. Темы эссе:
1.«Свобода – это , в первую очередь, не привилегии, а обязанности». (А.Камю).
«Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный – упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей» (Б. Шоу).
2. «Наука – это организованное знание» (Г. Спенсер).
«Религия, искусство и наука – это ветви одного и того же дерева» (А Эйнштейн).
6.3. Критерии оценки эссе
- представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы
- раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
- аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
№ Критерии оценивания ответа Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании 2
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании 0
К2 Представление и пояснение собственной позиции выпускника
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника 2
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).
ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена 1
К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.
В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы 4
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.
ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы), и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал.
ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов.
ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации 3
 
 
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация 1
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису 0
  Максимальный балл 10
Система оценки выполнения заданий: Для оценки образовательных достижений студентов применяется универсальная шкала оценки образовательных достижений.
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
7. Время выполнения работы
На выполнение всей проверочной работы отводится 45 минут.
СПЕЦИФИКАЦИЯ РЕФЕРАТА
1. Назначение
Спецификацией устанавливаются требования к содержанию и оформлению реферата. Реферат входит в состав фонда оценочных средств и предназначен для текущего контроля и оценки знаний и умений аттестуемых, соответствующих контролируемым компетенциям по программе учебной дисциплины Основы философии, программы подготовки специалистов среднего звена 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
2. Контингент
Студенты 4 курса БОУ СПО ВО «ВПТТ»
3. Условия контроля
Текущий контроль проводится в форме реферата при изучении текущей темы (раздела) или после изучения темы (раздела) учебной дисциплины.
4. Перечень тем рефератов:
Философия античного мира.
Философия средних веков.
Философия нового времени.
Философия новейшего времени.
Человек и общество. Глобальные проблемы человечества
5. Перечень используемых нормативных документов
ФГОС СПО
Программа учебной дисциплины Основы философии
Устав образовательного учреждения БОУ СПО ВО «ВПТТ»
Программа подготовки специалистов среднего звена 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) образовательного учреждения БОУ СПО ВО «ВПТТ»
Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов образовательного учреждения БОУ СПО ВО «ВПТТ»
6. Критерии оценки реферата
- знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей;
- правильность формулирования цели, определения задач исследования, соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов;
- всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
- использование литературных источников;
- культура письменного изложения материала;
- культура оформления материалов работы.

Система оценки выполнения заданий: Для оценки образовательных достижений студентов применяется универсальная шкала оценки образовательных достижений.
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ
1. Назначение
Спецификацией устанавливаются требования к содержанию и оформлению вариантов тестового задания. Тестовое задание входит в состав фонда оценочных средств и предназначено для текущего контроля и оценки знаний и умений аттестуемых, соответствующих контролируемым компетенциям по программе учебной дисциплины Основы философии, программы подготовки специалистов среднего звена 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
2. Контингент
Студенты 4 курса БОУ СПО ВО «ВПТТ»
3. Условия контроля
Текущий контроль проводится в форме тестового задания при изучении текущей темы (раздела) или после изучения темы (раздела) учебной дисциплины.
4. Перечень тем тестовых заданий:
- Предмет философии
- Философия Нового и Новейшего времени
- Философское учение о бытии
- Проблема человека
5. Перечень используемых нормативных документов
ФГОС СПО
Программа учебной дисциплины Основы философии
Устав образовательного учреждения БОУ СПО ВО «ВПТТ»
Программа подготовки специалистов среднего звена 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) образовательного учреждения БОУ СПО ВО «ВПТТ»
Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов образовательного учреждения БОУ СПО ВО «ВПТТ»
6.Система оценки выполнения заданий: Для оценки образовательных достижений студентов применяется универсальная шкала оценки образовательных достижений.
