Доклад на тему:РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Отдел образования Кировского районного в г. Донецке совета
Дошкольная образовательная организация № 352 «Калинка»

ДОКЛАД


НА ТЕМУ:
РАЗВИТИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА
В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ
ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовила:
воспитатель первой
квалифицированной категории
Отюская И.В.
ДОНЕЦК 2016
Новые государственные требования предусматривают быстрый переход к проектированию современного образовательного пространства на основе принципов фундаментальности и культуросообразности. Подобный переход принципиально изменяет содержание образовательного процесса, в котором возможно:
выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста; обеспечение ресурсов для самореализации детей, подготовка их к достижению жизненных успехов, приучение к самоконтролю и саморегуляции;
содействие трансляции культуры, передача детям опыта предшествующих поколений, «вооружение» культурными инструментами, позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать;
обучение детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми, подготовка к успешному осуществлению функций, соответствующих тем ролям, которые человек играет в обществе как гражданин государства, член семьи, профессиональной группы и полноценный участник образовательного процесса.
Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляет такая образовательная область как «Художественное творчество».
Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.
К шести-семи годам наступает новый этап эстетического развития ребёнка, характеризующийся большей степенью осознанности и устойчивости эстетических представлений, чувств, оценок, деяний. Формирующийся на этом этапе эстетический опыт оказывается уже более прочным и постепенно обретает характер установки личности как «эстетической позиции». Происходит активное усвоение ребенком культурного и сенсорного опыта, овладение различными художественными материалами, а также познание окружающего мира с эстетической позиции на основе системы универсальных мировоззренческих категорий.
Так, центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а проблемы как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со спецификой предметного содержания, проблемы выражены эстетическими категориями: красиво/некрасиво, добро/зло, правда/ложь, живое/неживое, реаль- ность/фантазия, форма/содержание и многие др. Эти понятия предстают как проблемное поле культуры, которое дети осваивают в активном творческом процессе на основе эмпатии, мышления и воображения.
Проблемное поле культуры персонифицируется в образе человека (народного мастера, художника, дизайнера, педагога), который передает выкристаллизовавшийся опыт человечества и учит смотреть на мир «глазами человека». Человек как носитель культуры формирует у ребенка разноплановый опыт общения с предметами культуры и разных видов искусства: восприятие, исполнительство, творчество (по вектору «от жизни - к искусству»).
В подготовительной к школе группе воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач:
продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру; -
показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру;
поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается настроение людей и состоящее природы; расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч. космические, весёлые приключения, дальние страны); поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом» (представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой); при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детёнышами в движении; учить передавать своё представление об историческом прошлом родины посредством изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта; показать возможность создания сказочных образов (Конь- ка-Горбунка, Русалочки, Жар-птицы, Дюймовочки) на основе фантазийного преобразования образов реальных; |
помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность;
инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла:
учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (человек грустный или веселый, сказочный персонаж добрый или злой и т.д.);
совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки; передавать достаточно сложные движения (например, птичка вспорхнула с ветки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая девочка одной рукой придерживает юбочку, а другую руку с платочком подняла вверх); создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания;
развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета - располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями (например, туристы поднимаются в горы и держатся друг за друга); изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема;
в рисовании совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно - гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш);
в лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье- маше), приёмы декорирования образа;
в аппликации инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник); совершенствовать содержание и ^ технику прорезного декора (новогодние игрушки и украшения, эмблемы, символы, гербы, экслибрисы), познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений (зайчики пляшут, хоровод ёлочек, грибная полянка); показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали (снежинки, цветы, звёздочки); познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала (осенних листьев, цветочных лепестков, семян, соломки, бересты);
поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения;
учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из глины, широкие движения кистью в коллективной композиции, образ моря, леса и др.; сочетание крупных и мелких мазков, линий при изображении отдельных предметов); поощрять стремление сделать свое произведение красивым, содержательным, выразительным;
способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их стремление использовать разные материалы и техники (например, при создании коллажей берутся бросовые материалы, ткани, веточки, листья, вырезанные из бумаги элементы рисунков, сконструированные из бумаги детали и т.п., которые располагают на цветном фоне);
предлагать для декоративного оформления изделия, выполненные на занятиях по конструированию (нарядные игрушки из бумажных цилиндров и конусов); для иллюстрирования - сборники сказок и рассказов из личного опыта, составленные детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с литературой;
в дидактических играх с художественным содержанием учить составлять разные варианты композиции и подбирать красивые гармоничные цветосочетания; различать цветовые контрасты и нюансы; размещать цвета по степени интенсивности (до 5-7 светлотных оттенков );
создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ (придумывать названия, готовить рамочки, развешивать или выставлять «картины», выступать в роли экскурсовода).
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью...