Рабочая программа курса внеурочной деятельности Математика и конструирование (1 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено на заседании МС
Протокол №___ от«___»_____2014г.
Руководитель МС
____________Нетёсова Г.Н.
Согласовано.
Заместитель директора по ВР
__________Недомолкина Е.А.
от «___»_____________2014г. Утверждаю.
Директор школы
____________Раковский В.С.
Приказ №____от «___»______2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Возраст детей 6-7 лет
Срок реализации программы - 1 учебный год.
Автор: Недомолкина Елена Алексеевна,
учитель начальных классов
с.КозловкаБутурлиновский муниципальный район
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Математике и конструированию» общеинтеллектуальной направленности разработана для внеурочных занятий в 1 классе на основе следующих документов:
Федерального государственного стандарта начального общего образования
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
авторской программы С. И. Волковой, О.Л.Пчелкиной «Математика и конструирование», М: «Просвещение» 2011 года.
Цель занятий внеурочной деятельностью - расширение и уточнение геометрических представлений и знаний учащихся по формированию и развитию конструкторских и графических умений, по развитию воображения и основ мышления учащихся; понимание общих признаков и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов; осознание связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями; пробуждение у учащихся интереса к занятиям математикой; формирование знаний, умений, навыков и соответствующего уровня развития детей.
Курс внеурочной деятельности «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе и призван решать следующие задачи: 1) расширять математические, в частности геометрические, знания и представления младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей; 2) формировать у детей графическую грамотность и совершенствовать практические действия с чертѐжными инструментами; 3) овладевать различными способами моделирования, развивать элементы логического и конструкторского мышления, 4) обеспечивать более разнообразной практической деятельностью младших школьников.
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику и технологию. Объединение этих предметов позволяет повысить результаты обучения по каждому из этих предметов, так как создаются условия для одновременного и взаимосвязнного развития мыслительной и практической деятельности учащихся. Интеграция учебных предметов определяет содержание и структуру уцрса, основными положениями которого являются:
- преемственность с действующим в настоящее время курсом математики (Программа М. И. Моро, А. Бантовой и др.), который обеспечивает числовую грамотность учащихся, умение решать текстовые задачи т. д., и курсом технологии (Программа Геронимус ) , особенно в той его части, которая обеспечивает формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами, в том числе с бумагой, картоном, тканью, пластилином, проволокой, а также формирование элементов технических умений и технического мышления при работе с конструктором;
- усиление геометрической линии начального курса математики, обеспечивающей развитие пространственных представлений и воображения учащихся и включающей в себя на уровне практических действий изучение основных линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигур, и формирование на этой основе базы и элементов конструкторского мышления и конструкторских умений;
- усиление графической линии действующего курса трудового обучения, обеспечивающей умение изобразить на бумаге, сконструировать модель и, наоборот, по чертежу собрать объект, измерить его в соответствии с изменениями, внесенными в чертеж, - все это призвано обеспечить графическую грамотность учащихся начальных классов.
Курс «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся. Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся во всем многообразии их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другими; мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу, базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско - практическая деятельность, в свою очередь, не только обуславливает формирование элементов конструкторского и технического мышления, конструкторских и технических умений, но и способствует актуализации, закреплению в ходе практического использования математических знаний, умений, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития познавательных способностей, логического мышления и пространственных представлений учащихся.
Специфика целей и содержания курса «Математика и конструирование» определяет и своеобразие методики его изучения, форм и приемов организации занятий. Одновременно с изучением арифметического и геометрического материала и в единстве с ним выстраивается система задач заданий конструкторского характера, расположенных в порядке нарастания трудностей и постепенного обогащении новыми элементами по моделированию и конструированию, основой освоения которых является практическая деятельность детей; предполагается поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения заданий, включающих в себя не только воспроизведение, но и выполнение самостоятельно некоторых элементов, а также включение элементов творческого характера; создаются условия для формирования навыков контроля и самоконтроля в ходе выполнения заданий. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества
его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Для реализации программы используется пособие для учащихся образовательных учреждений Волковой С.И., Пчелкиной О.Л. «Математика и конструирование».
Используются методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, деятельностно-творческий, наблюдения, наглядности.
Срок реализации программы внеурочной деятельности: 1 год
Программа рассчитана на 1 ч в неделю (33часа).
Возраст обучающихся – 6 -7 лет.
Ожидаемые результаты.
Личностные
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
МетапредметныеРегулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на урока;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Предметные:
Учащиеся должны знать:Термины: точка, прямая, отрезок, луч, угол, прямой угол, острый угол, тупой угол, ломаная линия, вершина ломаной, звено ломаной, длина ломаной, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, сантиметр, дециметр; отличия прямой от отрезка, отличие прямой от луча, луча от отрезка; основные свойства прямой;
- названия и назначение материалов (бумага, картон и др.); название и назначение каждого из инструментов и приспособлений (линейка, чертежный треугольник, циркуль, ножницы, гладилка, кисточка для клея и др.);
- правила безопасной работы перечисленными инструментами и правила их хранения;
- технологию сгибания и складывания бумаги, правила вырезания и склеивания деталей из бумаги.Учащиеся должны уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс длясушки изделий.
Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно- творческой и трудовой деятельности.
- чертить отрезок по заданным размерам, чертить прямоугольник (квадрат) заданных размеров на клетчатой бумаге; чертить отрезок сумму и отрезок-разность двух отрезков; обозначать буквами точки, отрезки, ломаную, многоугольник, угол многоугольника;
- делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей, преобразовывать фигуру по заданному условию;
- определять материал (бумага, картон и др.), из которого изготовлено изделие, определять назначение изготовленного изделия;
- сгибать бумагу, пользоваться гладилкой, резать бумагу ножницами по прямой, соблюдая правила безопасности, резать по линиям разметки, изготавливать несложные аппликации;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Проведение выставок работ учащихся.
Содержание программы.
Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые I незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. 1еление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии
Конструирование.
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по отологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
В 1-ом классе дети знакомятся с линейными (луч, прямая, отрезок) и основными плоскостными геометрическими фигурами (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат). Изучение этих тем осуществляется в процессе наглядно-исследовательской работы. А закрепление полученных знаний происходит в ходе конструкторско-практической деятельности. Дети конструируют модели изученных геометрических фигур из бумаги, ниток, проволоки. Из геометрических фигур конструируют плоскостные предметы по образцам, по представлению, по воображению, изготавливают различные предметы по простейшим разметкам. В ходе различных упражнений выясняют сходства и отличия изученных фигур. Дети знакомятся с элементами угла, ломаной. Практическим путем получают модель прямого угла из листа бумаги, путем деления круга на части. Дети учатся строить отрезки и ломаные заданной длины, сравнивать длины отрезков, находить длину ломаной линии, превращать незамкнутую ломаную в замкнутую. В форме игры дети знакомятся с видами треугольников, ромбом, квадратом, прямоугольником.
В 1 классе происходит первоначальное знакомство с основными чертежными линиями, дети учатся определять линейные размеры заготовки прямоугольной, треугольной формы и выполнять разметку бумаги в соответствии с заданными размерами, выполняют из полученных геометрических фигур сюжетные композиции по образцу и по собственному воображению.
Основными методами обучения являются: частично – поисковый; исследовательский, деятельностно – творческий; наблюдение. Все они направлены на поддержку индивидуального развития ребенка, на предоставление учащимися свободы для творчества, для принятия самостоятельных решений. В программе учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста. В организации деятельности на занятиях используются игры и игровые ситуации, сказочные сюжеты. Созданию положительной мотивации способствуют ситуации занимательности, познавательной новизны, дидактические игры, диалог, проблемное изложение материала, коллективный поиск на основе собственных наблюдений.
Учебно-тематический план.
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата Примечание
По плану Фактически 1 Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге. 1 с. 6-8
2 Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. 1 с.8-11
3 Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой. 1 с. 11-13
4 Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка — инструмент для проведения прямой. 1 с.14-16
5 Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости.1 с.17-19
6 Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. 1 с.20,21
7 Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины 1 с.22,23
Приложение
8 Повторение и закрепление пройденного. 1 с.24-25
9 Конструирование модели самолета из полосок бумаги. 1 с.26
приложение 2
10 Изготовление аппликации «Песочница» (проект) 1 с.27
приложение
3 и 4
11 Луч. 1 с.28-31
12 Сравнение отрезков с помощью циркуля. 1 с.32-33
13 Сантиметр. 1 с.34-36
14 Геометрическая сумма и разность двух отрезков 1 с.37-39
15 Угол. Развернутый угол. 1 с.40-44
16 Прямой угол. Непрямые углы. 1 с.45-47
17 Виды углов: прямой, тупой, острый. 1 с.48-53
18 Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной. 1 с.54-56
19 Закрепление пройденного. 1 с.57
20-21 Многоугольник. 2 с.58-61
22 Прямоугольник 1 с.62-63
23 Противоположные стороны прямоугольника. 1 с.64-65
24 Квадрат. 1 с.66-67
25-26 Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром. 2 с.68-71
27-29 Повторение и закрепление пройденного. 3 с.72-85
30 Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник». 1 с.88-91
приложение 5 с.72.75
31 Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей (проект) 1 Приложение 6 и с.82
Приложение 7 и с. 85
32-33 Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка», «Рыбка», «Зайчик». 2 Приложение
11
Список использованной литературы.
1. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование -1 класс - М: «Просвещение», 2012.
2. С. И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Волкова. М.: Просвещение, 2013.