Рабочая программа по внеурочной деятельности Родной край — Хакасия (4 класс)

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Родной край – Хакасия» (модифицированная) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Данная программа рассчитана на учащихся 10-11 лет и реализуется через кружковую деятельность. Срок реализации программы 1 год.
Актуальность заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Этнокультурный компонент в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков.
Цель: развитие интереса и уважительного отношения к культурным традициям родного края, сохранение хакасской культуры во всем ее многообразии. Задачи: 1. дать представление о культурных традициях родного края; 2. развивать познавательный и эмоциональный интерес, воображение, речь обучающихся; 3. воспитывать стремление к позитивному этнокультурному взаимодействию; 4. научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научить видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий. 5. персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории. 6. формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.
Общая характеристика
Программа построена на интегративной основе и представляет собой совокупное изучение истории хакасской культуры (прикладного, музыкального, изобразительного искусств, литературы, истории, традиции, природы и окружающего мира).
Программа содержит доступный материал об истории и культуре России и её региона - Хакасии, соответствует особенностям возраста, развитию учащихся.
Программа предполагает наличие творческих практических работ, формирование навыков работы с дополнительным материалом, компьютером.
Место в учебном плане
Программа «Родной край - Хакасия» направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по музыке, изобразительному искусству, литературе, истории, окружающему миру. Занятия 1 раз в неделю, 34 часа в год
Форма организации
Форма организации внеурочной деятельности - этно – клуб.
Ценностные ориентиры
 Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний
Метапредметные результаты
Коммуникативные универсальные действия
начинать, поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы;
строить диалог формулировать вопросы, использовать переспрос, просьбу повторить;
формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
Регулятивные универсальные действия
принимать и сохранять учебную цель и задачи;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
умение контролировать свои действия осуществлять контроль при наличии эталона;
осуществлять контроль на уровне произвольного внимания;
умения планировать свои действия;
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале;
оценивать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные универсальные действия
сравнивать традиции и реалии двух стран в соответствии с темами программы;
осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии;
уметь представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
рассказать о своей республике, используя наработанный материал;
рассказать о своей малой Родине – Хакасии
Содержание
Образование Республики Хакасия. Административное деление. Национальный состав. Исторические достопримечательности Республики Хакасия. Государственные праздники. Особенности труда людей родного края.
Природа Хакасии. Погода Хакасии. Взаимовлияние человека и природы. Поэтический образ природы в творчестве поэтов, художников, композиторов Хакасии.
Культура Хакасии. Древние образы в народном искусстве. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное творчество. Музыкальное искусство. Поэты и писатели Хакасии. Художники, композиторы, исполнители. История родного края в народном искусстве, в памятниках и достопримечательностях республики.
Музеи, театры.
Календарно-тематический план рабочей программы внеурочной деятельности «Родной край – Хакасия» ( 1 час в неделю, всего 34 часа)


п/п
Дата
Кол-во часов
Раздел, тема
Элементы содержания
Планируемые результаты
Формы контроля


По плану
По факту
Примечание



Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД


1-2



2
Республика Хакасия. Образование Республики Хакасия.
Этапы исторического развития Хакасии.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний
Сравнивать традиции и реалии двух стран в соответствии с темами программы; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии;
уметь представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного
межкультурного общения; рассказать о своей республике, используя наработанный материал; рассказать о своей малой Родине - Хакасии

Начинать, поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета; строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы; строить диалог формулировать вопросы, использовать переспрос, просьбу повторить; формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
Принимать и сохранять учебную цель и задачи; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; умение контролировать свои действия осуществлять контроль при наличии эталона; осуществлять контроль на уровне произвольного внимания; умения планировать свои действия;
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации в новом учебном материале; оценивать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки; оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Текущий контроль

3-4



2
Административное деление. Национальный состав.
Административное деление своей местности




Текущий контроль

5-7



3
Исторические достопримечательности Республики Хакасия.
Каменные бабы, курганы, чаатас, древние оросительные каналы, древние крепости, письмена далеких предков, памятные скалы, надписи на предметах.