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно

Пояснительная записка к итоговой контрольной работе по дисциплине «Основы философии» Итоговая контрольная работа по Основам философии предназначена для проверки знаний и уровня подготовки студентов по всей дисциплине. Данная контрольная работа проводится в конце изучения курса, на последнем занятии. На выполнение контрольной работы отводится 45 минут. Работа состоит из 25 заданий, которые разделены на две части:1. Часть А, состоит из 23 тестовых вопросов с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов.2. Часть В, состоит из 2 вопросов, в которых требуется установить соответствие между этапом развития философского знания и его представителями (В1), установить соответствие между терминами и их определениями (В2).За выполнение 1 задания группы А и В дается 1 балл.В контрольной работе выделены дидактические единицы: «Что такое философия», «История философии», «Бытие и материя», «Философская аксиология», «Смысл диалектики», «Проблемы сознания и познания в философии», «Сущность и назначение человека», «Общество и его философский анализ», «Глобальные проблемы современности».Критерии оценок:«5» – 25 – 21 балл;«4» – 20 – 14 баллов;«3» – 13 – 8 баллов;«2» – набрано 7 и менее баллов.Итоговая контрольная работа по «Основам философии»
Вариант 1
А1. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:А. история
Б. философия
В. социология
Г. культурологияА2. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:А. нирвана;
Б. сансара;
В. жэнь;
Г. даоА3. Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:А. И.Кант;
Б. Аристотель;
В. Платон;
Г. Демокрит
А4. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к
А. Богословию
Б. Психологии
В. науке
Г. этикеА5. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:А. Гуманизм
Б. природоцентризм;
В. Теоцентризм
Г идеализмА6. Основное утверждение рационализма заключается в том, чтоА. Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека Б. Главенствующую роль в науке играет экспериментВ. Познание мира возможно благодаря божественному откровению Г. Суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человекомА7. Основоположник эмпиризма, автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», автор лозунга «Знание – сила»А. Р. Декарт;
Б. Ф. Бэкон;
В. Дж. Беркли;
Г. ВольтерА8. Основная идея философии французского ПросвещенияА. Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем обществаБ. Агностицизм
В. КлерикализмГ. Приоритет чувственного познания мира при решении проблем человеческого обществаА9. Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование:А. природы и человека
Б. «вещей в себе»В. законов разума и его границ
Г. бытия БогаА10. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:А. Софистика
Б. диалектика;
В. Монадология
Г. гносеологияА11.Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуициюА. Иррационализм
Б. Рационализм
В. Эмпиризм
Г. СкептицизмА12. Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философииА. Неопозитивизма
Б. Экзистенциализма
В. Структурализма
Г. Психоанализа
А13 Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:А. В. Соловьевым
Б. П. Чаадаевым
В. А. Хомяковым
Г. А. ГерценомА14. Мировоззренческая позиция, отрицающая всякие авторитеты, в т.ч. Бога и властиА. Анархизм
Б. Нигилизм
В. Либерализм
Г. КосмизмА15. Идейным главой славянофилов являлсяА. А.И. Герцен
Б. А.С. ХомяковВ. А.Н. Радищев
Г. Л.Н. ТолстойА16. Концепция …. характерная для Вл. С. Соловьева.А. Всеединства
Б. ИнтуитивизмаВ. Имяславия
Г. СлавянофильстваА17. Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, это –А. Материя;
Б. Явление;
В. Мера;
Г. КачествоА18. Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру:А. мозга
Б. сознания
В. бессознательного
Г. живого существаА19. Диалектика – этоА. Учение о структуре мирозданияБ. Теория, описывающая движение материальных телВ. Учение о развитии и всеобщих взаимосвязяхГ. Наука о многообразии мираА20. Этический смысл проблемы эвтаназии заключается в вопросеА. Имеют ли врачи право проводить эксперименты, сопряжённые с угрозой для жизни и здоровья, на преступниках и безнадёжно больных людяхБ. Имеет ли тяжелобольной человек право уйти из жизни, чтобы не испытывать страданийВ. Можно ли насильственными средствами добиваться благих целейГ. Имеет ли человек право на самоубийство
А21. Понятие общественно-экономической формации принадлежитА. Позитивизму
