авторская рабочая программа по предмету Русская словесность


Пояснительная записка.
Рабочая программа по русской словесности для 6 класса составлена на основе авторской программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности: от слова к словесности для 5-9 классов», рекомендованной Министерством образования РФ .
Главная цель изучения русской словесности – творчески овладеть родным языком, освоить духовный опыт человечества.
Задачи изучения словесности:
изучить законы употребления языка, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов;
учиться воспринимать произведение как целостное явление искусства слова;
учиться творческому употреблению родного языка.
Сведения о рабочей программе.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Планируемый уровень подготовки обучающихся.
В результате изучения русской словесности ученик 6 класса должен знать / понимать – уметь:

некоторые свойства языка, позволяющие выражать содержание, различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окраской;
первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и литературных произведениях;
правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях;
создавать собственные произведения.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, составляет 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю.

Формы организации образовательного процесса.
Урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, комбинированный урок, контроль знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний.

Технология обучения.
Проблемно-поисковая, исследовательская, здоровьесберегающая, ИК-технологии. Применение этих технологий обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения материала.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Ключевая компетенция обучающихсяЦелевой ориентир учителя в уровне сформированности ключевых компетенций обучающихся
Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская, информационная) Извлекать пользу из опыта.
Организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний.
Организовывать собственный способ, прием обучения
Социально-трудовая компетенция Включаться в социально-значимую деятельность.
Оперативно включаться в проекты.
Коммуникативная компетенция Умение высказывать и отстаивать вою точку зрения.
Овладение навыками неконфликтного общения.
Способность строить и вести общение.
Компетенция в сфере личностной ориентации Критически относится к тому или иному аспекту.
Уметь противостоять сложностям.
Занимать личную позицию.
Виды и формы контроля.
Самостоятельная работа, контрольная работа, сочинение, тест, фронтальный опрос.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
Русская словесность: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Р. И. Альбеткова. – М.: Дрофа, 2009.
Р. И. Альбеткова. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс.» - М.: Дрофа,2009.
Информационно-методическая и Интернет-поддержка:
Журнал «Русский язык в школе», «Литература в школе».
Сайт www.prov.ru (рубрика Русский язык и Литература).
Календарно-тематическое планирование уроков словесности в 6 классе.

п/пНаименование раздела программы Тема урока Кол-во часов Требования к уровню подготовки Дата
план факт
1 Употребление языка Стилистические возможности слов и выражение 1 Уметь понять один из важнейших законов словесности - закон употребления слов языка в зависимости от условий высказывания 2 Общеупотребительные слова 1 Знать назначение употребительных слов, уметь находить их в тексте 3 Диалектные слова.
Специальные
(профессионализмы) 1 Уметь определять в тексте диалектные и профессиональные слова 4 Заимствованные слова 1 Уметь находить в тексте заимствованные слова и уметь определять их значение 5 Неологизмы 1 Уметь отличать неологизмы от общеупотребительных или профессиональных 6 Употребление имени существительного 1 Знать грамматические свойства и состав слова имен существительного 7 Употребление имени прилагательного 1 Знать стилистическую и эмоциональную окраску имен прилагательных 8 Употребление глагола 1 Знать грамматическую формулировку глаголов и их употребление в различных стилях речи 9 Средства художественной изобразительности Сравнение, аллегория, эпитет 1 Знать определение эпитета, аллегории, способы выражения сравнение и его роль в художественном произведении 10 Контрольная работа 1 Работа над журналом для собственных сочинений 11 Метафора.
Олицетворение 1 Знать определение метафоры и олицетворения в произведениях словесности 12-13 Метонимия. Синекдоха. Гипербола. 2 Знать и уметь находить в произведениях словесности метонимию, синекдоху и гиперболы 14 Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. 1 Знать и уметь находить в текстах предложения, с инверсией и повтором 15 Риторический вопрос и риторическое восклицание. Антитеза 1 Уметь находить в текстах антитезу, предложения с риторическими вопросами 16 Контрольная работа 1 Уметь понимать языковые средства изображения жизни 17-18 Юмор в произведения словесности Что такое юмор.
Комическая неожиданность. 2 Знать определение юмора и способы его создания 19 Остроумная речь 1 Знать определение, уметь использовать в речи 20-21 Произведения устной народной словесности Былины. Былинный стих. Особенности языка 2 Знать определение былины и уметь отличать их от других произведений словесности 22 Легенда. Предание 1 Знать определение легенды и придания.
Уметь отличать от других произведений словесности 23-24 Эпическое произведение, его особенности Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой и его характер 2 Знать, что является главным в эпическом произведении(человек) отношения автора к характерам героев 25 Герой произведения и его автор. Особенности языка эпического произведения 1 Уметь высказывать что-то очень важное для героев художественных произведений 26 Контрольная работа 1 27 Лирические произведения, их особенности Лирическое произведение. Особенности языка 1 Знать определение лирического произведения и средства художественного изобразительности 28 Двухсложные размеры стиха 1 Уметь определять двухсложные размеры стиха 29 Трехсложные размеры стиха 1 Уметь определять трехсложные размеры стиха 30 Аллитерация. Рифма. Главное свойство стихов 1 Знать определение. Что является свойством стихотворной речи 31 Играем со словами 1 Уметь сочинять, Участвовать в конкурсе на лучшее стихотворение, викторине 32 Драматическое произведение, его особенности Особенности языка драматического произведения 1 Знать определение драматического произведения и его особенности 33 Как изображается характер героя в пьесе, сюжет драматического произведения 1 Знать, что является главным средствами изображения характера героев; уметь определять сюжет драматического произведения 34 Итоговая контрольная работа 1