Конспект урока по теме «Совесть» по ОРКСЭ, модуль «Светская этика»


Конспект открытого урока по ОРКСЭ
(модуль Основы светской этики)
4 класс
Тема: «Совесть»
Цель и задачи урока:
помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе.
Предметные результаты : усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.
Познавательные УУД:
понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
Метапредметные результаты : развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи
Оборудование:
(мультимедийная презентация) ноутбук, учебник, раздаточный материал – задания для ситуаций, конверты с пословицами

Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний по теме.
Ребята сейчас посмотрите внимательно ситуацию из жизни школы и оцените её. (Входит техничка Любовь Михайловна, моет класс, уходит. Следом пробегает Никита, разбрасывает мусор.) Ребята, что можете сказать об этой ситуации? Что можно сказать о мальчике? Какой он? Чего у него нет?
СЛАЙД 2 Что помогает человеку поступить правильно? Отличить добро от зла?
Конечно же, это совесть. Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы:
Нужна ли человеку совесть?
3.Объяснение нового.
А как вы думаете, какую роль играет совесть?
СЛАЙД 3 Верно, совесть нас заставляет размышлять о своих поступках, критически оценивать их, напоминает об обязанности, долге, ответственности, игнорирует хитрые оправдания, заставляет говорить о себе правду.
Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.
Совесть – это голос, звучащий внутри нас.
СЛАЙД 4 Голос совести
Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.
4.Работа в группах (игра)
СЛАЙД 5 Задание «Объяснялки»
Как понять выражения:
-меня мучает совесть;
-бессовестный человек;
-совестливый человек;
-моя совесть чиста?
СЛАЙД 6 Задание «В подъезде»
Строители сделали в нашем подъезде ремонт. Вова изрисовал маркером все стены. Соседи возмутились. А бабушка, соседка Вовы, вышла и с трудом отмыла стены.
Что вы можете сказать о Вове? А о соседке? Как бы вы поступили на месте Вовы?
СЛАЙД 7 Задание «Ручка»
У Олег на уроке балуясь сломал ручку. Таня дала ему свою. После уроков Олег не отдал Тане ручку, сказав, что она ему тоже нужна. Таня очень расстроилась.
Почему Таня дала ручку Олегу? Какая Таня девочка? Что можете сказать об Олеге? Как должен был поступить Олег?
СЛАЙД 8 Мы иногда слышим выражение: Где твоя совесть? Может ли ваша совесть быть у другого? Или можем ли мы найти кого-то, чтоб тот стал вашей совестью?
СЛАЙД 9 Мультфильм о Лунтике «Совесть»
Так можно ли чтобы кто-то стал вашей совестью? Как Лунтик помог гусеницам? Почему гусеницы сказали, что настроение у них поднялось?

СЛАЙД 10 Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.
Что дает человеку чистая совесть?
Чистая совесть обеспечивает уважение
Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
СЛАЙД 11 Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла
Не допускайте грубости
Во всём помогайте ближним
Будьте добрым человеком
СЛАЙД 12 5. Рефлексия. Оценка.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке .
Не забывайте использовать слова…..Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Активно работали на уроке….
Интересны были высказывания…
6.Домашнее задание.
Дома вы продолжите работу по данной теме.
1)Расспросите родителей о значении совести в их жизни.
Расставаясь, я хочу пожелать:
СЛАЙД 13 А на последок мне хочется вам сказать: Будьте честными, добрыми и порядочными людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы !
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Использованная литература:
Сайт творчества http://www.ninartyuhova.ru/
Copyright © 2012. В чем смысл жизни человека? Притчи, цитаты, афоризмы и высказывания о смысле жизни.
Copyright © 2003-2011, Библейский Дискуссионный Клуб г. Монреаль.
http://o-pogovorkah.ru/rb/pog.php? http://psychlib.ru/mgppu/Tvd-2004/Tvd-288.htmТелегин М. В.Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. — М.: МГППУ, 2004.
http://www.mtelegin.ru/dialog/vdialog/82-metod15http://grandcorsar.blog.ru/145292099.htmlСовесть как предмет психологического исследования. С.А. Барсукова (Пенза) Психология человека в современном мире Том 6 .Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Издательство «Институт психологии РАН» .Москва – 2009
«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение- 2010
«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение -2010
Пособие для учителя. М.: Просвещение-2008 (Стандарты второго поколения)
Авторы: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов
Задание «В подъезде»
Строители сделали в нашем подъезде ремонт. Вова изрисовал маркером все стены. Соседи возмутились. А бабушка, соседка Вовы, вышла и с трудом отмыла стены.
Что вы можете сказать о Вове? А о соседке? Как бы вы поступили на месте Вовы?
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание «Ручка»
У Олег на уроке балуясь сломал ручку. Таня дала ему свою. После уроков Олег не отдал Тане ручку, сказав, что она ему тоже нужна. Таня очень расстроилась.
Почему Таня дала ручку Олегу? Какая Таня девочка? Что можете сказать об Олеге? Как должен был поступить Олег?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------