Б. Марксизму
В.. ЭкзистенциализмуА22. Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:А. формационному подходу
Б. цивилизационному подходуВ. культурологическому подходу
Г. марксистскому подходуА23. Глобальные проблемы – этоА. Проблемы, решение которых еще не найдено наукойБ. Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечестваВ. Присущие только развивающимся и бывшим социалистическим странам Г. Экологические проблемыВ1. Соотнесите этапы развития философии и их представителей
А. Ш. Монтескье 1. Древний мир
Б. В. Зеланд 2. Новое время
В. З. Фрейд 3. Просвещение
Г. Лао-Цзы. 4. Психоанализ
5. Постмодернизм
В2. Соотнесите термины и их определения
А. Эмоциональное восприятие действительности 1. Ценности
Б. Деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельность 2. Гносеология
В. Теория познания 3.Мироощущение
Г. Вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества 4. Культура
5.Материя
Итоговая контрольная работа по «Основам философии»
Вариант 2А1. Мировоззрение – это:А. совокупность знаний, которыми обладает человекБ. совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себеВ. отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществеГ. система адекватных предпочтений зрелой личностиА2. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:А. Конфуций;
Б. Лао-Цзы;
В. Сидхартха Гаутама;
Г. СократА.3. Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:А. Диогену;
Б. Сократу;
В. Платону;
Г. ДемокритуА4. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:А. Бога
Б. человека
В. Природы
Г. космосаА5. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:А. человек
Б. Бог
В. природа
Г. космосА6. Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказалА. Р. Декарт;
Б. Фома Аквинский
В. Вольтер;
Г. Ф. Бэкон
А7. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна статьА. Диалектика;
Б. Индукция
В. Дедукция;
Г. ЭвристикаА8. Идея правового государства включает в себя положение оА. Разделении властей
Б. Пагубности частной собственностиВ. Недопустимости эксплуатации человека
Г. Приоритете общечеловеческих ценностейА9. И.Кант считает, что пространство и время:А. существуют независимо от нашего сознания
Б. являются формами бытия вещейВ. это категории материи
Г. есть врожденные, доопытные формы чувственностиА10. Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:А. Природа
Б. Бог
В. Абсолютная идея
Г. человекА11.К представителям иррационализма относитсяА. Ф. Ницше
Б. И. Фихте
В. К. Поппер
Г. Дж. ЛоккА12. Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализмаА. Бытие природы
Б. Индивидуальное бытие человекаВ. Бытие общества
Г. Бытие Абсолютного ДухаА13. К основным идеям «Философических писем» нельзя отнестиА. Следование христианским заповедям как единственному пути к спасению, к Царствию НебесномуБ. Скептицизм по отношению к прошлому и будущему РоссииВ. Подчиненность исторического процесса воле БогаГ. Отказ от всех форм насилия, принуждения человека человеком, государством или церковьюА14. Духовный лидер западниковА. В.С. Соловьев
Б. К.С. Аксаков
В. Ф.М. Достоевский
Г. А.И. Герцен
А15. Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:А. Русских космистов
Б. Славянофилов
В. Старообрядцев
Г. ЗападниковА16. Представителем русской религиозной философии являетсяА. С.Н. Булгаков
Б. Г.В. ПлехановВ. К.С. Аксаков
Г. К.Э. Циолковский17. Способ существования материиА. Движение
Б. Поток сознания
В. Небытие
Г. Неподвижность18. Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительностьА. Мультиплет
Б. Агрегор
В. Гипотеза
Г. Истина19. Основным моментом диалектической концепции является принципА. Противоречия
Б. Системности
В. Дополнительности
Г. Запрета20. Личность – это:А. индивид как представитель человеческого родаБ. человек, оказывающий активное воздействие на исторические общественные отношения в соответствии со своими способностями и наклонностямиВ. продукт общественных отношенийГ. совокупность свойств характера, темперамента и волевых установок21. Существует … общественно-экономических формаций А. Десять
Б. Пять
В. Три
Г. Две22. К важнейшим функциям культуры нельзя отнестиА. Функцию преемственности
Б. Адаптивную (защитную) функциюВ. Воспитательную функцию
Г. Деструктивную функцию
23. Какая из нижеперечисленных проблем не относится к глобальным?А. Проблема борьбы с международным терроризмомБ. Проблема контроля за рождаемостьюВ. Проблема сохранения окружающей средыГ. Проблема утилизации ядерных отходовВ1. Соотнесите этапы развития философии и их представителей
