Рабочая программа внеурочной деятельности Капельки доброты


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 520 Колпинского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено»
на заседании МС
Председатель МС
_____________Кравчук С.В.
Протокол № ___
от « » ________ 2015г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_____________Реутова Л.Д.
« »______________ 2015г.
«Утверждено»
Директор ГБОУ школа № 520
г. Санкт-Петербурга
____________Зубко И.Г.
Приказ № ___
от « » ___________ 2015 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию
«Капельки доброты»
для 5 «А» класса
Срок реализации 1 год
Составитель программы:Яновщенко Елена Александровна
классный руководитель
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации»; 
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”;
Устав ГБОУ школы №520 Санкт-Петербурга;
План воспитательной работы ГБОУ школы №520 Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, формируются вредные привычки у детей среднего школьного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Учитывая требования времени, разработана программа духовно-нравственного развития под общим названием «Капельки доброты», направленная на формирование у школьников духовно – нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности.
Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени основного образования, – это:
Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.
Дар слова – как возможность получать знания, общаться
Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике школы.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.
II. Место программы в учебном плане.
Название программы Количество часов в неделю Количество часов за год Продолжительность занятия (мин)
Капельки доброты 2 68 45
Программа предназначена для школьников, учащихся 5 классов  (10 - 11 лет).
Формы занятий: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, культурный поход, проект, исследование, конференция, театрализация и т. д.
Прогнозируемые результаты.
Направления воспитания Ценностные установки Планируемые результаты воспитательной деятельности
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества - учащиеся имеют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли  жизни общества;
-сформировано отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям;
-учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской позиции;
-учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-учащиеся имеют представления о правах и обязанностях гражданина, семьянина.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль , честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике -учащиеся имеют представления о национальных ценностях;
-сформировано представление о правилах поведения в ОУ, общественных местах и дома;
-сформировано представление о истории страны, религиях России;
-у учащихся  сформировано уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому;
-учащиеся имеют представления о отрицательном влиянии СМИ;
--сформировано отрицательное отношение к аморальным поступкам.
 
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие - у обучающихся сформировано ценностное отношение к труду, творчеству,  уважительное отношение к профессиям;
-учащиеся имеют опыт коллективной работы, реализации учебных проектов;
-умеют проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;
-у учащихся сформировано  бережное отношение к результатам своего и чужого труда, личным вещам, школьному имуществу.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое -у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-учащиеся имеют элементарные представления и значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
-имеют личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, СМИ на здоровье человека
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание -у учащихся развит интерес к природе;
-сформировано понимание активной роли человека в природе, ценностное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве -учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека;
-сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного, учащиеся умеют видеть красоту природы и труда;
-имеют интерес к занятиям художественным творчеством.
Программа даёт возможность повысить духовно – нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.
Содержание программы
Программа предназначена для учащихся 5 классов, включает в себя 7 блоков и построена с учетом возрастных особенностей:«Дорогою добра»Усвоение нравственных норм, правил, требований. Формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры общения и поведения, построения межличностных отношений. Выработка основных этических понятий и норм речевого поведения. Знакомство с основными моральными категориями: нравственность, мораль, этика, добро, зло, милосердие, гуманность.
2.  «Путешествие по родному краю»    Культурные походы по историческим местам п. Понтонный. Формирование ценностного отношения к культуре своей родины и любви к малой родине. Обогащение знаний об истории своего края, воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;«Музеи Санкт-Петербурга»Участие в городском конкурсе «Большая Регата», путешествие по музеям Санкт-Петербурга, маршрутом «Арабия». Заполнение вахтенного журнала, подготовка к квестам и викторинам, посещение интерактивных музеев. Разработка символики, флага, девиза команды.
«Моя семья-мое богатство»Формирование ценностного отношения к семье, её традициям, воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; Знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа, расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества. Повышение значения семейных, государственных ценностей.
«Мастерская добрых дел»Создание проектов «Мы строим будущее!», «Традиции нашей школы!», «Слава нашим дедам!». Что такое проект? Планирование проекта. Этапы проекта. Какие бывают проекты? Познакомить учащихся с презентациями проектных продуктов учащихся.
«Леди и джентельмены»Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Правила хорошего тона. Правила поведения в общественных местах. Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности, выработка оценочных моральных принципов, представлений, воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам, обязанностям и ответственности.
«Мир, в котором я живу»
Формирование у школьников основ положительного самоотношения и потребности саморазвития. Содержание раздела помогает ученику осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие, уникален и неповторим, развить уверенность в себе. Законы позитивного мышления. Осознание своей сопричастности к развитию родины, мира.
