Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5-ом классе на тему «Богатырские образы в искусстве»


Цели урока:
показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов;
Задачи:
развивать творческое восприятие мира, творческий подход к работе;
совершенствовать умения самовыражения средствами изобразительного искусства;
осуществлять межпредметные связи;
воспитывать интерес и любовь к истории Отечества, Родине.
Музыкальный материал: А.Бородин. «Богатырская симфония». Фрагмент; А.Бородин. Романс. «Спящая княжна»; шведская народная песня «Три парня». Обработка В.Попова, русский текст К. Алемасовой. С. Никитин «Песня о маленьком трубаче». А Пахмутова «Знаете, каким он парнем был…»
Литературный ряд: былины.
Зрительный ряд: М. Врубель «Богатыри», Мартос «Памятник Минину и Пожарскому», П.Корин «Александр Невский», И. Глазунов «Два князя»
Ход урока
Я часто, когда глядел на них, явственно слышал бетховенские или баховские звуки.
В. Васнецов
Слова на доске
«На музыкальном языке живописать – значит
звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания,
а в нашем уме те или иные образы».
Оноре Бальзак
Организация обучающихся на урок.
Слушание шведской народной песни «Три парня»
Вопросы:
Какое настроение вызывает у вас шведская народная песня «Три парня»?
Что выражает и изображает мелодия?
Какие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни.
Можем ли мы назвать трёх парней богатырями? Почему?
Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей?
Слушание и анализ романса А.Бородина «Спящая княжна»
Вопросы и задания:
Вспомните композитора, который написал эти стихи и музыку к ним.

Спит. Спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном,
Спит под кровом тёмной ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Спит. Спит.
Вот и лес глухой очнулся,
С диким смехом вдруг проснулся
Ведьм и леших шумный рой
И промчался над княжной.
Лишь княжна в лесу глухом,
Спит всё тем же мертвым сном,
Спит, спит
Слух прошёл, что в лес дремучий
Богатырь придет могучий,
Чары силой сокрушит,
Сон волшебный победит
И княжну освободит, освободит.
Но проходят дни за днями,
Годы идут за годами…
Ни души живой кругом,
Всё объято мертвым сном.
Так княжна в лесу глухом
Тихо спит глубоким сном;
Сон сковал ей крепко очи;
Спит она и дни, и ночи.
Спит, спит.
И никто не знает, скоро ль
Час ударит пробужденья.
Слушание фрагмента А.Бородина «Спящая княжна»
«Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
Слушание и анализ фрагмента из 2-ой симфонии А.Бородина.
Вопросы:
Есть что-нибудь общее между прозвучавшей музыкой и эпизодами в романсе «Спящая княжна»?
Как музыкальный язык симфонии передает ее русский характер?
А.П. Бородин не дал название своей Второй симфонии. Какое название могли бы вы предложить?
Какую картину в вашем воображении рисует музыка богатырской симфонии?
Какая картина наиболее созвучна музыке А.П. Бородина?
(В. Васнецова «Богатыри» и И. Глазунова «Два князя»).
Произведения разных видов искусства появились независимо друг от друга. Хотя и кажется, что «Богатырская симфония» А.Бородина навеяна «Богатырями» В.М. Васнецова, но это не так, создатели этих произведений при жизни никогда не встречались. Картина В.М. Васнецова «Богатыри» была закончена в 1900 году, а
А.П. Бородин умер в 1887 году. Мы не случайно в своем восприятии объединяем эти произведения, так как они оба связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины.
Летом 1881 года В.М. Васнецов, живя в тихом подмосковном Абрамцове, решил вернуться к старому замыслу, возникшему 10 лет назад, но так и не исполненному – к картине «Богатыри».
Этот замысел никогда не покидал художника, что бы он не делал. Браться за него мастер не спешил, наверное, потому что своим тонким чутьём художника и человека, глубоко любящего Родину, предвидел, что эта работа станет самым важным, самым значительным этапом в его жизни. В суровом вятском краю, где он родился и провел детство, люди знали и рассказывали множество старинных преданий. Совсем маленьким будущий художник вслушивался в героические сказания , исторические песни, богатырские былины. Эти яркие впечатления остались с ним на всю жизнь.
Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала, как музыка, пелась как былина, волновала как родная песня…»
Однако, не только о далёком прошлом напоминает картина. Она о сегодняшней жизни. Все, кто ее видел, понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться! Бороться так, как Илья Муромец, не убоявшийся Соловья-разбойника, как Добрыня Никитич, вступивший в бой со Змеем Горынычем, как Алёша Попович, уничтоживший злое чудовище Тугарина… Крепко сидят в седле богатыри. И мы не сомневаемся: несдобровать тем, на кого они обрушат свой справедливый гнев.
Итог урока.
Вторая симфония А.П. Бородина – одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Величественным и мощным передает она образ русского народа. Музыка А.П. Бородина полна контрастных и неуловимо похожих образов то могучей силы, твёрдости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Так по-разному, но с огромной любовью передает композитор черты русского национального характера.
Несомненно, что в воспевании русской богатырской мощи А.П. Бородину виделось не только славное прошлое нашего народа, но его еще более славное будущее.
Это произведение было современным не только сто с лишним лет назад, когда создавалось, но и теперь, в наше время оно поражает свежестью и новизной музыкальной мысли, яркостью образов, их красотой.
В музыке А.П. Бородина мы слышим не только эпическое величие, всепобеждающую мощь и могущество, но и чарующую красоту, которые свидетельствуют о физическом и духовном могуществе, о высокой моральной силе русского человека.
Поэтому в мировой музыке А.П. Бородин занимает ему одному надлежащее место – богатыря русской музыки.
Песня, которую мы сейчас выучим, тоже посвящена героям, точнее герою, достойному звания богатыря. «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина
Вопросы:
Как вы понимаете заключительные слова песни: «А он, ведь он, все дело в чем, был настоящим трубачом!»?
Соответствует ли музыкальный язык словам песни?
Почему композитор начинает каждую фразу за тактом?
Изменится ли характер песни, если ее исполнить в темпе марша?