Текущий контроль

8



1
Государственные праздники.
День республики




Текущий контроль

9-10



2
Особенности труда людей родного края.
Профессии людей, связанные с социально – экономическими условиями родного края и с особенностями своей местности.




Текущий контроль

11-12



2
Природа Хакасии: горы и равнины, леса и степи, озера и водоемы.
Горы, леса, степи, водоёмы. Географические легенды своей местности




Текущий контроль

13-14



2
Погода в Хакасии. Географические легенды. Топонимика.
Погода в Хакасии по временам года.




Текущий контроль

15-16



2
Взаимовлияние человека и природы.
Объекты культурного взаимовлияния человека с природой в условиях своей местности.




Текущий контроль

17-18



2
Поэтический образ природы в творчестве поэтов, художников, композиторов Хакасии.
Произведения устного народного творчества, поэтов и писателей, художников и композиторов (по выбору)




Текущий контроль

19



1
Заповедные места земли хакасской.
Один из ближайших к местности объектов заповедника.




Текущий контроль

20



1
Культура Хакасии.
Культурно – досуговые учреждения, библиотеки, сеть учреждений дополнительного образования детей, профессиональное искусство, музейная сеть своей местности




Текущий контроль

21



1
Древние образы в народном искусстве.
Древний образ Умай – хранительницы детей.




Текущий контроль

22-23



2
Декоративно – прикладное творчество
Антропоморфные изображения. Мир животных.




Текущий контроль

24



1
Изобразительное искусство.
Аппликация элементов декоративно – прикладного творчества (абдыра).




Текущий контроль

25-26



2
Музыкальное искусство.
Исполнители (по выбору)




Текущий контроль

27



1
Поэты и писатели Хакасии.
В. Г. Майнашев, М. Р. Баинов, И. М. Костяков или др. (по выбору)




Текущий контроль

28-29



2
Художники. Композиторы, исполнители.
А. Л. Ултургашев, Г. Г. Танбаев, Л. А. Арыштаева и др. (по выбору)




Текущий контроль

30-31



2
История родного края в народном искусстве, в памятниках и достопримечательностях республики.
Люди, улицы, село или город своей местности.




Текущий контроль

32-34



3
Музеи, театры
Ведущие творческие коллективы (по выбору)




Текущий контроль

Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;
оборудование (мебель, аппаратура-компьютер для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала - проектор)
 Методическое обеспечение:
 видеотека (материалы по творчеству российских и хакасских художников);
дидактические материалы на различных носителях,
методические материалы, наглядные пособия.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать:
- элементы народного этикета (уважительное отношение к старшим, природе, Родине);
- государственную символику родного края;
1-2 отрывка из произведений поэтов.
Уметь:
-интерпретировать: обычаи, традиции. Праздники (2-3 примера);
- называть достопримечательности родного края;
-излагать информацию о родном крае.

Система оценки планируемых результатов
опрос;
анкетирование;
выпуск газеты;
конкурсы.

Список литературы
Для педагога
Балгазина А. Н. Методические рекомендации для учителей, работающих по программе «Родной край – Хакасия» во 2, 3, 4 классах начальной школы.- Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. – 202с.
Балгазина А. Н. Учебник для чтения по «Культуре, литературе и истории родного края», «Моя Хакасия». Абакан. Книжное издательство, 2001.
История Хакасии с древнейших времен до 1917 года
Кызласов Л. Р “Древнейшая Хакасия”
Учебно-методическое пособие для учителя “Родной край Хакасии” Хакасское книжное издательство 2007 г.
Для родителей и учащихся
Балгазина А. Н. Учебник для чтения по «Культуре, литературе и истории родного края», «Моя Хакасия». Абакан. Книжное издательство, 2001.
Бутанаев В. Я. “Традиционная культура и быт хакасов”
Трояков П.А. “Хакасские мифы и легенды”
Чебодаев М. П. “Хакасия в истории СССР”












































15