Критерии, показатели эффективности в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога, школьного психолога и в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Цели проведения такого мониторинга таковы:
1. Определить эффективность деятельности педагога по конкретным результатам развития личности и индивидуальности учащихся
2. На основе теоретического анализа выявленных тенденций построить систему работы по эффективному обеспечению актуализации, развития и проявления учащимися своих личностных качеств, развитию их творческой индивидуальности, субъективности, способностей к самоопределению и самореализации.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- проследить динамику развития личности, в соответствии с диагностируемыми параметрами;
- оценить «траекторию» развития личности и индивидуальности каждого ученика;
- сформировать информационную базу индивидуально-личностного роста учащихся;
- выявить возможные отрицательные тенденции в развитии личности и индивидуальности воспитанников, наметить пути их предупреждения и преодоления;
- определить благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности и индивидуальности учащихся, их самопознания, самоопределения и саморазвития, наметить пути их реализации.
Уровень воспитанности учащихся состоит из следующих ключевых компетенций:
1. Учебно-познавательная – умение определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль:
навыки учебного труда;
учебные достижения;
проявления самостоятельности и творческой активности.
2. Коммуникативная – умение сотрудничать, взаимодействовать с людьми, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией:
- исполнительская дисциплина;
- этическая культура;
- общественная активность.
3. Общекультурная – уровень воспитанности, культура поведения, уровень эмоционального развития, творческие способности, культура речи, внешний вид, аккуратность, бесконфликтность общения:
интересы, увлечения, участие в кружках;
соблюдение правил личной гигиены и самообслуживания;
внешний вид и аккуратность.
4. Личностное совершенствование – физический компонент: наличие соответствующего уровня физического здоровья, потребности в ведении здорового образа жизни; нравственный компонент: восприятие и понимание нравственных ценностей, знание и выполнение нравственных норм поведения:
потребность в здоровом образе жизни;
понимание нравственных ценностей и норм поведения;
дисциплина и организованность.
5. Социально-бытовая компетенция – навыки обустройства быта, навыки самообслуживания, осознание собственной индивидуальности, подготовка к семейной жизни.
При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения параметров в течение года или нескольких лет. Это позволит более точно определить в какой ситуации (становления, стабильного функционирования, регресса) находится развитие воспитанника для того, чтобы помочь ребенку выйти на более высокую ступень своего развития.
Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (педагогов, родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения учащихся.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путём
- викторин;
- участия в школьных конкурсах, соревнованиях;
- участия в районных и городских конкурсах;
Календарно-тематическое планирование программы
№ Тематический блок программы Тема Количество часов
Теория Практика Всего
1
Дорогою добра. Слова- корабли мыслей. Твоя речь: слово лечит, слово ранит. 1 1 2
Школьный и внешкольный этикет. 1 1 2
Жить- добро творить. 1 1 2
Правила общения. Культура внешнего вида. 1 1 2
2 Путешествие по родному краю. Природа моего края 1 2 3
Герои моей земли. 1 2 3
Музыка моей Родины. 1 2 3
Мой дом – моя крепость. 1 1 2
3 Музеи Санкт-Петербурга. Чудесный мир искусства. 1 5 6
Великие люди Санкт-Петербурга. 1 5 6
В поисках культурных сокровищ. 1 5 6
4 Моя семья-мое богатство. О чём рассказал семейный альбом. 1 1 2
Моя родословная. 1 2 3
Ты в ответе, за тех, кого приручил! 1 1 2
Великое сокровище – дружба! 1 1 2
5 Мастерская добрых дел. Создаем и сохраняем традиции. 1 1 2
Мечтать на пользу людям. 1 1 2
Человек – творец красоты. 1 1 2
6 Леди и джентельмены. Хорошие манеры – зеркало души. 1 1 2
Долг и нравственные обязанности. 1 1 2
Испытания характера. 1 1 2
7
Мир, в котором я живу. Внешний и внутренний мир человека. 1 1 2
Живём в России вместе мы. 1 1 2
Нам этот мир завещано беречь. 1 1 2
Мыслью строю мир. 1 1 2
Итоговое занятие. Проект «Сокровища моего путешествия». 2 2
ИТОГО: 25 43 68
Материально-техническое обеспечение реализации программы
№ п/п Наименование
Книгопечатная продукция
Алоева М.А.Классные часы в 5-7-х классах / М. А. Алоева; ред. Г. Н. Сибирцова. - 9-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 313 с. - (Сердце отдаю детям).
Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. - М. : Айрис-пресс, Айрис-дидактика, 2006. - 246 с. - (Методика).
Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.
Программа воспитания и социализации обучающихся (общее образование).М; Просвещение, 2009 г.
В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей среднего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.
Печатные пособия
7 Карта России.
8 Карта Санкт-Петербурга.
ТСО и оборудование кабинета
12 Компьютер
13 Классная доска с набором для крепления таблиц, картинок
14 Акустические колонки
15 Мультимедийный проектор
16 Экран
17 Стенд для размещения творческих работ обучающихся
18 Стол учительский с тумбой
19 Ученические столы двухместные со стульями