Рабочая программа элективного курса по математике Технология работы с контрольно-измерительными материалами по математике

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУЧУГУРОВСКАЯ СОШ»

Рассмотрено
на педагогическом
совете
от «___».08.2016 г

«Утверждаю»
директор школы
___________ Архипова Н.М.
Приказ №___ от «___».08.2016 г.







Рабочая программа
элективного курса
по математике

«Технология работы с
контрольно-измерительными материалами по математике»

9 класс



Разработала: Дружинина О.И.,
учитель математики, I кк







2016 г.
Пояснительная записка

Программа элективного курса «Технология работы с контрольно-измерительными материалами по математике» составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данный элективный курс носит обобщающий характер и направлен на закрепление умений и навыков, полученных в 7-9 классах средней школы, а также на расширение и углубление теоретических знаний по математике.

Актуальность курса обусловлена его практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при сдаче ОГЭ, а в дальнейшем ЕГЭ.

Данный элективный курс связан с основным курсом математики, развивает систему ранее приобретенных программных знаний, углубляет и расширяет курс математики основной школы. Содержание курса предполагает научить учащихся подбирать наиболее разумный ответ или тренироваться в его угадывании, формирует нестандартное мышление и математическую зоркость.
Данный курс развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих целей и задач:
Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.
Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
Осуществление работы с дополнительной литературой.
Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной школы.
Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Воспитательное назначение курса: обучение потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Курс рассчитан на 35 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.

























Содержание учебного материала

№ п/п
Тема
Кол-во часов





1
Числа и вычисления.
3

2
Преобразование алгебраических выражений.
5

3
Уравнения. Системы уравнений.
5

4
Неравенства. Системы неравенств.
3

5
Функции.
4

6
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
2

7
Текстовые задачи.
3

8
Геометрические задачи.
3

9
Элементы комбинаторики.
2

10
Обобщающее повторение.
5


Итого:
35

Числа и вычисления (3 часа). Арифметические действия с рациональными числами, сравнение действительных чисел; нахождение в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; переход от одной формы записи чисел к другой. Округление целых чисел и десятичных дробей, нахождение приближения чисел с недостатком и с избытком.
Преобразование алгебраических выражений (5 часов). Нахождение значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования. Выражение переменной из формулы. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Свойства арифметического квадратного корня.
Уравнения. Системы уравнений (5 часов). Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней).
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений. 
Неравенства. Системы неравенств (3 часа). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Системы неравенств.
Функции (4 часа). Функции (линейная, квадратичная и степенная), свойства и графики. Определение значений функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решение обратной задачи. «Считывание» свойств функции по её графику. Построение графиков.

Арифметическая и геометрическая прогрессии (2 часа). Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма первых членов. Комбинированные задачи.
Текстовые задачи (3 часа). Задачи на «проценты», на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Геометрические задачи (3 часа). Геометрические фигуры на плоскости. Решение планиметрических задач на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).

Элементы комбинаторики (2 часа). Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результаты измерений. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности. Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, комбинаторное правило умножения.

Обобщающее повторение (5 часов.)Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА (полный текст)



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате ученик должен
знать/понимать:
свойства степени с натуральным и целым показателями;
свойства арифметического квадратного корня;
стандартный вид числа;
формулы сокращённого умножения;
приёмы разложения на множители;
выражение переменной из формулы;
способы решения различных уравнении;
различные методы решения систем уравнений;
способы решения различных неравенств;
способы решения систем неравенств;
определение, свойства, формулы n-ого члена, формулы суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий;
способы решения планиметрических и стереометрических задач на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)
операции над векторами, формулы вычисления длины и координат вектора, угла между векторами;
представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков;
правило нахождения средних результатов измерений;
определение равновозможных события и способ подсчета их вероятности;

уметь:
Выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; вычислять значения числовых выражений; переходить от одной формы записи чисел к другой. Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений.
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования. Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями. Выполнять разложение многочленов на множители. Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений. Применять свойства арифметических квадратных корней для преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни.
Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы. Применять графические представления при решении уравнений, систем.
Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы. Применять графические представления при решении неравенств и их систем.
Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами. Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу. Определять свойства функции по ее графику (промежутки возрастания, убывания, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения). Строить графики изученных функций, описывать их свойства.
Решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов арифметической и геометрической прогрессий.
Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов.
Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей). Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи.
Извлекать статистическую информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках. Решать комбинаторные задачи путем организованного перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения. Вычислять средние значения результатов измерений. Находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные. Находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста;
усвоят основные приемы мыслительного поиска;
выработают умения:
самоконтроль времени выполнения заданий;
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
прикидка границ результатов.



