РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ДЛЯ 1 КЛАССА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ № 625»
117449 г. Москва, ул. Шверника, дом 17, корп. 2. Телефон 8(499) 126-48-20. E-mail:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ОГРН 1027739050866, ИНН 7727028555, КПП 772701001. Сайт гимназии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ДЛЯ 1 КЛАССА
(2 часа в неделю,66 часов в год)
Составители: Косорукова Л.Б.



























Рабочая программа по окружающему миру 1 класс.
УМК «Начальная школа XXI века»

Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир». Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Цели и задачи обучения окружающего мира
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного всестороннего развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной естественнонаучной подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

Общая характеристика курса окружающего мира 1 класс
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Место курса окружающего мира в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 1 классе 2 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 66 часов



Ценностные ориентиры содержания курса окружающего мира
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и I др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. . Международное сотрудничество как основа мира на 3емле. . Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса окружающего мира
В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной.
Результатами освоения программы по окружающему миру являются:

Личностные результаты:
осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, желании участвовать в её делах и событиях;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры.
Предметные результаты:
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности.
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и осознания правил, обязанностей и норм взаимодействия человека и природы, человека и общества. Важно отметить, что авторы создают систему восприятия окружающего мира.

Содержание курса окружающего мира
Основные содержательные линии Окружающего мира определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами:
«Что такое окружающий мир»,
«Младший школьник»,
«Природа»,
«Человек и природа»,
«Общество»,
«Родной край – малая Родина»,
«Земля – планета жизни».

Планируемые результаты обучения
В результате изучения окружающего мира учащиеся:
овладеют знаниями:
своего домашнего адреса и адреса школы;
правил безопасности при переходе улицы;
правил поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правил поведения во
время экскурсий по городу и за городом;
основ взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
научатся:
различать объекты неживой и живой природы;
различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);
рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
получат возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



КТП предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Всего уроков в учебном году: 66

№ урока
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Примечание

1


Нас окружает удивительный мир


2


Давай познакомимся


3


Давай познакомимся


4


Правила поведения в школе


5


Сентябрь первый месяц осени


6


Что нам осень подарила


7


О режиме дня


8


Семья


9


Любимые занятия


10


Правила гигиены


11


Человек и домашние животные


12


Октябрь уж наступил


13


Птицы осенью


14


Явления природы


15


Где ты живешь


16


Правила дорожного движения


17


Ты и вещи


18


Кто работает ночью


19


Твои помощники органы чувств


20


Как из зерна получилась булка


21


Грибная пора


22


Урок в спортивном зале


23


Ноябрь зиме родной брат


24


Дикие животные


25


Звери млекопитающие


26


Что мы знаем о птицах


27


Город - село


28


Дом в котором ты живешь


29


Зачем люди трудятся


30


В декабре, в декабре все деревья в серебре


31


Какая бывает вода


32


О дружбе


33


Идем в гости


34


С наступающим новым годом


35


Январь году начало, зиме середина


36


Хвойные деревья


37


Жизнь птиц зимой


38


Наша страна - Россия


39


Богата природа России


40


Мы - россияне


41


Народная сказка и народные игрушки


42


Февраль месяц метелей и вьюг


43


Звери млекопитающие


44


Наш уголок природы. Животные уголка природы


45


Растения уголка природы


46


Мы граждане России


47


Правила поведения


48


8 марта праздник всех женщин


49


Март капельник


50


Птичьи разговоры


51


Здоровая пища


52


Если хочешь быть здоров закаляйся!


53


Какое бывает настроение


54


Апрель - водолей


55


Жизнь насекомых весной


56


Весенние работы


57


Кто работает на транспорте


58


День космонавтики


59


Май весну завершает


60


Жизнь земноводных весной


61


Животное живое существо!


62


Природе нужны все!


63


Скоро лето!


64


Обобщение и закрепление пройденного.


65


Обобщение и закрепление пройденного.


66


Игра "Страна, в которой мы живём"







Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
по предмету «Окружающий мир»
Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. Виноградова Н.Ф.М: Вентана – Граф, 2014
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Виноградова Н.Ф.. М: Вентана – Граф, 2014
Окружающий мир. Методика обучения. 1-2 класс. Виноградова Н.Ф. М: Вентана – Граф, 2014
Окружающий мир. Программа. 1-4 классы. Виноградова Н.Ф. М: Вентана – Граф, 2014
15