Познавательное развитие ребёнка в разных видах детской деятельности


HYPERLINK "http://razvitum.org/images/download/Oplachko_st.doc" \t "_blank" Познавательное развитие ребенка в разных видах детской деятельности
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка. «Если бы мне, — пишет Селли, — предложили изобразить ребенка в его типическом душевном состоянии, то я, вероятно, нарисовал бы выпрямленную фигуру маленького мальчика, который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь новое чудо или слушает, как мать рассказывает ему что-нибудь новое об окружающем мире»
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познавательный интерес – эта особая область интересов человека, в которой объектом является сам процесс познания, а ребёнок раннего возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Вступивший в силу ФГОС ДО подчёркивает поддержку разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, а ранний возраст – это начало формирования и воспитания гражданина России.
Первые знания об окружающем мире складываются у ребёнка в процессе освоения им близлежащего пространства, поэтому в ранний период детства мы особое внимание уделяем организации в детском саду предметной среды, которая, как того требует ФГОС ДО, должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, отвечать видам детской деятельности и решать задачи: создание эмоционально- положительного настроения; развитие интереса и побуждение к действиям; знакомство с сенсорными эталонами; формирование и активизация словаря; развитие наглядно-действенного мышления, внимания, памяти, восприятия; формирование навыка совместного действия с предметом. Предметная среда группы будет развивающей только в том случае, если её совершенствовать и преобразовывать. Именно поэтому мы постоянно обновляем и модернизируем игровые зоны, вносим полифункциональные предметы, изменяем игровые функции предметов, для того чтобы она была разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой. Мы, воспитатели, тоже являемся частью образовательной среды, стараемся быть всегда спокойными, естественными, соблюдать педагогические заповеди.
Роль дидактических игр в  очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного. Провожу с детьми увлекательные игры, направленные на формирование познавательной активности, переводящие с первого уровня познавательной активности на второй (3 года – 4,5 года); продолжительность – не более 15 минут.
Цель: создать у детей склонность и способность выполнять действия с воображаемыми предметами, следовать мысленному замыслу.
Игра «На самолете летим на Север».
Ребенок исполняет роль пассажира, по профессии он доктор. Другой пассажир – воспитатель, по профессии он фотограф. Медвежонок на белом кубике. Фотограф спрашивает в пути своего попутчика о его работе, больных, как он их лечит. Вопросы педагог строит так, чтобы они включали и ответы. Ответы он одобряет. Когда на льдине они встречают лежащего медвежонка, доктор начинает осматривать его, а фотограф предлагает поставить градусник (им может быть простая палочка). Медвежонка заботливо берут на руки и везут домой, в городской зоопарк. Дальнейший ход событий играющие обсуждают совместно; предложенные ребенком повороты сюжета педагог принимает к сведениям.
Игра «Едем в гости».
Максимально используются заместители некоторых необходимых предметов, неоформленный игровой материал (палочки, кубики, колесики и т.д.).
Воспитатель . Будем играть. Предположим, что тетя Люся, а ее роль будет исполнять вот эта палочка, поехала в гости к другой тете Ане. Кем ты будешь? Мамой или дочкой (сыном) (как правило, дети, находящиеся на первом уровне исполняют подчиненные роли).
Девочка . Я буду дочкой.
Воспитатель . Хорошо. Я буду тетей Аней. Тетя Люся – вот эта палочка. За нее буду говорить я. Хорошо? (Ребенок неуверенно кивает. Смотрит с недоумением на палку).Воспитатель . Вот тетя Люся приходит к вам утром и говорит: «Мне необходимо съездить к тете Ане. Ехать далеко, а у нас ведь Джек и Мурка. Кто будет их кормить, водить гулять? Ты?». (Ребенок смущенно кивает головой). Значит ты согласна мне помочь? Умница! Вот косточка для Джека (протягивает палочку), вот рыбка для Мурки (другая палочка; ребенок неуверенно берет, смущается). Положи это в холодильник и не забывай кормить животных. До свидания. Мне надо скорее успеть на пароход. Слышишь, он уже гудит: «у-у-у». Бегу.
Тетя Люся спешит к пароходу. Пароход – кубик.
Первый причал. Тетя Люся звонит девочке и спрашивает, что она кушала, покормила ли Джека и Мурку и сообщает, что она скоро уже приедет к тете Ане.
На следующей пристани тетя Люся идет на базар, чтобы купить подарок тете Ане (воспитатель советуется с ребенком, что купить). Далее разыгрывается встреча тети Люси и тети Ани. И тут воспитатель спрашивает, не хочет ли ребенок исполнить роль тети Ани.
Встреча с тетей Аней происходит за другим столом. Тетя Аня (ребенок) приглашает гостью в сад, где они обе собирают ягоды, а потом варят варенье. На обратном пути тетя Люся опять звонит по телефону своей племяннице. Она просит встретить ее. Радостная встреча прерывается рассказом о путешествии.
Как правило, к концу смущение проходит, и ребенок, вполне удовлетворенный, и в следующий раз просит разыграть эту пантомиму.
Подобные игры создают постепенно устойчивый интерес к воображаемым действиям, сосредоточенность на событиях, происходящих мысленно. Эти игры приучают свободнее обращаться с предметами; подготавливают к переходу ко второму уровню познавательной активности.
Игры, переводящие детей со второго уровня познавательной активности на третий (3 года — 5 лет); продолжительность — не более 30 минут.
Цель: добиваться успеха в познавательной задаче.