А. И. Кант 1. Древний мир
Б. С. Хомяков 2. Средние века
В. Фома Аквинский 3. Немецкая классическая философия
Г. К. Юнг 4. Неофрейдизм
5. Славянофильство
В2. Соотнесите термины и их определения
А. Исследование самых общих и фундаментальных вопросов о сущности природы, человека и общества 1. Онтология
Б. Учение о бытии 2. Индивидуальность
В. Деятельность, направленная на получение новых знаний 3.Философия
Г. Неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого 4.Личность
5.Познание

Итоговая контрольная работа по «Основам философии»
Вариант 3А1. О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»:А. Мифология
Б. Религия
В. Философия
Г. НаукаА2. Понятие древнекитайской философии, обозначающее человечность:А. Янь;
Б. Карма;
В. Жэнь;
Г. ДаоА3. Объективно-идеалистическая философия была основана:А. Демокритом;
Б.Парменидом;
В. Платоном;
Г. ПифагоромА4. Философ, ученик Платона:А. Эпикур;
Б. Зенон;
В. Парменид;
Г. АристотельА5. Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных дляА. Демокрита;
Б. Гуго Сен-Викторского;
В. Фомы Аквинского;
Г. Аврелия АвгустинаА6. Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:А. теоцентризм
Б.. космоцентризм
В. природоцентризм
Г. антропоцентризмА7. Основное утверждение эмпиризмаА. Высший вид познания – интуиция
Б. Всё знание человека основывается на опытеВ. Мир в принципе не познаваем
Г. Всё подвергать сомнениюА8. Представитель философии Французского ПросвещенияА. Ж.-Ж. Руссо
Б. Б. Спиноза
В. Г. Лейбниц
Г. Т. КампанеллаА9. Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежитА. Г.В.Ф. Гегелю
Б. И. Канту
В. Ф. Ницше
Г. К. МарксуА10. Не является характерной особенностью немецкой классической философииА. Стремление к полноте, системной стройности мыслиБ. Рассмотрение философии как высшей науки, как «науки наук»В. Опора на разум как высший способ познания мираГ. Отрицание трансцендентного, божественного бытияА11. Волю как главный принцип жизни и познания рассматривалА. А. Шопенгауэр
Б. О. Шпенглер
В. В. Дильтей
Г. Г. ЗиммельА12. Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означаетА. Любовь
Б. Познание
В. Существование
Г. РазвитиеА13. Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззренияА. П.И. Пестель
Б. В.И. Ленин
В. А.И. Герцен
Г. П.Я. ЧаадаевА14. Одним из направлений западничества является:А. Марксизм
Б. Социализм
В. Либерализм
Г.. КосмизмА15. Термин «соборность» в философии славянофилов обозначаетА. Приоритет коллективного над индивидуальнымБ. Свободное единение людей во ХристеВ. Спасение всех верующихГ. Общинное устройство общества при отсутствии государственной властиА16. Одна из главных идей философии всеединстваА. Недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизниБ. Философия должна помогать человеку решать насущные проблемы жизниВ. Невозможность достоверного познания АбсолютаГ. Воскрешение всех живших на земле людейА17. Последовательность состояний отражает категорияА. Времени
Б. Пространства
В. Материи
Г. НеобходимостиА18. Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностьюА. Раздражимость
Б. Сознание
В. Психика
Г. РефлексияА19. Один из основных принципов диалектикиА. Принцип изоляции
Б. Принцип развитияВ. Принцип дополнительности
Г. Принцип неопределенностиА20. Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех другихА. Индивидуальность
Б. Персона
В. Человек
Г. ЛичностьА21. Антропосоциогенез – этоА. Процесс социализации человека, приобщения индивида к культуреБ. Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разумаВ. Осуществляющаяся в наши дни коэволюция природы и обществаГ. Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природыА22. Согласно … подходу, единой истории человечества не существует, есть только история локальных культурА. Цивилизационному
Б. ФормационномуВ. Культурологическому
Г. МарксистскомуА23. Проблемы войны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носят название … проблем.А. Локальных
Б. Национальных
В. Глобальных
Г. НародныхВ1. Соотнесите этапы развития философии и их представителей
Гераклит А. Экзистенциализм
Мишель Монтень Б. Древний мир
Г.В. Плеханов В. Марксизм
А. Камю Г. Возрождение
А. Герцен
В2. Соотнесите термины и их определения
А. Категория, объединяющая все многообразие предметов, систем окружающего мира, существующих во времени и пространстве 1. Мифология
