ПРОГРАММА спецкурса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация»



ПРОГРАММА
спецкурса по русскому языку
в рамках платных дополнительных образовательных услуг
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
Программу составила:
Г.А. Шекарова,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
2011 г.
Пояснительная записка.
Одна из основных проблем современного преподавания русского языка -это орфографическая грамотность учащихся. Причин несколько. Здесь и абстрактность предмета, и несформированная орфографическая зоркость, и низкий уровень чтения. Ещё одной особенностью орфографии является то, что данный раздел изучается на протяжении всего курса русского языка в школе, но не как единый блок. Это во многом оправдано самой структурой программы. Но к концу 9-го класса, когда практически все основные орфографические правила изучены, грамотность письма оставляет желать лучшего. Тем более, что в 8 и 9 классах основным содержанием программы является синтаксис и пунктуация. Возникает необходимость регулярного повторения орфографии. Данный курс предлагает это делать комплексно и целенаправленно, ведь многие орфографические правила, изучаемые разрозненно, имеют общую основу и могут быть представлены в едином блоке, что упрощает их понимание и, следовательно, запоминание. Например, написание не с разными частями речи изучается в соответствующих разделах морфологии. Но правописание не с существительными прилагательными, наречиями практически идентично. И при повторении целесообразно представить это одним правилом. В этом случае правописание не с причастием, отличающееся всего одним пунктом, даётся в сравнении и таким образом также воспринимается легче.
Программа предназначена для оказания платных услуг обучающимся 9-х классов по русскому языку. Вполне возможно использовать материал из программы в других классах при изучении и повторении орфографии.
Цели:
Формирование орфографических навыков при изучении морфологии,лексики, фонетики, словообразования и морфемики через применение форм и методов обучения.
Систематизация знания учащихся по разделам орфографии и пунктуации, отработать шаги и звенья единого целого для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи.
Задачи:
Развитие умения опознавать орфограммы в занимательной, доступнойформе, искать варианты применения той или иной орфограммы;
Формирование орфографической зоркости при изучении различных разделов русского языка;
Развитие умения применять алгоритм решения орфографической ипунктуационной задачи;
Способствование эффективной подготовке, обучающихся к итоговойаттестации по русскому языку.
Содержание курса.
1. Безударные гласные в корне слова. Согласные в корне слова.
Теория. Сильная и слабая позиция гласных, оглушение и озвончение согласных. Орфограммы, определяемые правилами (проверяемые ударением, чередующиеся), орфограммы, не проверяемые правилами.
Практика. Отработка алгоритма применения правила.
Задания. Подбор примеров.
2.Гласные и согласные в приставках.
Теория. Условия выбора гласных и согласных.
Практика. Отработка алгоритма применения правила.
Задания. Подбор примеров. Подготовка слов для словарного диктанта.
3.Одна и две буквы «н» в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Теория. Правило выбора орфограммы.
Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.
Задания. Написание слов по предложенному алгоритму.
4.Не с существительными, прилагательными, наречиями.
Теория. Общие условия выбора написания.
Практика. Наблюдение, составление и применение алгоритма.
Задание. Распределительное упражнение.
5.Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в служебных словах.
Теория. Условия выбора написания.
Практика. Дефисное написание наречий, сложных прилагательных, слов с пол-.
Задание. Упражнение комбинированное.
6.Знаки препинания в сложном предложении.
Теория. Правило выбора пунктуации.
Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.
Задание. Подбор примеров. Подготовка слов для словарного диктанта.
7.Знаки препинания при вводных конструкциях.
Теория. Синтаксические конструкции.
Практика. Сопоставительный анализ предложений.
Задание. Подбор примеров.
Формы контроля
Контрольно- тренировочные упражнения.
Тестовые задания.
Контрольные диктанты.
Творческие работы.
Формы проведения занятий
Лекции.
Практические занятия.
Семинары.
Тематическое планирование.
№ п/пТема
Количество часов
всего лекции практические занятия контроль
1 Безударные гласные в корне слова. Согласные в корне слова. 1 1 2 Гласные и согласные в приставках. 1 1 3 Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. 2 1 1
4 Не с различными частями речи 2 1 1
5 Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в служебных словах. 1 1 6 Знаки препинания в сложном предложении. 2 1 1 7 Знаки препинания при вводных конструкциях. 1 1 Итого: 10 часов.
Литература.
1.Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. М., «Просвещение» 2002.
2.Войлова К.А., Гольцлва Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., «Просвещение» 2005.
3.Розенталь Д.Э. Русский язык. Учебное пособие для Школьников старших классов и поступающих в вузы. М., «Мир и образование» 2005.
4.Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.-М. :Просвещение, 1987.