Цель общения взрослого с ребенком в данной ситуации — поддержать и укрепить в ребенке уверенность. Занятия следует так организовать, чтобы уже на третьем занятии ребенок достиг бы успеха (хотя бы с помощью подсказки).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям набор игрушек, куда входят бытовые предметы — кубики, телефон, машина, несколько фигурок, изображающих животных. Среди этих игрушек и предмет с секретом, например, небольшая коробка с прозрачной крышкой, внутри которой миниатюрная игрушка. Кроме коробки с видимым внутри содержимым, хорошо бы подобрать такие же (1—2 коробки), но без прозрачной крышки.
Дети знакомятся с игрушками. Воспитатель обращает внимание ребят на коробку с видимой через стекло машинкой (или куклой). Кто-то уже пытается пальцами зацепить внутреннюю коробку, У него не получается. Обращается к педагогу:«Как тут открывается? Я никак не могу». В ответ он слышит: «А как ты думаешь: сможешь ли открыть и достать машинку, если очень постараешься?»
Разумеется, ответ может носить и другой, характер, но чаще всего именно такая постановка приводит к молчаливому сосредоточению решить задачу. Как правило, успеха достигают только дети с высоким уровнем познавательной активности. Дети, находящиеся на втором уровне, быстро прекращают поиск и настойчиво просят помощи. Чтобы облегчить положение, воспитатель дает образец, но с предметом другой конструкции.
Воспитатель . Да, это трудно. Но если попытаешься, то в конце концов все получится. Вот другая коробка. Тоже очень трудно открывается. Так? Так? Нет! Вот так? Нет! (Воспитатель делает ложные пробы и наконец приближается к правильной.) А! Поворачивается крышка. Попробуем. (Прокручивает быстро несколько раз.) Нет! Надо потише, поосторожнее. (Снова крутит, но медленно.) Все, открыли!
Ребенок, увлеченный новыми игрушками, обычно скоро возвращается к своей задаче. Игра, т. е. попытка достигнуть результата, продолжается. Если отведенное время истекло, воспитатель прекращает игру, убирает игрушки и советует: «Если вам захочется открыть эту коробку, подумайте, как это сделать. А завтра мы будем опять играть так же, как сегодня».
В следующий раз игра начинается с того, что воспитатель спрашивает детей, в какие игрушки они хотели бы поиграть (кроме находящихся постоянно в распоряжении). И дает все, что просят. Если загадочные предметы не упоминаются, их не добавляют. Но в следующую игру воспитатель обязательно включит тот предмет, который остался неразгаданным. Теперь тактика его поведения иная: одобряя попытки детей, включает соревновательный момент: «Интересно, кто из нас сумеет открыть эту коробку?» Как правило, дети отвечают, что никто. Однако сам вопрос уже побуждает продолжать пробы.
Решать задачу за детей не следует. Если не удается достигнуть результата, в следующую игру вводится другой предмет.
Природа – источник и мой помощник в развитии познавательных способностей, в обогащении словарного запаса, воспитании взаимоотношений детей со взрослым и друг с другом. На прогулке, в уголке природы мы рассматриваем цветы, траву, деревья, кустарники, насекомых. На клумбе, например, мы с ребятами находили цветы: красные, жёлтые, большие, маленькие. И, конечно, я учила детей ухаживать за цветочками, поливать, знакомила с цветами, развивала внимание, память, воспитывала любознательность.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В ходе режимных моментов, в совместной и непосредственно образовательной деятельности я организую игры «Что лишнее», «Чем отличается» «Что изменилось», «Найди пару», «Покорми животных», «Найди домики»; нанизываем бусы, собираем пазлы, разрезные картинки, организую образовательный процесс таким образом, чтобы он был насыщен интересными играми и занятиями.
Стимулируя любознательность ребенка, в работе мы старались использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления. Мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентируем внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребёнка; стремимся не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями
Ознакомление ребёнка с сенсорными эталонами происходит под руководством и непосредственном участии взрослого. Ребёнок действует сначала по подражанию, затем по этапному показу действия, по целостному образцу и только потом по словесному указанию и самостоятельно. Вот так вместе мы познаём окружающий мир, строим партнёрские отношения, как того требует Стандарт.
Опыты, экспериментирования, действия с предметами служат развитию мелкой моторики у детей раннего возраста. Дети трогают, перебирают, застегивают, сортируют, просеивают, а главное – общаются, развивают речь, обогащают словарный запас. Уровень развития мелкой моторики руки напрямую влияет на уровень умственного развития ребёнка, готовит его к дальнейшей жизни.
Как любят малыши экспериментировать с красками, лепить, видеть результаты своего труда! Большую роль играют эмоции, которые концентрируют внимание и чувства ребенка на создаваемом образе, усиливают воображение. В уголке изодеятельности группы «Пчёлки» имеются краски, фломастеры, карандаши, пластилин, тесто, формочки. А детские творения мы выставляем на показ нашим родителям.
Заключение.
Необходимо отметить следующее возраст от 3 до 5 лет – сензитивный период для развития познавательной потребности, поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом.
Какими бы не были мотивы действий и принимаемых решений родителей и педагогов в процессе обучения и воспитания, интересы ребенка должны ставиться всегда во главу угла. Стоит помнить, что старшее поколение часто должно жертвовать своими амбициями в интересах своих детей.
Литература
1. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание, 1986, № 1
2. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет, Автореф. Дис., М.,1974 с.86
3. Марусинец М., Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание, 1999,
4. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника, К.,Радянська школа, 1985, с. 43
5. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006
6. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960
7. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 200
8. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
9. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006
10. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание, 1986, № 1
11. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание, 1998, № 10.
ПРИЛОЖЕНИЕ