Б. Древнейшее мировоззрение, основанное на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру 2.Дезинформация
В. Преднамеренное возведение неверных представлений в истину 3. Аксиология
Г. Теория ценностей 4. Ложь
5.Материя
Итоговая контрольная работа по «Основам философии»
Вариант 4А1. Философия – это:А. Античное учение о природе и материиБ. Учение о безмятежности духа и свободе;В. Учение о всеобщих закономерностях, которым подчинено как бытие, так и мышление человека, процесс познания;Г. духовное оружие рабочего классаА2. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:А. карма
Б. сансара;
В.жэнь;
Г. мокшаА3. Представителем античной философии является:А. Кант;
Б. Спиноза;
В. Аристотель
Г. ДекартА4. Характерной чертой средневековой философии является:А. Космоцентризм;
Б. антропоцентризм
В. Теоцентризм
Г. скептицизмА 5. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:А. антропоцентризм
Б.теоцентризм;
В. природоцентризм;
Г. космоцентризмА6. Автором учения о призраках (идолах) рода, пещеры, рынка и театра является:А. Декарт;
Б. Бэкон;
В.Лейбниц
. СпинозаА7.Главный принцип дедукции – это:А. Во всем необходимо сомневаться;Б. мысль должна двигаться от частного к общему;В. вера – основной способ познания мираГ. Мысль должна двигаться от общего к частномуА8. Идея правового государства включает в себя положение оА. Разделении властей
Б. Недопустимости эксплуатации человека человекомВ. Пагубности частной собственности
Г. Приоритете общечеловеческих ценностейА9. В философии И. Канта «вещь в себе» - этоА. Синоним понятий «Бог», «Высший Разум»Б. То, что наличествует в нашем сознании, но нами не осознаетсяВ. Неизвестная первопричина мирозданияГ. То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познаноА10. Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории являетсяА. Мировой Дух
Б. Природа
В. Деятельность героев и вождей
Г. Дух народовА11. Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мираА. Волю к власти
Б. Волю к жизни
В. Мировой дух
Г. Жизненный порывА12. Иррационалистическое направление в философии XX века А. Экзистенциализм
Б. Неопозитивизм
В. Структурализм
Г. ПрагматизмА13. Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?А. П.Я. Чаадаеву
Б. А.Н. Радищеву
В. Н.Г. Чернышевскому
Г. В.Г. БелинскомуА14. Основной идеей западничества являетсяА. Сила власти – царю, сила мнения – народу Б. Россия должна развиваться по европейскому путиВ. Прогресс общества связан с развитием монархической власти Г. Православие, самодержавие, народностьА15. Представителем славянофильства былА. С.Н. Булгаков
Б. Н.Г. Чернышевский
В. И.С. Киреевский
Г. Н.И. НовиковА16. Автором работ «Смысл любви», «Красота в природе», «Оправдание добра», «Чтения о богочеловечестве» являетсяА. П. Флоренский
Б. Вл. Соловьёв
В. А. Лосев
Г. Н. БердяевА17. Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системахА. Движение
Б. Время
В. Пространство
Г. КачествоА18. Критерий истины в материалистической философииА. Практика
Б. Наука
В. Действительность
Г. ВераА19. Не является законом диалектикиА. Закон отрицания отрицанияБ. Закон о взаимопереплетении причин и следствийВ. Закон перехода количества в качествоГ. Закон единства и борьбы противоположностейА20. «Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:А. фатализма
Б. волюнтаризма
В. Иррационализма
Г. рационализмаА21. Общественный прогресс – этоА. Уровень развития обществаБ. Состояние общества в целом на определенном этапе развитияВ. Поступательное движение общества от простых форм к более сложнымГ. Производственное развитиеА22. Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»А. техника
Б. цивилизация
В. практика
Г. культураА23. Растущая взаимозависимость различных регионов мираА. Технологизация
Б. Глобализация
В. Институциализация
Г. ДивергенцияВ1. Соотнесите этапы развития философии и их представителей
А. Ж.-П. Сартр 1 Русская религиозная философия
Б. П. Вернадский 2. Возрождение
В. Эразм Роттердамский 3. Иррационализм
Г. А. Шопенгауэр 4. Экзистенциализм
5. Космизм
В2. Соотнесите термины и их определения
А. Направление, утверждающее, что единственной достоверной реальностью можно считать лишь наше сознание 1.Сознание
Б Совокупность многообразных вещей и явлений окружающего мира 2. Философская антропология
В. Соответствие мыслей и высказываний действительности 3.Истина
Г. Учение о человеке 4. Идеализм
5.Сущее