Календарно-тематическое планирование учебного материала
элективного курса в 9 классе

№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения




план
факт


Числа и вычисления (3 ч).

1/1
Числовые выражения, порядок действия в них, использование скобок.
1



2/2
Арифметические действия с рациональными числами.

1



3/3
Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений.
1




Преобразование алгебраических выражений (5 ч).

4/1
Подстановка выражений вместо переменных.

1



5/2
Формулы сокращенного умножения.

1



6/3
Преобразование алгебраических выражений.

1



7/4
Рациональные выражения и их преобразования.

1



8/5
Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
1




Уравнения. Системы уравнений (5 ч).

9/1
Решение линейных и квадратных уравнений.

1



10/2
Решение рациональных уравнений и уравнений высших степеней.
1



11/3
Решение рациональных уравнений и уравнений высших степеней.
1



12/4
Решение систем уравнений способом подстановки и сложения.
1



13/1
Графический способ решения систем уравнений.

1




Неравенства. Системы неравенств (3 ч).

14/1
Числовые неравенства и их свойства.

1



15/2
Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств.
1



16/3
Квадратные неравенства.

1



Функции (4 ч).

17/1
Понятие функции. Область определения, график функции. Определение значений функции по значению аргумента и наоборот.
1



18/2
Определение свойств функции по ее графику (промежутки возрастания и убывания, знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значение.
1



19/3
Построение графиков изученных функций и описание их свойств.
1



20/4
Использование графиков функций для решения уравнений, неравенств и их систем.
1




Арифметическая и геометрическая прогрессии (2 ч).

21/1
Определение, формула n-ого члена, формула суммы нескольких членов арифметической прогрессии.
1



22/2
Определение, формула n-ого члена, формула суммы нескольких членов геометрической прогрессии.
1




Текстовые задачи (3 ч).

23/1
Решение задач на «движение».

1



24/2
Решение задач на «работу».

1



25/3
Решение задач на «проценты, концентрацию, смеси и сплавы».
1




Геометрические задачи (3 ч).

26/1
Геометрические фигуры и их свойства.

1



27/2
Решение планиметрических задач на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).
1



28/3
Решение планиметрических задач на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).
1




Элементы комбинаторики (2 ч).

29/1
Решение комбинаторных задач.

1



30/2
Решение комбинаторных задач.

1




Обобщающее повторение (5 ч).

31/1
Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА.
1



32/2
Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА.
1



33/3
Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА.
1



34/4


35/5
Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА.

Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА.
1


1






Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы.
А.Л. Семенов, И.В. Ященко. ГИА. 9 класс. 3000 задач с ответами. М.: «Экзамен», 2014
А.Л. Семенов, И.В. Ященко. ГИА. Математика. Типовые экзаменационные варианты. М.: «Национальное образование», 2014
В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина. ГИА 2012. Математика. Сборник заданий. 9 класс. М.: Эксмо, 2012
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. ФИПИ.
Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова и др. Математика. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. ФИПИ. М.: «АСТ»., 2014
И.В. Ященко и др. Математика. Типовые тестовые задания. 9 класс, М.: «Экзамен», 2014
Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. Математика. ГИА. 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. М.: «Экзамен», 2014
Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. Математика. ГИА. 9 класс. Тематические тестовые задания. М.: «Экзамен», 2014
Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2013. Ростов-на-Дону. «Легион». 2013























13PAGE 15






Заголовок 1, Знак Заголовок 3єђ Заголовок 4дђ Заголовок 615